Где ты, Адам?

«Этот фильм не должен был родиться», потому что «заслужить доверие общины монастыря на удаленном от цивилизации полуострове, где женщин не было тысячу лет, сделать камеру невидимой для братии, настроенной против любых съемок, запечатлеть последние дни жизни настоятеля монастыря, его слезы, едва не замерзнуть под снегопадом в Греции, чудом вернуться с заснеженной вершины – теперь, когда все позади, это кажется совершенно невозможным». 
Так проанонсировали свой фильм «Где ты, Адам?» его создатели – продюсер протодьякон Александр Плиска и Александр Запорощенко, совместивший в одном лице режиссера, оператора и монтажера.
Признаюсь, еще недавно я сама – сугубо светский человек – не подозревала, что буду писать о фильме, рассказывающем о жизни монахов. Но документальный фильм о насельниках афонского монастыря Дохиар оказался более глубоким, чем просто срез жизни одной общины. Будучи чистой документалистикой без постановочных кадров, закадрового текста, без полноценного перевода греческой речи, снабженный лишь субтитрами, он зацепил…
Дохиа́р– православный греческий мужской монастырь на Свя¬той Горе Афон в Греции, десятый в иерархии двадцати афонских монастырей.
Монастырь основан в десятом веке преподобным Евфимием Афонским. Находится на юго-западном побережье полуострова Афон, между садов и рощ. В обители проживает около 50 иноков. Великая святыня Дохиара – икона Божией Матери «Скоропослушница», списки которой хранятся в ряде российских храмов. 

ДЕБЮТ

Идея фильма родилась в Дохиаре, куда в течение многих лет приезжал Александр Плиска, по несколько месяцев в году живя с монахами одной жизнью, наполненной молитвами и трудом. Но только через 8 лет он получил от игумена благословение на съемку. 
Так Плиска стал продюсером фильма, а Александр Запорощенко – оператором и режиссером
– Мне нравится, как работал знаменитый кинорежиссер Ингмар Бергман, – говорит Плиска. – В работах уже состоявшегося оператора моего друга Александра Запорощенко я увидел созвучные Бергману интересное построение кадра и другие приемы. 
Надо сказать, что в начале пути идея фильма мало кого вдохновила – шел 2015 год. «Какой фильм – ты не видишь, что творится?» – отвечали Плиске те, к кому он обращался с предложением поддержать проект. Поэтому, говорит он, улыбаясь, пришлось «стоять на паперти с протянутой рукой и, обойдясь минимальными средствами, остаться свободными в творческом плане людьми». 
5 лет шли съемки этого беспрецедентного безбюджетного фильма. Из 200 часов съемки в фильм вошло менее 1% исходного материала отснятых кадров. Работа режиссера и оператора не оплачена до сего дня.

ГЕРОНДА 

Церковное слово «геронда» на греческом языке означает «старец» или «духовный отец». Так обращаются к человеку, наделенному большим духовным авторитетом. Еще один термин из православного словаря: «ктитор» – означает «основатель, создатель храма». 
Оба понятия воплощает в себе игумен Дохиара архимандрит Григория (Зумис), показанный в фильме с почтением и любовью. Таким высоким понятиям, считают монахи, духовные воспитанники о. Григория, соответствуют его образ жизни, внутренний строй и подвижническая деятельность. 
– С 1980 года монастырь находился в стадии восстановления, – говорит Александр Плиска. – Не только в материальном плане, но и культурном, религиозном. С этого времени и до самой своей смерти во главе его стоял о. Григорий. Геронда и ктитор. 

Там, где появлялся старец, говорят свидетели, радовалась природа: зеленели газоны, благоухали цветы, появлялись животные, звучала музыка. Для подаренной ему канарейки или спасенного олененка он находил пару – чтоб им было нескучно. Услышав однажды за стенами монастыря, как играет о. Авель – бывший студент питерской консерватории – он позаботился, чтоб в монастыре появилось фортепиано.
Это был человек, который не ждал действий монахов, а сам первым выходил на работу. Больше всего его беспокоил вопрос: как я буду работать, когда стану старым? Изнуренные трудом братья спрашивали у него: будем ли мы в раю работать? Вряд ли, отвечал он, но вы лопаты с собой возьмите. 
Геронда очень скромный человек. Он долго не давал разрешения на съемку фильма, боясь, что ему при жизни «поставят памятник». Уже чувствуя приближение смерти, о. Григорий завещал похоронить его, не извещая мир о его кончине до того момента, пока не пройдет погребение. Для чего? – спросите вы. Для того, чтоб избежать пышности, которая присуща похоронам любого афонского игумена. Так и случилось. В фильме кончина старца не показана, потому что умер он после завершения съемки. 
А что же видит зритель? С первых кадров пред нами предстает старец, которого, бережно поддерживая под руки, ведут по брусчатой дороге монахи. В нескольких шагах, пытаясь успеть за старцем, тащится рыжая собака. Задние ноги у нее бездействуют, поэтому передними она перебирает с удвоенной силой. Никто ее не гонит. Как не гонят других ее сородичей, а также прилепившихся к обители котов и птиц. Как не гонят людей. 

