Я

Я писал что-то на компьютере. Вдруг снаружи послышались чьи-то торопливые шаги. Я вскочил с места и выглянул на улицу из окна второго этажа. 
Внизу куда-то торопился Я. Увидев это, я содрогнулся. Это Я? Собственно говоря, который из них на самом деле я: спокойный человек, который хоть и является гостем на этом белом свете, но ведёт себя как хозяин, или этот торопливый, который вечно спешит, суетится, волнуется, будто в любую секунду может лишиться всего, что у него есть?.. 
Я выскочил на улицу и побежал за собой, торопившимся неизвестно куда. Он шёл примерно в двухстах шагах впереди меня, и его шаги всё ускорялись. Вдруг мне захотелось закурить. Я, пошарив по карманам, нашёл сигарету, закурил. И в этот момент раздался резкий визг тормозов. Я быстро оглянулся в сторону торопливого Я. 
На земле лежал кто-то, а над ним собрались несколько человек и что-то бурно обсуждали. Я побежал в их сторону. Ох, это был торопливый Я: бедняга распластался на земле, глаза широко открыты, но сразу было заметно, что он уже не жилец. Жаль, ведь мне нужно было о многом поговорить с ним. Но теперь не удастся этого сделать…

***

…Я боюсь покойников, кладбища, похорон. Да, знаю, что мне следует бояться живых, но я всё равно боюсь. Что поделаешь, натура такая!
Чтобы привыкнуть, однажды я пошёл на похороны. Да, правда, это было так просто! Человек, который недавно ходил и разговаривал, теперь лежит тихо и спокойно. Может, он избавился от всех своих забот, может, попал в другую беду…
Когда везли покойного на кладбище, вдруг край савана поднялся, и я увидел его лицо. Увидев, что и покойник является мной, я очень даже удивился. Когда же я умер, ведь сейчас стою на ногах? 
В моей голове беспорядочно копошились мысли… С этого момента я начал представлять себя частицей. И других людей тоже. В общем, решил, что все вокруг меня являются частицами. В конце концов, мир состоит из разных комбинаций бессметного числа частиц. И однажды все в мире распадаются на частицы. Интересно, что же тогда останется от этой бесконечной Вселенной?!
Вот закончилась заупокойная молитва, похоронили покойного. Собравшиеся на похороны люди расходились. По дороге домой я передумал и повернул обратно на кладбище. Потому что мне захотелось ещё раз увидеть покойного.
Теперь не осталось и следа от моих прошлых страхов. В сердце чувствовался такой порыв, которого никогда не замечал. 
Солнце уже садилось, а жители кишлака, закончив свои повседневные дела, разошлись по домам. 
Расстояние около семисот метров до кладбища я прошёл очень быстро. Увидев слова «Добро пожаловать, искренний человек!», мне почему-то стало смешно. Конечно, меня развеселило первое предложение, потому что… Хотя, может быть, для кого-то визит сюда будет «добрым»…
Войдя через ворота кладбища, я увидел велосипед, опирающийся на подпорки. Но вокруг никого не было.
Вот я на кладбище. Стою над могилой, свежая насыпь которой ещё не высохла. Я закатал рукава и начал копать могилу. Через некоторое время чья-то рука мягко коснулась моего плеча. Я медленно поднял голову и оглянулся. Почему-то сейчас я ничего не боялся. Обычно в таких случаях человек вздрагивает, но у меня не было чувства страха. Сзади стоял седой старик и серьёзно смотрел на меня. 
– Кто вы? – угрожающе окрикнул я.
– О, богохульник! Кто ты и почему в сумерках тревожишь могилы чужих людей? – спросил он вместо ответа.
– Я хочу увидеть покойного. Это очень важно для меня, – сказал я задумчиво.
– Нельзя! Это запрещено законом и шариатом, – сказал старик и начал уходить. 
Вокруг воцарилась глубокая тишина. Вдруг мне вспомнилась надпись на воротах кладбища, и я решил спросить об этом у старика: 
– Почему на воротах написано «Добро пожаловать»? – спросил я.
– Ответ найдёшь в своей душе! Только искренние люди могут понять это! – сказал он.
Я направился в сторону ворот. Слова старика не выходили из головы. Как? Почему? Эти вопросы не покидали меня.
Вдруг сзади раздался голос: «Доброго пути, искренний человек!» И тут меня озарило. «Всё, сейчас спрошу у него обо всём!» – подумал я. 
Я решил спросить у него, почему покойный похож на меня как две капли воды и откуда ему известно, что я искренний человек… Но старика и след простыл...      

