Рассказы
Рассказы
Судьба Сакена
Посвящается светлой памяти моих дедов
Это было в те годы, когда в Казахстане был голод. Не могу сказать достоверно – голод в Казахстане 1919–1922 годов или же раньше.
Сакену было двадцать с лишним. Он шёл по улице и думал, какая это будет встреча... мысли путались в голове, терзая воспоминания и давя в виски. Ему вспомнилось детство: папа – Дармеш, мама – Алтын, старший брат – Меркеш, сестра – Сара, младший братишка — Оразымбет, совсем еще кроха и он. Они сидели дома, кушать было нечего, от голода мать распухла, отец не знал, что делать с детьми. Где в это время найти еду? Всем было тяжело, люди гибли, как скот, от мора. Чтобы не видеть страданий матери, старший брат повел всех к магазину, надеясь где-нибудь найти хотя бы крохи чего-нибудь съестного для младших. Ведя Сакена за руку, он то и дело оглядывался назад, поспевает ли за ним сестра, с младшим на руках, который тихо плакал. Они подошли к какому-то дому.
– Подождите здесь, я сейчас приду, — сказал брат. Дети остались ждать его, сидя на ступеньках крыльца. Прошло немало времени, пока он вернулся.
– Вот, я принес, больше ничего нет, разделите между собой!
– А ты? – спросила сестра. – Ты ел? – В руках она держала сверток, там был сахар.
– Где ты его достал? — спросила она у Меркеша.
– Один дядя угостил, — сказал брат, глядя ей в глаза.
– Ты врешь, скажи правду! – не унималась Сара.
– Мама умерла! Отец повез её закопать. Но и он долго не протянет, не говори Сакену. Сестра стояла и долго не поворачивалась лицом к Сакену, чтобы скрыть свои слезы.
– Иди, сходи, поищи хлеба для нас, – сказал ей брат. – Тебя пожалеют приезжие, может, что-нибудь и дадут. Сара всё поняла и без слов передала маленького на руки старшему. Её долго не было. Меркеш стоял с малышом на руках, мимо проходила какая-то цыганка.
– Постой! – окликнул её он. – У меня есть к тебе дело! Женщина остановилась.
– Что тебе нужно? – сказала она.
– Вот возьми, я знаю, ты о нём позаботишься!
– Что это?
– Это мой брат, если я его оставлю, он умрет с голоду, возьми его, я знаю, с тобой он не пропадёт!
Цыганка взяла сверток, который уже спал, уставши плакать. И пошла прочь, не задавая вопросов. Её фигура растворилась в переулке. С тех пор Сакен не видел своего младшего братишку.
–Теперь пойдём, нам надо идти, и Меркеш потащил Сакена за собой, к какому-то дому, там было много людей.
– Что это? – спросил Сакен.
– Здесь о тебе позаботятся, мне пора идти, но ты знай, я обязательно за тобой вернусь, обещаю! – скрывая слёзы, говорил Меркеш.
– Я не хочу! – плакал Сакен.
– Но так надо, ты пойми! – продолжал он, обнимая на прощание Сакена.
– Всё, мне пора, я обещаю! Обещаю, вернусь за тобой, береги себя!
И он ушел. Больше Сакен не видел ни брата, ни сестру.
И теперь он шёл по, похоже, знакомым улицам поселка, и искал этот дом, дом в котором они когда-то жили. Но никак не мог понять, какой этот дом ведь прошло немало времени. Была война, он воевал, защищал родину, получил награды. Женился, у него уже два сына и две дочки. Время пролетело быстро. Но боль расставания с близкими, никогда не давала ему спокойно жить. Она терзала его каждую ночь.
В памяти возник образ деда, который его усыновил, хотя у самого детей было с десяток. Его звали Абиш, ему был седьмой десяток, но он не побоялся взять его к себе из детдома, куда его сдали после вывоза из тяжелого по тем временам участка в Казахстане. Он принял его, как родного, воспитал как сына, поэтому в благодарность к нему Сакен поменял свою фамилию Истаев на Абишев. Его дом для него стал родным. Выучившись в школе, поступив на службу в армию, он идет вместе со всеми защищать Родину.
