Дело Мэдоффа, или Финансовые паразиты Уолл-стрит
Дело Мэдоффа, или Финансовые паразиты Уолл-стрит
14 апреля в тюрьме умер Бернард Мэдофф, приговоренный американским судом в 2008 году к 150 годам тюрьмы за создание финансовой пирамиды.
Созданная Мэдоффом пирамида успешно просуществовала 40 лет. Большинство комментаторов признает, что просуществовала бы и больше, если бы не мировой финансовый кризис 2008 года, когда несколько крупных клиентов фирмы Мэдоффа потребовали от него возвратить им около 7 млрд. долларов. Ответом на это требование стал лопнувший пузырь – банкротство Madoff Investment Securities.
Тогда и выяснилось, что Мэдофф никуда полученных от клиентов денег не вкладывал, прибыли не имел и, естественно, не мог вернуть такие средства.
А когда информационная буря, поднятая по поводу «украденных 64 миллиардах долларов» несколько утихла, выяснились любопытнейшие вещи. Оказывается, реально вкладчики обанкротившегося инвестфонда вложили туда около 17,5 миллиардов. А предыдущая сумма (64 миллиарда) – миф, раздутый надеждами на грандиозную прибыль: обещанный Мэдоффом годовой процент по вкладам колебался от 12 до 45%!
Интересно то, что назначенный судом для обанкротившейся компании адвокат Ирвинг Пикард к началу 2020 года смог вернуть клиентам 14,2 миллиарда долларов. 3,3 миллиарда зависли, оказавшись вне юрисдикции США. Тем не менее, Пикард надеется вернуть вкладчикам практически все потерянные ими суммы за исключением потраченных фирмой Мэдоффа около 100 миллионов долларов.
Что еще более интересно, Ирвингу Пикарду удалось взыскать деньги на выплату обманутым вкладчикам с части тех, кто получил от инвестфонда крупные прибыли. Дескать, раз этот фонд был пирамидой, то есть преступной организацией, то и любая прибыль, полученная оттуда, является чем-то вроде доли в украденном и подлежит возвращению.
И тут возникают некоторые нестыковки. Внешним управляющим Madoff Investment Securities пришлось рассматривать больше 16.000 жалоб от пострадавших. Удовлетворено из них было всего 2.700. И получается, что 40 лет крупная фирма жила на относительно скромные по американским меркам 100 миллионов долларов – разницу между теми средствами, которые были в фирму вложены и те, которые удалось найти?!
При этом фирма Мэдоффа была на хорошем счету у американских чиновников, ведущих контроль за биржевой деятельностью, и все это продолжалось четыре десятилетия! С Мэдоффа можно было писать икону американской мечты, что, кстати, и происходило: американские лауреаты Нобелевской премии по экономике едва не плакали от восторга при виде его успехов.
Действительно, мальчик из еврейской семьи среднего достатка, накопивший первоначальный капитал на работе спасателем на пляже и садовником – это же почти классика, вроде нравоучительной истории-притчи о «миллиардере, который приехал юношей в Нью-Йорк с 1 долларом в кармане». А потом были фантастические успехи, благотворительность. Обильные пожертвования на образовательные, научные и медицинские учреждения, преимущественно еврейские. ..
Мэдофф занимался только своей пирамидой. Он был одним из самых успешных американских финансистов (его называли «столпом Уолл-Стрита»), одним из создателей и президентом фондовой биржи NASDAQ, работающей с акциями высокотехнологических компаний! Представить такую фигуру кем-то вроде Сергея Мавроди, создателя небезызвестной МММ, казалось бы, сложно.
Хотя, если немного разобраться, чем чистое пирамидостроительство отличается от того, что именуют «честным финансовым бизнесом»? Ведущие экономисты, обозреватели финансовых изданий в США давно говорят, что основой биржевой торговли являются мыльные пузыри: всевозможные «деривативы» (производные) от реальных товаров и услуг, «деривативы на деривативы»; хорошо, если в основе этого найдется десятая часть чего-то минимально осязаемого. На таком фоне и Мавроди мог бы прослыть честным бизнесменом, не то что Мэдофф.
Можно догадаться, что проценты на вклады и весьма немалые он выплачивал «нужным людям». И отнюдь не только «с пирамиды»: жульнические конструкции, когда деньги новых вкладчиков идут на оплату баснословных барышей вкладчиков старых, по 40 лет не живут.
Что могло быть для Мэдоффа настоящим источником сверхдоходов? Прежде всего, инсайдерская (правительственная) информация, получаемая из администрации США. В биржевой игре это может озолотить и инсайдера, и его «крышу».
Кроме того, при оглашении приговора Мэдоффу прозвучал пункт «отмывание денег». С этим еще проще: например, средства, полученные от продажи наркотиков, оружия, подпольного игрового бизнеса, легализуются в виде «законных дивидендов» от вкладов в структуры, подобные мэдоффскому инвестфонду. С учетом того, что финансовые паразиты Уолл-Стрита традиционно поддерживает и финансирует Демократическую партию, можно догадаться, кто получал наибольшую выгоду и крышевал Madoff Investment Securities.
Почему же для Мэдоффа дело закончилось столь печально? Конечно, кризис такого масштаба, как в 2008 году, и трудности с возвратом 7 миллиардов долларов их вкладчикам, не входившим в ближний круг главных бенефициаров фирмы Мэдоффа, мог подкосить и такого финансового туза. А кроме того, при расследовании банкротства крупной фирмы на поверхность могли всплыть очень неприятные для сильных мира сего моменты. Например, сведения о том, что именно подвергалось «отмыванию» и кто получал за это деньги. Такие сведения могут навсегда похоронить любую политическую карьеру.
Поэтому и решили «где-то наверху» загасить скандал признанием Мэдоффа в создании им финансовой пирамиды. А «общественному мнению» бросить кость: при такой демократии, как в Америке, даже миллиардера можно посадить в тюрьму! Можно, но этих миллиардеров, занимающийся почти тем же самым (надуванием финансовых мыльных пузырей), процветает на свободе в десятки тысяч раз больше. Это тот 1% населения Земли, которому, по оценкам ООН принадлежит половина ее богатств. Театральные 150-летние тюремные сроки этому не помеха.