Донбасс, «Минск-2» – шесть лет спустя

Шесть лет прошло после подписания согласованного Комплекса мер по выполнению Минских соглашений (так называемый «Минск-2»), подписанного 12 февраля 2015 года лидерами Германии, России, Франции и Украины на саммите в «нормандском формате», контактной группой по урегулированию ситуации на Украине и главами провозглашенных республик ДНР и ЛНР.

В прошлом, 2020 году, об этой дате вспомнили лишь политологи, чья узкая специализация – конфликт в Донбассе. В этом году, не смотря на неюбилейную годовщину подписания «Минска-2», тема минских соглашений массово обсуждается в СМИ.

Проблема обсуждается на разных уровнях социальной лестницы в зависимости от компетенции и занимаемых должностей.

Почему же такое пристальное внимание к событию шестилетней давности?

Полномочный представитель ДНР на переговорах Контактной группы в Минске министр иностранных дел ДНР Наталья Никонорова интернет изданию Донецкое Агентство Новостей в расширенном интервью сообщила: «К сожалению, из года в год 12 февраля – день, когда был подписан Комплекс мер по урегулированию конфликта в Донбассе, – является поводом не к тому, чтобы обозначить какие-то положительные сдвиги и результаты, а к тому, чтобы отметить неутешительный факт: из 13 пунктов этого документа полностью не выполнен, по сути, ни один». 

Она подчеркнула, в частности, что от украинской стороны добились лишь обмена пленными в ряде случаев без юридической очистки, а также кратковременного отвода вооруженных сил из населенных пунктов, в которые спустя непродолжительное время они успешно вернулись.

Как отмечает Н. Никонорова, украинская сторона, как при правительстве Петра Порошенко, так и при правительстве Владимира Зеленского всячески под надуманными, абсурдными предлогами игнорирует все конструктивные предложения контактной группы со стороны ДНР и ЛНР.

А что же жители ДНР и ЛНР, как они воспринимают знаковую дату?

Что касается бойцов Народной Милиции, которых в ДНР и ЛНР продолжают называть ополченцами, они уверенны, что «Минск-1» и «Минск-2» – это предательство. В сентябре 2014 года плохо вооруженные подразделения ВСУ и украинские националисты спешно покидали Мариуполь, осталось только ввести туда части ополченцев, и территория протяженностью 120 км от Донецка была бы освобождена от украинских войск. Мариуполь – портовый город с двумя гигантами металлургии стал бы весомой частью ДНР. Россия в этом случае имела бы намного меньше проблем на Азовском море. 

В феврале 2015 года после освобождения Дебальцева до другого значимого в промышленном отношении города в Донецкой области – Артемовска – было рукой подать, всего 60 км по прямой. 

Как и в сентябре 2014 г. части ВСУ спешно покидали город, были уверены, что ополченцы продолжат наступление. Но опять поступил приказ остановиться на позициях. Расстояние от Донецка до Артемовска 110 км, а значит, что эта часть Донецкой земли осталась подконтрольной украинской армии.

За прошедшие семь лет (с 2014 г.) очередные перемирия (их уже перестали подсчитывать) то объявлялись, то нарушались в одностороннем порядке украинской стороной буквально через два часа после их подписания. Согласно минским соглашениям, бойцы ополчения получали приказы от своего командования не отвечать на огонь противника под страхом ареста. Все эти семь лет защитники республик гибли под огнем противника. Погибали и мирные, гражданские люди – старики женщины, дети.

С сентября 2020 года возобновились очередные жесткие обстрелы объектов ДНР.

Так, 1 февраля 2021 ранен мирный житель село Александровка в пригороде Донецка, в поселке Сигнальное 3 февраля пострадало пять домов в результате обстрела ВСУ, тогда же в Горловке тяжело ранен мирный житель.

Война в вяло текущей форме продолжается до настоящего времени.

Население ДНР живет в условиях изоляции в качестве «непризнанного государственного образования». В частности, отсутствует система международных денежных переводов не только из многих стран мира, в том числе из Российской Федерации. Сервисы в интернете Яндекс, Google, а также платежные системы «PayPal», QIWI отказываются сотрудничать с местными мобильными операторами «Феникс» и «Лугаком».

Так как государственные образования ДНР и ЛНР не признаны и не имеют юридического статуса, то торговля и сотрудничество на международном уровне невозможны.

Железное дорожное сообщение существует только между ДНР и ЛНР, в остальные части нашей большой планеты только автомобильный транспорт. Как вам проехать от Донецка, например, до Орла 24-26 часов в международном автобусе?
Закрываются предприятия, та часть населения, которая обладает молодостью, здоровьем и высокой квалификацией выезжает в поисках работы. Уже сейчас в ДНР ощущается нехватка рабочих рук и специалистов, в некоторых больницах недокомплект врачей 50%. Повышение социальных выплат и зарплат бюджетникам не компенсирует рост цен на коммуналку, продукты питания и лекарства.

Проблема с украинскими пенсиями, которую Украина согласно «Минску-2» обязана была решить, за семь лет не решена. Те, кому позволяет здоровье, ездят на территорию Украины за кровно заработанной пенсией.

В Донецке за шесть лет со дня подписания «Минска-2» наслушались много чего неожиданного и научились «фильтровать» новости.

То призывы включить ЛДНР в состав Ростовской области. То Маргарита Симонян, главный редактор телеканала Russia Today на форуме «Русский Донбасс» в Донецке призвала включить республики ЛДНР в состав Российской Федерации. Буквально на следующий день пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что у Москвы таких планов нет.

То упрощенная процедура получения паспортов РФ для граждан ЛДНР, то российская сторона заявляет, что не видит другого решения конфликта на Донбассе кроме строгой приверженности договору «Минск-2», а значит возвращения территорий мятежных республик в состав Украины. Эти повороты влево – вправо, (иногда левее, еще левее) напоминают качание маятника, который упорно возвращается к своей оси.

Украина, между тем делая вид, что ведет переговорный процесс в Минске, укрепляет свои вооруженные силы, сотрудничая с США, Англией, в последнее время и с Турцией. Эти страны оказывают Украине «дружескую» помощь в перевооружении армии и подготовке её к военным действиям.

Украина подтянула боеспособные и хорошо оснащенные части ВСУ к границам республик, занимая все новые территории в серой зоне. С сентября 2020 года жесткие обстрелы территорий республик возобновились, обстрелы до настоящего времени продолжаются.

Угроза военного вторжения Украины на территорию ДЛНР и блицкриг по хорватскому сценарию – один из возможных вариантов развития событий в Донбассе. 

Договор «Минск-2» не принес мира республикам ДНР и ЛНР, не решил ни политических, ни экономических проблем. Для многих людей Донбасса, включая ополченцев, выражение «минские соглашения» стало ругательным.

Попытка обратится к истокам заключения минского договора, попытка еще раз проанализировать ту обстановку, которая привела к его заключению – является попыткой выхода из тупика, в который попали республики после заключения договора «Минск-2».

Перед народом Донбасса по-прежнему стоит вопрос, как «жить дальше», в каком направлении будут развиваться исторические события. Народ Донбасса ждет и надеется, надеется на лучшее будущее, надежда, как известно, умирает последней.

 

Художник: Леонид Кипарисов.

5
1
Средняя оценка: 2.91566
Проголосовало: 249