Тысячелетняя война за Карабах
Тысячелетняя война за Карабах
Благословенная земля Карабаха – совсем небольшая территория плодородных земель среди гор Кавказа. Впрочем, небольшая она относительно. К примеру, Ливия или Кипр, как и множество других государств, занимают территорию значительно меньшую. А еще Карабах – это самый кровавый и длительный военный конфликт на постсоветском и даже советском пространстве. Споры за Карабах, которые сейчас разгорелись с новой силой, длятся уже не первое столетие. Их вполне можно было решить еще во времена СССР, но не решили…
Известная история Карабаха, который принято подразделять на Равнинный и Нагорный, начинается в Великой Армении за 200 лет до рождения Иисуса Христа. Тогда он носил название Арцах и был 10-й провинцией этого древнего государства, просуществовавшего более 600 лет. В IV веке начался распад Великой Армении и Арцах стал частью еще одного древнего государства – многонациональной Кавказской Албании – вассала Персии. Именно это и положило начало конфликту. В средневековье, когда в Карабах пришли сельджуки, конфликт продолжился и особенно драматичным он стал во времена Османской империи. Все это время армяне попадали под власть то одной, то другой империи, теряли свои исторические территории и численно сокращались. Но ничего не изменилось и после распада Османской империи, когда Армения и Азербайджан на каких-то пару лет с помощью Великобритании и Франции объявили о своей независимости и потерпели поражение от новой кемалийской Турции. Так продолжалось до вхождения их в СССР. Но и в союзе братских советских республик конфликт был не разрешен, а всего лишь заморожен.
К XVI веку относительно автономный уклад армяне, оказавшиеся, как между молотом и наковальней, между Персидской и Османской империями, сохранили для Хаченского княжества. В XVII веке произошло новое персидское завоевание, большая часть Армении была разрушена, а армяне, не успевшие спрятаться в горах, были насильно переселены во внутренние районы Персии. Это поставило под вопрос само существование армянского народа. Их соседи азербайджанцы, как и другие тюркоязычные народы, исповедующие ислам, напротив, не испытывали каких-либо особых притеснений в составе Сельджукской, Персидской и Османской империй и все время воевали с армянами, в том числе и за редкие в тех местах плодородные земли Карабаха. Разбираться, кто в этих войнах, исходя из исторической справедливости, был прав, а кто виноват – дело поистине неблагодарное и не менее бесплодное. Но забегая вперед, стоит отметить, что национальную идентичность азербайджанцы и армяне, как, впрочем, и грузины, белорусы и украинцы, обрели лишь с вхождением в состав Российской империи.
Армяне писали Петру I: «Смиренно поклоняются вам все служивые покорные слуги нынешней армянской карабахской земли, высокие и низшие властвующие, начальники и простолюдины, всадники и пешие, а также весь простой народ. Ваше императорское величество, мы несколько раз направили в вашу державу своих людей и письмами обращались к вам, беспокоя ваше величество, призывая помочь нам, ибо уже 3 года, как мы без руководителей и без хозяина, а ведь мы окружены безжалостными врагами, персами, османскими турками, дагестанцами и другими».
Грузинам повезло больше. Их аналогичные мольбы о помощи материализовались в виде Георгиевского трактата в 1783 году при Екатерине II. В соответствии с ним грузинское Картлийско-Кахетинское царство получило протекторат Российской империи, но остатки грузинских народов получили возможность окончательно не ассимилироваться в османском плавильном котле лишь в 1801 году при императоре Александре I.
В 1805 году к новосозданной Грузинской губернии были присоединены Памбак и Шорагяльское султанство, в состав которых входили исторические области Армении Лори и Ширак. В результате русско-персидской войны Россия завладела Эриванским и Нахичеванским ханствами и Ордубадским округом и в соответствии с Туркманчайским договором в 1828 году была образована Армянская область с центром в Эривани. К тому времени на этих территориях армяне составляли не более 20% населения. Переселенные во внутренние районы Персии получили возможность вернуться, и это фактически стало началом армянского культурного возрождения. По тому же договору Персия на вечные времена уступила Российской империи и территорию современного Азербайджана. Бывшие ханства и султанаты там были преобразованы в округа и провинции. Среди них была и Карабахская провинция. С этого момента конфликт между армянами и азербайджанцами был приостановлен почти на столетие.