***

Я люблю гулять один. Иногда хожу по улицам или на базар. Мне кажется, что в одиночестве есть своя тайна. Словно, когда я буду один, я быстрее найду себя. 
Однажды я шёл вдоль большой асфальтированной дороги. Вдруг увидел лежащий на земле белый лист. Я очень любознательный человек, поэтому с интересом поднял лист с земли. А слова, написанные на нём, возбудили во мне ещё больший интерес. И я подумал о том, почему другие не обращали внимания на эту бумажку. Может быть, от того, что все смотрят в небо, а я на землю...
На бумаге было написано: «Эй, искренний человек, буду ждать тебя дома! Знаю, что ты обязательно придёшь!». 
Я от души рассмеялся. Должно быть, кто-то написал это от скуки, а когда подошёл тот, кого он ждёт, выбросил бумажку из окна машины. Или какой-нибудь студент написал это на паре и выбросил по дороге домой. Но с детства меня тянуло к приключениям, поэтому я пошёл по адресу, написанному на листке. 
Когда я шёл, почему-то поднялось настроение. «Ведь нужно попробовать пожить без разных ограничений. Вот тогда станет понятно, насколько важны эти ограничения в нашей жизни», – подумал я. 
Вот я подошёл к месту, указанному на бумаге. Но теперь я немного засомневался. Что, если здесь живёт какая-то наглая особа, которая может прицепиться ко мне с разными ложными обвинениями, о каких я даже не слышал?! Или, может быть, это ловушка бандитов? 
«Нет», – проговорил я себе тихим голосом.
Я собрал в кулак силу воли и постучал в дверь. 
– Войдите, дверь открыта! – послышался женский голос.
Сомнения вновь завладели мной. «Влип в историю! Тебе конец!», – подумал я. «Нет», – ответило на это сердце. Я рискнул и вошёл. 
Чистый дом. Первое, что бросилось в глаза, это оленьи рога, висящие на стене. Рога были деревянными, но выглядели, как настоящие. Я некоторое время стоял на пороге. 
– Заходите, что стоите? – раздался голос женщины. 
Я разулся и вошёл в комнату, откуда доносился женский голос. Большой стол чуть ли не ломился от расставленных на нем яств. Казалось, что здесь расстелили скатерть-самобранку. 
– Здравствуйте, – сказал я, чувствуя некоторое облегчение. 
Я невольно всмотрелся в женщину. Она была черноглазая, в возрасте около тридцати пяти лет, волосы рассыпались по плечам, лицо спрятано под вуалью. Я, даже не спросив у неё разрешения, присел на стул. Ведь с утра хожу по улице и очень устал. 
– Скажите, почему вы закрываете лицо и зачем написали записку, а потом выбросили её на улицу? – спросил я, уставившись на неё. 
– Я знала, что ты придёшь! – воскликнула женщина, даже не отвечая на мои вопросы. 
«Здесь кроется какая-то тайна или это просто розыгрыш», – подумал я, но виду не подал.
– Как вы узнали? – спросил я с улыбкой.
– Я знала, потому что ты мой муж! – сказала женщина, не меняя выражения своего лица.
Мне казалось, что кто-то ударил меня по голове железным прутом. «Вот теперь ты влип по-настоящему!» – подумал я. 
– Какой я вам муж? Не нашли другого способа заработать на жизнь? Должно быть, всё это вы получили от своих прежних «мужей»! – сердито воскликнул я, указывая на стол. 
Женщина не ответила.
– Я не согласен с вами! – сказал я и встал со стула.
– Сядь, сядь, куда собрался, искренний человек?! – сказала она. 
Я захохотал. 
– Слово «искренний» – ваш охотничий пароль?! – спросил я. 
Она молча указала на фотографию, стоящую на полке позади неё. На фотографии были изображены очень похожий на меня мужчина и эта женщина. 
Я бросился в прихожую, надел туфли и выбежал на улицу. Вошёл в первый попавшийся ресторан. Я собирался сильно напиться. Может быть, я больной… Может быть! Скорее всего, у меня шизофрения. Может, всё это просто галлюцинация? Кстати, в последнее время я страдаю бессонницей… 
Я зашёл в ресторан, подошёл к бармену. Пошарил по карманам, но у меня было мало денег. На выпивку не хватит, на них можно купить всего две сигареты. Бармен, увидев моё состояние, спросил:
– Что, приятель, уволили с работы? 
– Нет, я просто хотел выпить. Но оказалось, у меня мало денег. Так что дайте мне сигарет! 
Сказав так, я вынул из кармана деньги и протянул их бармену. Бармен взял деньги и дал мне две сигареты. Потом философски добавил:
– Да-а, брат, это и называется рыночной экономикой. Если в кармане есть деньги – можно жить, а если нет, уже не проживёшь. Но если ты любитель халявы, то иди в мечеть! 
– Да, да, Вы правы! – сказал я с улыбкой.

