Наш Базар ага

24 мая 2021 года – 40 лет со дня кончины народного артиста СССР Базара Аманова (1908-1981)

Базар Аманов… Имя – легендарное в туркменском искусстве. По словам Лоры Григорьевны Степанской, известного сценариста, режиссёра, заслуженного деятеля искусств Туркменистана, Базар Аманов – «поразительный, острохарактерный актёр, которому подвластны любые роли мировой классики».
Каким же он запомнился мне? Суровый на первый взгляд, немногословный, он притягивал к себе людей, великолепно знал историю своего народа, поэзию Востока и туркменскую классическую поэзию, русскую и западноевропейскую классическую драматургию, был замечательным рассказчиком. 
Один из основоположников первого национального театра Туркменистана – Туркменского государственного академического театра драмы имени Молланепеса. Один из первых режиссёров, драматургов, мастеров туркменского кино. 
Он удостоен высоких наград и званий: народный артист Туркменской ССР (1944), народный артист СССР (1965); двух орденов Ленина (1949; 1955), ордена Октябрьской Революции (1978), ордена «Знак Почёта» (1944). Как драматурга его приняли в члены Союза писателей Туркменской ССР (1943).

1.     2.

***

Туркмены говорят: «Дорогу осилит идущий!». И всё же, как трудно быть первым! Вспомним его биографию.
…Базар Аманов родился 5 мая 1908 года в селе Бабадайхан (ныне в Ахалском велаяте Туркменистана). Рано осиротел. Воспитывался в Тедженском и Мервском интернатах. 
В 1926-1929 годах учился в туркменской театральной студии при Русском драматическом театре в Ашхабаде.
С 1929 года – актёр Туркменского драматического театра (позже – имени И.В. Сталина, с 1963 – имени Молланепеса, ныне – Студенческий театр имени Молланепеса). 
«Человек из народа, осиротевший с малых лет жизни, повидавший многое на своём пути, – пишет Сельби Чарыева («Из истории туркменского национального театра», «Ориент», 12.10.2020), – Базар Аманов, приобрёл бесценный жизненный опыт. Эти впечатления и наблюдения за судьбой, за окружающим миром, станут тонкими «штрихами» к воплощению колоритных ролей, как в театре, так и на киноэкране».

***

В октябре 1955 года во время декады Туркменской литературы и искусства в Москве Туркменский государственный театр драмы показал в столице спектакль «Ревизор» Н.В.Гоголя. В те годы эта постановка считалось одним из лучших спектаклей, когда-либо осуществлённых на советской сцене. 
В центральной прессе тогда вышло немало положительных, восторженных рецензий об образах Хлестакова, Городничего и Осипа, созданных выдающимися мастерами Алты Карлиевым, Аманом Кульмаммедовым, Базаром Амановым.
…За полвека на сцене родного театра Базар Аманов создал ряд ярких образов в произведениях туркменских, советских, русских и зарубежных драматургов: «Сын пастуха» Г. Мухтарова и К. Сейтлиева – Непес, «Джахан» К. Сейтлиева – поэт, «Любовь Яровая» К. Тренёва – Швандя, «Фронт» А. Корнейчука – Огнев, «Гибель эскадры» А. Корнейчука – Гайдай, «Враги» М. Горького – Яков Бардин, «Легенда о любви» Н. Хикмета – Незнакомец, «Отелло» В. Шекспира – Яго и другие.

3.   4. 

***

В золотой фонд туркменской драматургии вошла пьеса Базара Аманова на историческую тему «Кеймир-Кёр» (1940, совместно с К. Буруновым). Она десятилетиями продолжает оставаться в его репертуаре. 
Воплотить творческий замысел Аманова-драматурга на сцене помог не только весь творческий коллектив, но, что так важно при постановках, сценограф театра Хаки Аллабердыева (1920-1995), первый туркменский профессиональный театральный художник.
«Кеймир кёр известная личность 19-века, – пишет Чинара Амансахатова («Патриарх туркменской театрально-декорационной живописи»). – Сердар всех туркмен вёл освободительную борьбу с иранским шахом Надиром, туркменом по национальности. Кеймир кёр смог объединить вокруг себя все туркменские племена. Он был мудрым предводителем, бесстрашным воином и прекрасным дипломатом. Умел договориться, его уважали и опасались афганские ханы, иранские шахи, бухарские эмиры.
Все акты, которые происходят в Иране, решены художником в интерьере шахского дворца. А сцены, которые идут на туркменской земле, решены экстерьерно – на фоне природы, степи или гор. Земля и небо, необъятный простор. В таком контрапункте главный замысел, идея художественного оформления.
Иранский шах – в замкнутом, искусственном вещественном мире, закрытом от внешнего мира. Кеймир кёр свободен, открыт, жизнь его народа проходит в естественной среде, на природе. Ему не тесно в этом мире, он свободно дышит. В картине у Шаха преобладает красный цвет. Кулисы, занавесы и задник, глубокий чёрный из тяжёлого бархата. Высокий трон шаха, стоящий слева, тоже обшит красным бархатом. Подлокотники и боковые части обшиты чёрным бархатом. С правой стороны портала идут в дальний левый угол ступеньки полукругом, поднимаясь почти до середины задника, где находится дверь. Последнюю широкую площадку ступенек венчает грозный человекообразный лев, держащий в передних лапах огромный меч, за львом видно изображение шахской короны. Этот грозный и воинственный лев – символ могущества и непобедимости персидского шаха.
Сам шах и его трон находятся внизу, как на дне глубокого колодца. Замкнутое, тёмное, но богато обставленное пространство, говорит о том, что шах далёк от нужд народа. Он ограничен и закрыт, глух к чаяниям своих людей, грозен и одурманен мощью силы своего оружия. Он забыл, что не оружие побеждает, а дух человеческий».
…Базар Аманов так любил свою родину, свой народ, что вот эту отрицательную роль не мог доверить ни одному из своих коллег по сцене. Сыграл сам, развенчав могущественного правителя, который проигрывает Кеймир кёру не на поле боя, а нравственно. И роль Надир-шаха в этом спектакле стала одной из лучших в творческой биографии мастера сцены.

