Рождённый в боях со шведами: как создавался Балтийский флот

2 февраля 1701 года Петр I повелел своим указом начать строительство шести 18-пушечных фрегатов и девяти вспомогательных кораблей для военных действий против шведского флота на Балтике. А спустя неполные 20 лет линейные корабли противника уже не рискнули выйти для открытого боя с русской эскадрой, готовившейся высадить десант на территории Швеции.

Указ Петра гласил: «На оборону и на отпор против неприятельских свейских войск на Ладожском озере сделать военных 6 кораблей по 18 пушек». Через несколько дней последовало дополнение под названием «Наказ о строении кораблей». В нем точно конкретизировались типы и количество военных судов, месторасположение будущих верфей, требования к их оборудованию.
Ответственным за исполнение указа был назначен стольник Иван Юрьевич Татищев. К поручению он подошел со всей ответственностью – лично контролировал промер глубин в местах закладки будущих верфей, расспрашивал местных жителей о колебаниях уровня воды в весенние паводки и летнее время, искал места для вырубок корабельного леса…
К зиме 1702 года первая верфь была заложена на реке Сясь, в следующем году на реке Свирь была построена Олонецкая верфь, чуть позже к ней добавилась верфь на реке Волхов. В сентябре 1702 года на Сясе спустили на воду два малых фрегата. Первые суда пришлось доводить до готовности в Олонце еще несколько месяцев, они были плохо управляемы и в 1705 году их перевели в разряд брандеров, нагружаемых горючими веществами для тарана крупных вражеских кораблей. 
Первый удачный корабль, 28-пушечный фрегат «Штандарт» сошел с Олонецких стапелей 22 августа 1703 года. Постепенно заработали все три верфи; только на Сясе за четыре года было построено 48 судов.
16 мая 1703 года с закладкой Петропавловской крепости началась постройка Санкт-Петербурга, и одним из важнейших объектов новой столицы России стала Адмиралтейская верфь, заложенная 5 ноября 1704 года. 
К маю 1705 года Балтийский флот империи насчитывал 20 одних только крупных кораблей, имевших 270 орудий и 2,2 тысячи человек экипажей. Не все они были построены на названных верфях. Несколько кораблей перебросили по северным рекам и волокам с Белого моря, где кораблестроение началось на несколько лет раньше. Были и трофеи – шведские суда, взятые на абордаж. Шведы в начале Северной войны (1700-1721) считали такие русские озера, как Чудское, Ладожское, Псковское, своими внутренними водоёмами и держали там целые флотилии из бригантин, хорошо вооруженных яхт, галер и других небольших судов. 

Датой боевого крещения нашего Балтийского флота считается 31 мая 1702 года, когда русский отряд под командованием полковника Толбухина, посаженный на карбасы (небольшие суда поморов), в проливе между Чудским и Псковским озером прогнал шведскую эскадру командора Лешерна из пяти кораблей, потопив один из них. А 7 мая 1703 года два шведских корабля были после ожесточенного боя захвачены в устье Невы солдатами под командованием Петра I и Меньшикова. Причем русская «эскадра» состояла их обычных шлюпок без единой пушки на борту!
Вообще, в ходе Северной войны со Швецией наиболее славные победы были одержаны благодаря гребным судам, преимущественно галерам. Самые известные из них – сражения у мыса Гангут 7 августа 1714 года и у мыса Гренгам шестью годами позже.
А первая победа с применением лишь артиллерийского огня, без абордажа, с пленением трёх шведских кораблей, включая один линейный, произошла в 1719 году в сражении при Эзеле. 
В узком пространстве Финского залива, еще более узких шхерах, которыми буквально изрезано побережье и Швеции, и Финляндии, прилегающее к Ботническому заливу, где безветрие – частый гость, гребные суда имели тактическое преимущество. О этом никогда не забывали русские флотоводцы, но это зачастую упускали из виду шведские адмиралы, обрекая себя на поражения.
С задачами, поставленными Петром, русские линкоры и фрегаты на Балтийском море справились вполне. Так, в 1706 году огонь корабельных пушек при поддержке береговых батарей сорвал шведам попытку захвата острова Котлин – ключа к строившемуся Петербургу. 
И прибрежные финские города русская армия смогла захватить в первую очередь благодаря снабжению по морю: гористый рельеф этой местности почти исключал полноценные сухопутные коммуникации. А доставку русским подкреплений, боеприпасов и продовольствия шведские эскадры так и не смогли предотвратить благодаря действиям конвоя транспортников из линкоров и фрегатов молодого русского флота. 

***

Уже то, что флот Петра на Балтике смог развиться с нуля и справиться с поставленными задачами, можно считать крупной победой. А ведь шведы были бывалыми моряками, имевшими опыт многочисленных каперских и пиратских операций с захватом вражеских судов. Шведский военный флот являлся четвертым по численности в Европе после английского, французского и голландского, господствовавших тогда на морях и океанах. 
Основными транспортными судами у русских были галеры. Их защищали от атак парусные суда, среди которых к 1719 году был 21 линкор. Шведы на тот момент имели 19 линкоров, но так и не рискнули дать русскому флоту генеральное сражение, что закономерно привело к подписанию в 1721 году выгодного для России Ништадского мира, официально закрепившего за Россией прорубленное Петром окно в Европу. 
Балтийский флот России прошел за неполные 20 лет со времени закладки первых судов огромный путь. От шлюпок и карбасов, шедших на абордаж, до двух десятков одних только линейных кораблей, не считая десятков фрегатов и сотни более мелких судов. А главным оружием нашего флота, как и во все времена, было не число пушек, парусов и тонн водоизмещения, а беззаветная храбрость русских матросов и офицеров, сражавшихся за Родину… 

5
1
Средняя оценка: 2.73206
Проголосовало: 209