И вот война прошла, у него есть дом, жена, дети, работа учителя, но нет близких по крови ему людей. Где же они? Сакен всё время их искал, ездил из края в край. Однажды на поезде проезжал мимо посёлка и увидел знакомые сердцу места. Он слез на станции и пошёл по улице и вдруг увидел полуразрушенный дом, где его оставил брат. На улице сидели старики и о чём-то говорили. Сакен подошел к ним: «Асаламагалейкум!» Старцы поздоровались с ним.
– Откуда ты сынок, ты из приезжих? – спросил один из них.
– Да, вы правы! А вы не знаете, раньше здесь где-то жили Истаевы?
– Да, припоминаем, были такие, но переехали давно. Живут в пяти улицах от нас! — ответил другой.
– А детей их помните? – поинтересовался Сакен.
– Ну да, двое их осталось, брат с сестрой, остальные померли.
– Да нет же, не может быть! Я жив! Я их брат Сакен!
– Аллах велик, это хорошая весть! Ну, иди же! Зеленый дом в конце Зеленой улицы, что около арыка. Счастья тебе сынок!
– Спасибо!
И Сакен побежал, он бежал, бежал, не мог остановиться. Ему стало трудно дышать, он расстегнул ворот рубашки, остановился, чтобы отдышаться. Что же это я, как снег на голову! Они же не поверят! Хорошо хоть документы есть, нет, не стоит спешить! Надо всё четко взвесить, чтоб было, как надо. А как надо? Когда душа от счастья не на месте.
И вот он шагает по улице, вот переулок, за ним Зеленая улица. Его сердце застучало сильнее, подкралась чувство боли и страха. Внутри защемило. Что же это я не понимаю. Я же был рад, а как теперь, как я им докажу что я есть я!
Подходя к дому, он заметил женщину, которая собирала бельё с веревки. Её плечи были согнуты, она стояла и смотрела на него как-то по-особенному, что-то было в её взгляде таким знакомым.
– Здравствуйте! Это дом Истаевых? – спросил у неё Сакен.
– Да! – ответила она ему – А кто вы?
– Я, я друг вашего брата! – заволновался Сакен.
– А! Меркеша? Его нет дома. Он уехал по делам в город. Что ему передать, кто заходил? – сказала она.
– Нет, я не от него! Я от Сакена! – сказал ей Сакен.
– Что? – от неожиданности женщина побледнела. У нее подкосились ноги, она чуть не упала. Сакен вовремя подхватил её.
– Сара, прости, я не хотел тебя напугать и расстроить, я Сакен!
– Сакен? Сакен! Сакен! Этого не может быть, мой братишка умер!
– Да нет же Сара, жив, я был в детдоме, меня усыновили, воспитали, Меркеш сам меня туда отдал!
– Что! Не может такого быть! Меркеш не мог со мной так поступить!
– Прости его, он был вынужден, ты всё поймешь! Давай зайдём в дом, и я всё расскажу!
Они зашли в дом. Он рассказал ей о жизни без них. Сара сидела, как завороженная, и до сих пор не могла поверить в то, что перед ней живой Сакен. Он подошел к ней, коснулся руки и сказал: «Посмотри, неужели ты не помнишь? Я Сакен! Помнишь песню, которую пела нам мама перед сном, и как ты не хотела, чтоб она уходила, когда сама почти засыпала, как ты щекотала меня перед сном? Поверь это я, я тебя нашел! И теперь ни за что тебя не потеряю!»
Они обнялись так крепко, как только могли. Слёзы градом лились с её глаз, тяжелый ком стоял в горле, мешая дышать. Она целовала его в глаза, говоря: «Кулыным, кулыным, жаным меным Сакен! Я чувствовала, где-то сердцем, что ты жив! Ох, Меркеш, как он мог!»
