Иосиф Лаар: награжден посмертно

Героями не рождаются, ими становятся. История Иосифа Лаара лишь подтверждает эту гипотезу. Во время сражения за стратегическую высоту успех советского наступления зависел от нейтрализации вражеского ДЗОТа. И Лаар закрыл пулемет своим телом. 

Несмотря на то, что Иосиф Иосифович Лаар являлся эстонцем, родился он в Ставропольском крае, а именно в селе Подгорное. Интересно вот что: этот населенный пункт был образован по официальной версии в 1868 году (по другим данным – в 1863 году) переселенцами из Эстонии и Финляндии, которые покинули свои родные земли после отмены крепостного права. А произошло это событие, как известно, в 1861 году. 

Иосиф появился на свет в июне 1905 года в обычной крестьянской семье. Отучился четыре года в начальной школе, вступил в комсомол, начал работать. Сначала Лаар занимал должность бригадира колхоза «Эдази», а затем стал председателем Подгорненского сельпо. Но жизнь распорядилась таким образом, что спустя некоторое время Иосиф оказался в селе Марьины Колодцы, где стал заведующим местного магазина. Но и здесь эстонец не задержался надолго. Он перебрался в город Железноводск и, как опытный специалист, возглавил один из магазинов. Затем в его жизни была станица Баталпашинская и город Черкесск. Именно здесь, в Черкесске, Иосиф Иосифович узнал, что началась Великая Отечественная война. 

Лаар был призван в армию в конце 1941 года. И вскоре оказался на фронте. Сначала эстонцу довелось повоевать на Западном фронте, а спустя некоторое время, и на Южном. В одном из сражений Иосиф получил ранение, но быстро поправился и вернулся на фронт. В 875-й стрелковой полк 2-й гвардейской стрелковой дивизии, относящейся к 37-й армии Северо-Кавказского фронта Лаар был зачислен в феврале 1943 года. Вместе со своей дивизией Иосиф Иосифович сражался с фашистами за Кавказ, затем поучаствовал в кровопролитной Краснодарской наступательной операции. В результате умелых действий командований и храбрости простых солдат, немцы были отброшены на Таманский полуостров. Благодаря этому успеху, 875-й стрелковый полк было решено переименовать в 15-й гвардейский. 

*** 

Лето 1943 года выдалось жарким во всех смыслах. Одно кровопролитное сражение сменяло другое. К тому времени 2-я гвардейская стрелковая дивизия, в которой служил Лаар, отошла к 56-й армии. И в августе бойцы отправились к Голубой линии. Так условно назывались хорошо укрепленные рубежи немецкой обороны на Таманском полуострове. Противник ждал появление советских солдат, поэтому максимально основательно подготовился к отражению атак. И красноармейцы шли вперед, неся тяжелые потери. Но выбора не было, требовалось любой ценой выбить врага с той территории. Иосиф хорошо зарекомендовал себя во время сражений, поэтому его поставили во главе 4-й стрелковой роты 15-го гвардейского полка. 

Одну из ключевых ролей успеха всей наступательной операции играл захват стратегически важной высоты 167,4 а также хуторов Горно-Веселый и Ленинский. На передовой оказалась как раз рота, которую возглавлял Лаар. Немцы отчаянно сопротивлялись, вгрызаясь буквально в каждый клочок земли. Седьмого августа 1943 года Иосиф вместе со своими бойцами сумел добраться до вражеских траншей. Красноармейцы ворвались вовнутрь, завязалась ожесточенная рукопашная схватка. Победа осталась за Лааром и его солдатами. Они сумели ликвидировать более двух десятков немецких солдат. Это была пусть и маленькая, но все же победа. 

Командование дало распоряжение двигаться дальше. Но сделать это было крайне сложно, поскольку советские солдаты оказались под прицелом вражеских ДЗОТов. Станковые пулеметы тут же отрывали огонь, едва красноармейцы пытались покинуть траншеи. Без ликвидации ДЗОТов нельзя было и думать об атаке. Но как к ним подобраться, ведь территория отлично просматривалась немцами? Атака захлебнулась. 