К началу XX в. армяне и азербайджанцы чувствовали себя в составе Российской империи настолько уверенно, что на фоне гражданской войны в России в 1918 году провозгласили Республику Армению и Азербайджанскую Демократическую Республику, и конфликт разгорелся с новой силой. С подачи Франции, США и Великобритании армяне были ввергнуты в войну с азербайджанцами и в результате биты войсками Османской империи, которая в то время переживала трансформацию в кемалийскую Турцию. Как это принято говорить сейчас, западные партнеры, преследовавшие цель разрушения Османской империи (как обычно – чужими руками) щедро подарили Армении огромный кусок Турции площадью примерно раз в 5 больше современной Армении. Армения на бумаге получила территории, которые входили в состав античного армянского царства, и если бы слова французов, американцев и британцев были подкреплены делом в сотни тысяч солдат, готовых воевать за Армению, то ее территория простиралась бы сейчас практически от современного Ирака и Сирии до города Урду в Турции, то есть примерно километров на 400 от грузинского побережья Черного моря вглубь Турции. Все это закончилось Александропольским договором, по которому независимая Армения отказалась не только от подаренных западными странами земель, но и даже потеряла большую часть территории современной Армении. Если Армению морально поддерживала Франция, то Персию, которая на протяжении всей истории была противником османов, поддерживала Британская империя. Именно из Персии в Баку высадился экспедиционный корпус англичан, который остановил османские войска, поддерживавшие азербайджанцев в войне с армянами.
Османская империя распалась, на ее месте возникла новая Турция, но братские чувства к азербайджанцам и враждебные к армянам у нее как были, так и остались. Именно по требованию этой новой Турции, изложенным в Московском и Карском договорах, формирующийся СССР включил в состав Азербайджанской СССР Нахичевань и оставил под ее контролем Нагорный Карабах в виде автономии, а также отказался от всех территорий, завоеванных Российской империей во время Первой мировой войны.
С тех пор в конфликте азербайджанцев и армян снова наступило затишье. В СССР умели объяснить национально озабоченным гражданам, что межнациональная вражда ничего хорошего не приносит, а всем следует быть многонациональным советским народом и лишь потом армянами, азербайджанцами, русскими и представителями любой другой из сотен национальностей, населяющих большую страну. Так СССР задумывался и строился изначально, но после смерти Сталина, а особенно начиная с 1970 годов, эта концепция стала давать сбои. Причиной стало то, что Кавказ и окраины СССР начали постепенно разлагаться от кумовства и коррупции. Уже в 1980 годах в Азербайджане продавались и покупались все должности, да и не только там. Аналогичная картина при попустительстве центральных властей наблюдалась во всех республиках Кавказа и Средней Азии. Пришедший к власти в Азербайджане в 1969 году Гейдар Алиев сформировал собственный клан и фактически начал тихую деарменизацию Нагорного Карабаха, входившего в состав Азербайджанской ССР на правах автономной области. В этом он сам признался в своих мемуарах. Вполне естественно, что армяне протестовали, но переселения особо не выходили за рамки межнациональной политики СССР по внутренней миграции, тем более что при этом сохранялась видимость спокойствия и не допускались крайние проявления межнациональных распрей, поэтому центральные власти предпочитали не вмешиваться в противоречия, история которых насчитывает тысячелетие. Вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении поднимался в 1945, 1963, 1977 и 1983 годах, но каждый раз не получал поддержки центральных властей.