***

А первую известность как драматург Базар Аманов получил в 1939 году, когда была поставлена музыкальная драма «Зохре и Тахир» (его инсценировка известного и любимого в народе дестана классика туркменской поэзии XIX века Молланепеса совместно с X. Чарыевым, музыка А. Шапошникова). 
Спустя годы, в 1963-м, Базар Аманов написал биографическую драму о Молланепесе. В том же году театру было присвоено имя классика туркменской поэзии. 
Драма «Молланепес» десятилетиями входила в репертуар главного театра Туркмении, много лет подряд он открывал ей сезон. Роли Молланепеса и Боссантач играли известные актёры Нурмухаммет Кешиков и Елизавета Караева.
Позднее спектакль ставился вновь такими известными режиссерами, как Ата Аловов в 1986-м и Чары Ишанкулиев в 1992-м. 
Базар Аманов – автор 15 пьес, в том числе на исторические и легендарные сюжеты: «Кемине» (1942), «Солтан Санджар» (1946), «Аязхан» (1961), «Остров сокровищ» (1969) и другие.

***

Базара Аманова хорошо помню с детства. Мы жили на одной улице Калинина в Ашхабаде, недалеко от железной дороги. 
На нашей улице жили по соседству великие мастера туркменского оперного искусства Ходжоу Аннадурдыев, туркменского театра и кино Алты Карлиев, один из первых туркменских композиторов Ашир Кулиев. 
Поэтому улицу Калинина нередко называли улицей искусств. 
Мальчиком всегда здоровался с Базаром Амановым, когда встречал на нашей улице возле его дома. А Базар ага вежливо отвечал. 
Все с любовью говорили о нём: наш Базар ага. 

***

Так уж сложилось, что Базара Аманова как актера я узнал сначала по его самобытным, ярким, запоминающимся работам в туркменских фильмах: «Волшебный кристалл» (1945), «Сын пастуха» (экранизация одноименной пьесы Г. Мухтарова и К. Сейтлиева; о судьбе сына пастуха, ставшего известным врачом-хирургом; 1954) – Непес, «Айна» (1959) – Эсен-бей, «Озорные братья» (1972) – Келек-бай и другим. Их показывали или в ашхабадских кинотеатрах «Ашхабад», «Ватан», «Бахар», «Космос», «Мир», или по Туркменскому телевидению. 
Лишь после окончания в 1977 году факультета русской филологии Туркменского государственного университета имени А.М. Горького, когда работал в Ашхабадской областной газете «знамя Октября», я стал посещать спектакли Туркменского государственного академического театра имени Молланепеса. 
И, хотя это были уже последние, закатные четыре года жизни великого артиста, свою «лебединую песню» он с достоинством, с высоким душевным теплом пел до последних своих дней.
Однажды, посмотрев несколько его спектаклей. созвонившись предварительно по телефону и договорившись о встрече, я пришёл к Базару ага в театр. 
Мы долго беседовали с ним после репетиции в его грим-уборной в театре. Потом я опубликовал статью в газете «Знамя Октября» и, когда номер вышел, вновь пришёл к нему в театр и застенчиво вручил мастеру свою публикацию о нём. 
Боже мой, каким удивительным светом, какой неповторимой улыбкой озарилось его лицо… 

***

Быстро летит время... 
В 2021 году – уже 40 лет, как Базар ага нет с нами. 
Базар Аманов умер 24 мая 1981 года в Ашхабаде. Он по-прежнему незримо где-то рядом. 
Прилетая погостить в Ашхабад из Москвы, я каждый раз посещаю бывшее центральное кладбище на улице Ватутина, чтобы поклониться могилам бабушки Ольги Константиновны Ершовой (1901/1902, Коканд – !965, Ашхабад) и отца Алексея Владимировича Головкина (1918, Москва-1992, Ашхабад). 
И каждый раз на Почётной аллее подхожу поклониться могиле Базара Аманова (его памятник я сфотографировал на память!), другим моим знаменитым землякам.
А ещё все эти четверть века, что живу в Москве, я нередко смотрю на фотографии Базара Аманова – он в ролях в театре и кино, в жизни среди коллег, родных и близких… 
И База ага, словно выдержав как актёр паузу, продолжает нашу беседу. 
Светлая память!

 

Фото из архива автора:
1. Базар Аманов – народный артист СССР
2. Афиша фильма «Сын пастуха». Киностудия Туркменфильм» 1954
3. Народный артист СССР Базар Аманов в роли Сеидмурада ага в пьесе Ата Каушутова «Джума» на сцене Туркменского академического театра драмы имени Молланепеса. Автор фото:    А. Гусейнов
4. Туркменский государственный академический театр драмы имени Молланепеса. Ашхабад. 1980-е годы
5. Памятник на могиле народного артиста СССР Базара Аманова на бывшем центральном кладбище в Ашхабаде

5
1
Средняя оценка: 2.96341
Проголосовало: 164