Участники тех ужасающих событий, кому повезло выжить, последствии вспоминали, что седьмого августа по позициям немев сначала ударила авиация, затем последовал артиллерийский обстрел, но пехота не могло сдвинуться с места из-за ДЗОТов. И все-таки командир роты Саидов повел своих бойцом вперед. Но едва они красноармейцы сделали несколько шагов, как «проснулись» пулеметы. Солдаты прижались к земле, боясь пошевелиться. Лаар вместе со своим другом Александром Сорокиным сумел продвинуться дальше остальных. Они укрылись за холм и начали ждать. От вражеского ДЗОТа их отделяло незначительное расстояние. И Иосиф решил действовать, приказав другу прикрывать его. Но стоило Лаару высунуться, как прогремел взрыв. Иосиф огляделся, Сорокин лежал неподвижно в луже крови. 

Лаар пересчитал гранаты – всего четыре штуки, по две на каждый ДЗОТ. И, несмотря на неумолкающий пулемет, Иосиф пополз к вражескому укреплению. Когда до него оставалось несколько метров, он бросил две граты. Прогремели взрывы и пулемет замолчал. С одним ДЗОТом было покончено. Оставался второй.

Внезапно раздался крик Салмана Саидова, он поднял бойцов в атаку. Красноармейцы поднялись с земли и побежали вперед, но тут же «заговорил» пулемет. Бойцы рухнули и замерли. Лаар понимал, что именно от него сейчас зависит успех всей операции. И он пополз к ДЗОТу. Иосиф бросил одну гранату, затем второю, но удача отвернулась от храброго солдата. Пули по-прежнему свистели над головой. Более того, фашисты его заметили и начали вести прицельную стрельбу. Внезапно из укрепления появился немец. Он бросил в сторону Иосифа гранату и тут же скрылся в укреплении. У Лаара не было возможности спастись. Взрыв прогремел совсем рядом, осколки ранили в живот, а автомат пришел в негодность. Противник решил, что смельчак погиб и начал вести огонь по его сослуживцам. Но Лаар был жив. Он очнулся через несколько минут, огляделся. Вариантов у него было немного. Кое-как зажав пилоткой кровоточащие раны, Иосиф пополз к ДЗОТу. И вот перед ним вражеское укрепление. Красноармеец поднялся на ноги и навалился на амбразуру, закрыв собой вражеский пулемет. 

Саидов в очередной раз поднял бойцов в атаку. Через несколько минут он подошел к ДЗОТу и аккуратно положил Лаара на землю. «Как наши?» - еле слышно спросил Иосиф. Салман ответил, но храбрец его уже не слышал. 
Атака завершилась победой советских солдат. Они выполнили боевую задачу, сумев не только отбросить врага с важной высоты, но и захватить пленных, а также найти секретные документы. 

Через несколько дней Лаара посмертно наградили орденом Красной Звезды. А семнадцатого августа Иосифа представили к присвоению звания Героя Советского Союза. Но только в конце октября 1943 года ему посмертно было присвоено это звание. 

Долгое время считалось, что Иосиф Лаар, как и многие другие солдаты, погибшие во время битвы за высоту 167,4, были похоронены в братской могиле, расположенной в центральном парке города Крымска. Но спустя много лет, когда постепенно начали рассекречиваться военные документы, стало понятно, что, скорее всего, красноармейцы похоронены не там. В Крымск были доставлены тела солдат, погибших в сражении за хутор Ленинский. А тех, кто сложил головы на высоте, были похоронены там же, точнее, на ее скатах с восточной стороны. Судя по документам, именно там и нашел свое последнее пристанище храбрый Иосиф Лаар. 

Подвиг Иосифа не был забыт. Бюст Лаара установлен на Аллее Героев в Черкесске, а его имя носит школа №1 в поселке Подгорное, а также улицы в некоторых городах. Кроме этого, он навечно зачислен в списки 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии.  

5
1
Средняя оценка: 3.03422
Проголосовало: 263