– Ничего! Главное что я жив! Ты жива и Меркеш тоже!
– А где же младший брат?
– Не знаю, мы его так и не нашли! Сколько искали! Но так и не нашли. Жив ли он? Где он – никто не знает! Меркеш мне поздно рассказал, что отдал его цыганке. Он мне сказал, что он, как и ты умер. Я принесла хлеб, приезжие дали мне не много за то, что я на них поработала, постирала их одежду. Когда вернулась, Меркеш стоял на том же месте, и смотрел, как телега увозила отца. Я спросила у него о вас, он сказал, что вы вместе с ним. Больше мы об этом не говорили. Однажды ночью он видел сон, к нему приходил младший брат и говорил с ним. После этого Меркеш перестал спать, он не мог больше скрывать от меня правду и рассказал о нём, как отдал его в чужие руки ради спасения его жизни. Я его не упрекала, но с тех пор мы постоянно его искали. Вот и сейчас он поехал в город по этому поводу. Они долго еще разговаривали.
С Меркешем Сакен встретился через несколько дней. Сара ничего ему не сказала, она представила его как друга своего погибшего мужа. Потом за чаем как бы невзначай завела тему о братике. Меркеш рассердился: «Давай об этом позже не при гостях!»
– А это и не гость вовсе, это близкий нам с тобой человек. Это Сакен!
Меркеш подавился чаем. Он не мог остановиться от кашля. Казалось, что его колотит, как осиновый лист на ветру. Он смотрел на Сару и не верил своим ушам. Он смотрел на Сакена и слёзы потекли из его глаз, впервые за много лет. Сакен подбежал и схватил его за плечи: «Меркеш, Меркеш это я, я сам тебя нашёл!»
Меркеш не мог и встать, ноги его не слушались. Тогда Сакен опустился на колени, и сказал: «Вот потрогай – это я, я живой, я с тобой!» Меркеш начал гладить его по волосам: «Прости меня, брат!»
– Ничего! Всё хорошо, главное, что мы сейчас вместе!
Наша свадьба прошла, я рассматриваю альбом своего супруга и вижу его деда, светлого и доброго человека, героя войны, ветерана, и понимаю, всё-таки как жаль, что я так и не увидела его живым. И как на него похож мой муж! И как жестока и благосклонна была к нему судьба, судьба Сакена.
P .S . Младшего они так и не нашли.
Все праздновали вместе
Это было в дни айта, Азамат и Гуля решились пройтись по деревне и поздравить всех с праздником. На тот момент Азамату было 7 лет, а Гуле 5. Дети стали заходить в каждый дом по улице, независимо от того, кто там жил. Они поздравляли всех с праздником – Айтом – и говорили: «Айтык!» Взрослые, улыбаясь, давали им сладости и деньги. За первую половину дня они обошли более половины деревни. У Гули от копеек и рублей не закрывался кошелек, до того он был туго набит ими. Азамат с завистью заглядывался на него и говорил: «Давай пойдем дальше!» Но Гуля сказала, что устала и хочет домой. И они пошли домой. Около дома Гули находился деревянный колодец. В это время тетя Вера обычно набирала питьевую воду во флягу. Она увидела Гулю:
«Здравствуй, дочка!»
– Здравствуйте, тетя Вера! Как ваши дела? С праздником! «Айтык!»
Тетя Вера улыбнулась и сказала, ну что ж пойдем ко мне, я дам тебе айтык. И они пошли к ней. Тетя Вера жила на соседней улице. Когда-то её родители были переселены, как все немцы, в эту деревню. Деревянный дом тети Веры был аккуратным и чистым. Гуля и Азамат не стали заходить в дом, а подождали во дворе. Через время тетя Вера вышла и положила в руку Гули 50 копеек, дала ей на дорогу блинов и конфет.