ПОДВИЖНИКИ

Выдержать устав монастыря могут лишь единицы, потому что монашество – это подвижничество, преодоление себя, своих страстей. 
– Монах на Афоне, – говорит Плиска, – не может чего-то желать. Это как в семье – все на благо семьи. Если монах закончил свою работу, то он не пройдет мимо работающего брата. Такое, кстати, не всегда встретишь в миру. Такая была установка у настоятеля. Он добивался этого постоянно, говоря, что весь мир стоит на жертве, и без жертвы человек не может реализоваться. 
Спят монахи не более 3-4 часов в сутки, питаются очень скромно. 
С 2  до 3 часов ночи – келейное правило, чтение молитв по четкам. С 3 до 7 часов – служба, потом трапеза и короткий отдых. С 10 часов и до ночи – работа. Ловля рыбы, сбор оливок, приготовление пищи, строительство, ремонт техники – и множество других дел, вплоть до кормления прибившихся к монастырю котов и собак. Наравне со всеми трудились и создатели фильма. Закрепив на голове камеру, Александр Запорощенко вместе с монахами работал на строительстве, толкал перед собой тачку с цементом, а потом отсматривал снятое, готовясь к следующим съемкам. Такой режим, по признанию Запорожченко, ему удавалось выдержать с трудом. 
– В какой-то момент я понял, что съемку пора прекращать, – говорит продюсер, – потому как увидел некий «сквозняк» в его глазах, что еще немного – и мой режиссер домой не вернется, а мне придется объясняться с его супругой на тему: как он стал монахом на Афоне. В 2006 году, когда я провел в монастыре полгода, я ощутил в себе такой «сквозняк». И хочу сказать женщинам, которые волнуются: вернутся ли их мужья, ушедшие с паломнической поездкой на Афон – правильно волнуетесь! Это все есть тогда, когда человек погружается в подлинное пространство жизни. И потому что мы встретили именно такое пространство, мы решили этим поделиться.

ТАИНСТВА

Фильм меня захватил, но где-то на втором плане присутствовала мысль, что я нарушаю некий запрет: ведь женщин в Афон не допускают, что пострижение в монахи и слезы старца тоже являются таинством, и мне не дОлжно там быть…
– Читая книгу или просматривая фильм, вы ведь только мысленно присутствуете в описываемых событиях, – развеял мои сомнения Плиска. – Тем более что разрешение на съемку дал сам настоятель. Да, монахи ушли от мира, но на камеру говорили только те, кто хотел этого. Более того, прежде чем пускать фильм на большой экран, мы показали его в монастыре. Конечно, волновались, но нареканий не было. 
Не возражали даже против показа конфликта между насельниками, который создатели включили в фильм – монахи тоже люди и тоже одержимы страстями. 

СОПРИЧАСТНОСТЬ

Создатели, много раз приезжавшие и долго жившие в Дохиаре, сами почувствовали, что проникнуться атмосферой этого места можно лишь максимально отказавшись (насколько это позволяет наша жизнь) от чудес цивилизации и технического прогресса, делающих людей не только слабыми, оторванными от природы, но и уводящими от истинных ценностей, от того высокого, что заложено в человеке. Именно поэтому, по их мнению, чтоб погрузиться в стихию афонской обители, фильм нужно смотреть в кинотеатрах, куда приходят люди как в церковь или в семью. 
Кадры природы, то зеленеющей и цветущей, то занесенной снегом, стихия моря, звуковое сопровождение этих картин, куда гармонично вплетаются церковное пение и очень тактично подобранная светская музыка – все это создает у зрителя ощущение сопричастности. 