Ситуация начала накаляться с приходом к власти Горбачева. В 1985 году в Москву полетели первые жалобы из Армении и Нагорного Карабаха, а уже в 1987 году произошли первые кровопролитные межнациональные стычки. Как ни печально, но их инициаторами были действующие руководители КПСС Азербайджана и Армении. Горбачев вместо того, чтобы тушить разгорающийся костер, в лучших традициях коллективного Запада выразил глубокую озабоченность и призвал стороны к диалогу. Зимой 1988 года столкновения становятся открытыми.
В Азербайджане появляются первые беженцы, которые разносят слухи о якобы массовых погромах азербайджанцев в Нагорном Карабахе со стороны армян. И уже 27-29 февраля в азербайджанском Сумгаите происходит первый кровавый погром армянского населения. Три дня подряд азербайджанцы, поощряемые местными партийными боссами, ищут и убивают армян. При этом прибывшие туда внутренние войска из Москвы получили приказ не вмешиваться и запрет на применение оружие. Лишь после того, как около полутысячи военнослужащих были разоружены и получили ранения, военным разрешили применять силу для подавления беспорядков.
Со стороны Горбачева логично было бы дать указание выявить всех причастных не только к событиям в Сумгаите, но в ситуации между Арменией и Азербайджаном в целом, сделать процесс максимально показательным и открытым, ввести в этих республиках временное прямое управление из Москвы, принять решительные меры для искоренения кумовства и коррупции, объяснить местному населению, что калечить и убивать друг друга по национальному и любому другому признаку – это не по-советски. Но вместо этого он сначала пытается замолчать эти события, говоря чуть не о конфликте на бытовой почве, призывая к диалогу и продолжать подливать масло в огонь. Для разбора полетов в Ереван отправлен Яковлев, а в Баку – его коллега по ЦК КПСС Лигачев. Оба они выражают понимание. Яковлев – армянам, а Лигачев – азербайджанцам. Яковлев обещает армянам поддержать их в Нагорном Карабахе и ограничить там влияние азербайджанцев, а Лигачев обещает азербайджанцам сохранить Нагорный Карабах в составе Азербайджана. В результате осенью 1989 года конфликт разгорелся с новой силой. Дальнейшие полумеры со стороны центральных властей привели к тому, что в 1990 году, когда еще существовал СССР, между двумя советскими республиками началось прямое вооруженное столкновение с применением артиллерии, а республиканские органы МВД уже использовались в качестве военных подразделений для зачистки населенных пунктов в зоне конфликта друг от друга.
После развала СССР конфликт уже ничто не сдерживало, и он вылился в самую настоящую войну. Во времена Ельцина Россия продолжила политику Горбачева и продолжала поддерживать обе стороны конфликта в стремлении восстановить историческую справедливость, которую, как известно, каждый понимает по-своему. Но все же стоит отдать должное Ельцину. Весной 1992 года Турция готова была включиться в конфликт на стороне Азербайджана в Нахичеване, но после настоятельной просьбы России отказалась от своих планов. Армения, в свою очередь, не предпринимала каких-либо действий в отношении этого азербайджанского анклава.
До 1994 года Азербайджан потерял около 20% своей территории, мирные переговоры с тех пор так и не дали результата, конфликт напоминал о себе периодическими локальными боестолкновениями, результатом которых стали десятки тысяч погибших и сотни тысяч беженцев. И сейчас, в наши дни, он разгорелся с новой силой. Два соседних народа снова убивают друг друга, как было на протяжении тысячелетий. Единственными длительными мирными периодами в этом было сосуществование армян и азербайджанцев в едином государстве с незаангажированным в чью-либо пользу центром. Так было в Российской империи до ее развала, так было и в СССР до прихода к власти Горбачева, ставшего началом конца огромной страны.
Вариантом прекращения конфликта может быть военная победа одной из сторон и побуждение к капитуляции и миру другой, но ни у Армении, ни у Азербайджана –ни у одной из этих стран нет для этого достаточных ресурсов.
Развал СССР привел к целой череде в принципе неразрешимых конфликтов, и не только между Азербайджаном и Арменией, и без воссоздания союза в том или ином виде, к огромному сожалению, они будут продолжаться.