– Спасибо, – сказала Гуля.
– Передавай маме привет.
– Обязательно, – сказала девочка.
– Почему так долго? – спросил Азамат Гулю. – Пошли скорей домой, а то нас уже наверно обыскались! И они пошли домой.
Вернувшись домой, Гуля, радостная, побежала в комнату. Мама пришла с работы.
– Мама, мама посмотри, сколько у меня денег! Мама смотрела на нее с удивлением.
– Откуда у тебя они?
– А мы с Азаматом ходили по деревни и собирали айтык!
– Что, какой позор! Ой – бай!
– Ну мама, что ты, не переживай, всё хорошо! Посмотри, сколько я собрала!
– Да тут целых 26 рублей и 50 копеек! Доченька, милая, что ты наделала? Как мне людям в глаза смотреть? Верни всё обратно!
– Ну мама!
Тут в комнату вошла бабушка.
– Что случилось, жаным?
– Апашка, апашка! Мы с Азаматом полдеревни обошли, айтык собрали, а мама говорит: верните, позор!
– Ай, внученька, не хорошо, конечно, но ты ребенок, тебе простительно. Не надо, всё обойдется.
– Ура!
Гуля была так счастлива, что не находила себе места. А Азамата дома родители отругали, но он не переживал, так как у него был целый пакет конфет и печенья.
– А кто тебе дал блины? – спросила мама.
– Тетя Вера и айтык!
– Да, но это же не их праздник! Айт празднуют только мусульмане!
– Но она ведь ребенок, не знала! – сказала бабушка. – Ничего страшного в этом нет!
Гуля сидела, слушала, о чём говорят мама и бабушка за столом, попивая чай с конфетами, блинами тети Веры и засыпала.
Через несколько дней у русских была Пасха, они красили яйца и пекли пасхи. В тот день все были дома сидели и пили чай. В этот момент кто-то постучал в дверь. Апашка открыла дверь, на пороге стояла бабуля Галя. Она сказала: «Иисус воскрес, яичко есть?» Апашка ответила: «Воистину воскрес!» И все засмеялись.
– Проходи Галя, единственное нет у нас крашенных яичек, но есть баурсаки. Угощайся, пошли с нами пить чай! Бабушка Галя присоединилась к чаепитию. Так они сидели за столом, пили чай с баурсаками. И тогда не было разницы ни для кого, какой это праздник, ВСЕ ПРАЗДНОВАЛИ ВМЕСТЕ!
– Вот видишь дочка, а ты говоришь: Гуле стыдно. Ничего не стыдно, ничего не позор, главное, что праздник почувствовать хочет каждый! – сказала, улыбаясь маме бабушка.
Гугл тебе в помощь!
Мама и папа постоянно приходили с работы усталые, иногда злые. Они вместе садились за стол, ужинали и расходились в разные стороны. У них вечно были какие-то дела. Я видела это и подходила то к маме, то к папе. Я их обнимала крепко-крепко поочередно. Мне очень хотелось, чтоб они знали, как я их люблю. Иногда они улыбались, иногда говорили не сейчас, и разжимали мои объятья. Я видела, как они отдаляются друг от друга. Им не о чем было поговорить за ужином или завтраком. Они все время торопились куда-то. Однажды они купили мне телефон, чтобы я не приставала к ним с расспросами по домашней работе.
– Гугл тебе в помощь! – улыбаясь, сказал папа, вручая мне новый телефон. Я, конечно, была рада подарку. Но внутри я негодовала и думала: «Да что же с Вами такое? Мне нужно Ваше внимание! Ваше хорошее настроение! А не выяснения отношений с мамой и ее мокрая подушка от слез».
– Спасибо, папа! – и я обняла его так крепко, насколько у меня хватило сил.
– Доча, что ты делаешь, ты меня так задушишь!
– Нет, папочка, я тебя люблю! Сильно-сильно и я сильнее прижалась к нему.