СИМВОЛЫ

У фильма, по словам создателей, нет сценария. Но есть нечто большее. Это символы, и не только символы православной веры, которые очевидны. Я о тех, которые каждый может извлечь для себя без привязки к национальности, религии или географии проживания. Собака с волочащимися ногами – не наш ли это мир, хребет которого повредил упавший на него золотой телец? Не человек ли, погрязший во лжи, предательстве и прочих грехах? Но заметьте, из последних сил стремящийся к свету… Есть кадры, где один из братьев пытается подсадить хромую собаку, а есть и более оптимистичные, где эта собака вместе с сородичами бегает по лужайке. Хромает, припадая на задние лапы, но все-таки бегает. 
В фильме монахи строят защитную стену, чтоб уберечь монастырь от бушующего моря. Не символ ли это защиты, которую они воздвигают на тонком духовном плане от мерзостей и пороков материального мира? 
Фильм этот не о русских и даже не о родственных нам славянах, а об обычной и столь же необычной для нас жизни греческих монахов Дохиара. Но он близок нам тем, что напоминает о человеческих ценностях и очищает это понятие, попранное и извращенное врагами рода человеческого за последние десятилетия. И мне кажется весьма символичным, что премьерные показы фильма прошли в столичных кинотеатрах с «говорящими» названиями: в Киеве – в кинотеатре «Жовтень» («Октябрь»), в Москве – в кинотеатре «Октябрь», в Санкт-Петербурге – в кинотеатре «Родина». 

БУДУЩЕЕ

Фильм «Где ты, Адам?» идет по городам и весям без помпы и громких славословий. Уже сейчас, говорят создатели, в зависимости от страны показа он может сопровождаться субтитрами на украинском, русском, английском языках, в ближайшее время текст будет переведен на грузинский, сербский и польский. 
Фильм был представлен на ряде фестивалей, а на фестивале православного кино в Киеве в 2019 году был удостоен Гран-При. В планах создателей – и участие в других фестивалях, на которые уже сейчас приходят приглашения. 

ЗРИТЕЛИ

Я была в кинотеатре во время премьерного показа и с уверенностью могу сказать, что задача погружения зрителя в атмосферу афонского монастыря, поставленная создателями фильма, была выполнена. Искусный видеоряд дополняют шум ветра и воды, церковные распевы и даже исполняемый о. Авелем на вроде бы неожиданном для монастыря инструменте – фортепиано – Седьмой вальс Шопена, мостиком соединивший Святую Гору Афон с внешним миром. 
И зал, та самая «нецелевая аудитория», которой адресовали фильм его создатели, отозвался на фильм. Его приняли. По окончании премьерного показа там, где преобладали православные, зал трижды провозглашал: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Люди невоцерковленные награждали создателей аплодисментами. 
Но куда важнее то, что зрители унесли с собой из зала, что осталось в их душах. 
– В эти «окаянные дни» выход такого фильма на экраны – это ориентир для всех нас, – говорит петербуржец Дмитрий. – Через тернии – к звездам.
– В фильме показан путь ухода человека от мракобесия реальной жизни. Он пытается выжить и в то же время помочь другим людям. С другой стороны, Афон маленький и есть ограничения по полу, – сожалеет Ирина.
«Фильм не просто понравился. Он ОЧЕНЬ понравился», – написала в форуме о впечатлении своей 15-летней дочери ее мама, попутно напомнив, что возраст у девочки бунтарский. И добавила: «Оскар отдыхает рядом с такой похвалой из уст 15-летнего московского подростка. Это успех!» Ее собственная оценка – сродни оценке дочери: «Вышла после фильма на Арбат и ещё час не могла понять: а где монастырь? Это просто подарок от Господа в условиях лжи, обмана последних месяцев на нашей планете.

«Где ты, Адам?» – это библейский вопрос. После грехопадения Господь ищет Адама. Он ищет человека, а человек ищет Бога. Этот вопрос по-своему звучит во всех религиях. Для себя я перевела его, как: где ты человек, идущий к Богу? Пусть для неверующих бог – это высшая истина, справедливость.
– Я не мог молчать. Я хотел поделиться тем важным, истинным, что увидел в Дохиаре, потому как современный человек все больше уходит в он-лайн, дистанцируясь от других, из нормальных отношений уходят в пространство своего эгоизма, – сказал в беседе с автором Александр Плиска. – Этот фильм для всех. Мы не ориентировались на церковную площадку. Своим фильмом мы обратились к сердцу человека, максимально уважая личное пространство каждого. И каждый сделает свои выводы. Множество пересекающихся событий и встреч говорят нам о том, что мы строим историю. И ждать, что кто-то сделает это вместо нас – глубокое заблуждение. Если ты хочешь жить в добром и светлом пространстве – стань творцом добра. 

5
1
Средняя оценка: 2.83721
Проголосовало: 258