***

Я проснулся спозаранку. Из мечети около моего дома муэдзин созывал на утреннюю молитву. Я встал. Сел. Чарующие звуки призыва к молитве прекратились. Я начал думать о религии и молитве. 
Потом посмотрел на календарь в телефоне. Оказалось, что сегодня пятница – благословенный день для мусульман. В этот день мусульмане вместе молятся. Точно так же евреи собираются по субботам, а христиане по воскресеньям, чтобы помолиться. Почему все люди не молятся в один день? Ведь Бог-то один!
Значит, сегодня пятница. «Хорошо, сегодня я пойду на пятничную молитву», – подумал я. Потом задумался: «Вчера вечером я не выпивал?». Нет, я уже давно не пью, потому что у меня проблемы с желчным пузырём.
После завтрака я собрался на работу. Но когда сел в машину, вдруг замешкался. Ведь ещё не прошло и трёх дней с тех пор, как я уволился с последнего места работы! И пока не нашёл новую. «Хорошо, до начала пятничной молитвы схожу на базар», – решил я. 
Я вышел на автобусной остановке напротив базара. Зашёл на базар. Здесь было очень шумно. Я быстро купил нужные вещи и поспешил уйти с базара. Однако увидел женщину, продающую женские платки. Красочные, яркие платки мне понравились, захотелось купить своей жене один из них. Я подошёл к продавщице. 
– Почём? – спросил я, держа в руках синевато-фиолетовый платок.
– Сто пятьдесят тысяч! – ответила женщина.
– Ого-го! – удивленно воскликнул я.
– Это турецкая вещь, качество гарантировано! – сказала женщина, по-своему поняв моё удивление.
Я торговался около пяти минут и купил платок за сто тридцать тысяч. «Жена очень обрадуется!» – подумал я про себя.
Пройдя немного по базару, встретил одного знакомого. Он торговал женским бельём. После приветствия я показал ему только что купленный мной платок и хвастливым тоном сказал: 
– Я купил задёшево. Турецкая вещь! 
А знакомый, увидев платок, засмеялся:
– Вы попали минимум на семьдесят тысяч!
– Что ты говоришь?! Почему?
– Это не турецкий платок, а местного производства. Вас обманули, – сказал он с сочувствием в голосе. – Если хотите, пройдите ещё десять шагов вон туда, самые лучшие платки там можно купить за пятьдесят или шестьдесят тысяч.
Я простился со своим знакомым и сел в автобус. По дороге постоянно думал о том, как продавщица платков обманула меня. «Она думает, что меня обманула. Но завтра она попадёт в какую-нибудь беду. Затем она потратит полученные обманным путём деньги, может, и больше. Почему люди не понимают, что никто в этом мире не может забрать то, что по праву принадлежит другому».
Я пришёл домой. Передал покупки жене и посмотрел на часы. Осталось сорок минут до молитвы...
Началась пятничная молитва. Когда имам читал суру, я увидел его лицо. Почему-то я был очень похож на имама. «Сон это или явь?» – подумал я и оглянулся на мужчину справа. Боже, и с ним мы были одно лицо. Потом я посмотрел на сидящего слева. Интересно, и с ним мы были похожи как две капли воды. Я волей-неволей закрыл глаза, хотя здесь этого делать было нельзя…
Пятничная молитва закончилась. Даже тогда, когда имам повторял молитву, я не открывал глаза. Наконец, я встал с места и направился к дверям мечети. Потом оглянулся. Что за чудо? Все люди были похожи друг на друга как две капли воды. Не знаю, кому принадлежал истинный облик, но люди вокруг были похожи как близнецы, и все стремились в одну сторону – к выходу.

 

Перевод Мухаббат Юлдашевой.

Художник: Е. Флёрова.

5
1
Средняя оценка: 2.91102
Проголосовало: 236