На следующий день в нашу школу пришла известная писательница. На встрече она рассказала нам о том, что до 14 лет она совсем не читала книжек, не было у нее такого желания. И тогда её мама задумалась о том, что скоро ей нужно будет сдавать экзамены, а её дочь совсем не знает классиков мировой литературы. Надо было искать выход, и её мама его нашла. С того дня она начала читать вместе с дочерью классическую литературу перед сном. К ним присоединился и её папа. Они читали по главе, а затем бурно обсуждали прочитанное, так они стали ближе друг к другу, и их семья стала крепче и дружнее. И тут я поняла, что мне нужно делать!
После встречи с писателем, я записалась в школьную библиотеку. Я выбрала книгу «Мэри Поппинс, до свидание!» Вечером, когда мама с папой пришли с работы, мы сели поужинать. Потом я помогла маме с мытьем посуды. Мама положила вещи в стиральную машину. И пошла, прилечь на кровать. Я пошла в свою комнату, достала книгу из рюкзака и вошла в комнату мамы.
– Мама, можно я прилягу рядом с тобой?
– Да, можно, – сказала мама. Я взобралась на постель, и легла рядом с ней.
– Что это у тебя там? – спросила она меня.
– Книга!
– Какая?
– Мэри Поппинс, до свидания! – ответила я.
– Ты хочешь, чтоб я тебе её почитала? – спросила она меня.
– Нет, мама!
– Почему?
– Потому что я сама её тебе почитаю! – сказала я.
– Ну что ж! – улыбнулась она, – Давай попробуем, читай.
И я начала ей читать книгу. Мама внимательно слушала и смотрела на меня. Затем я повернулась к ней и задала вопрос: «Мама, а разве няни летают на зонтах?»
– Что ты, это же выдумка! – сказал папа, заглянувший в этот момент в комнату.
– Папа! Пойдем к нам! Я хочу, чтобы и ты послушал, как я читаю! Папа улыбнулся и сказал: «Ну что ж давай!» И я подвинулась ближе к маме, чтоб папа лег рядом со мной на кровать. Папа прилег поудобнее, и я продолжила чтение.
– Смотри не усни! – сказала ему мама.
– Что ты? Разве я могу уснуть, когда мне читает моя дочь! – сказал папа.
В этот момент я отложила книгу в сторону и сказала им: «Мама, папа не ссорьтесь, я Вас очень сильно люблю! И хочу, чтобы Вы чаще проводили со мной свое время, хочу видеть Ваши улыбки и слышать Ваш смех! Ведь самое важное это семья! Я буду задавать Вам много вопросов, пока вырасту, и прошу Вас отвечать мне на них! И я не хочу общаться с Гугл, когда именно Вы должны мне передать все свои знания о жизни! Ведь время летит быстро, и завтра я уже не буду той, что была вчера. И именно поэтому мне важно с Вами обсуждать все вопросы на свете, потому что это называется забота и любовь о ближнем! А Вы не понимаете, что Вы сами меня толкаете к тому, чтобы моим близким другом стал телефон, ведь мне ни с кем нельзя поделиться, тем, что меня волнует! Как Вы думаете, нужны ли Вы мне будете после, как оттолкнули меня, и забыли, уткнувшись в свои гаджеты, ноутбуки, телефоны? Вечно занятые делами. Разве техника должна заменить мне родителей, семью? Я хочу жить в счастливой, полной семье, собираться с Вами за одним столом, делиться своими мыслями, успехами, неудачами, чувствовать Вашу поддержку, любовь и внимание! Мы так мало проводим времени вместе! Так давайте хотя бы по вечерам читать вместе хорошие книги, чтоб быть крепкой и дружной семьей, ради нашего счастливого будущего!» Я обняла обоих родителей. С тех пор чтение книг стало традицией нашей семьи. Сейчас мы читаем книжки вместе с моим братиком. А вы читаете книги?
Художник: Р. Кульбатыров.