Мамиш Абдуллаев: героями не рождаются, героями становятся

Абдуллаев всего несколько месяцев не дожил до Победы. Он яростно сражался с захватчиками, поражая сослуживцев и командиров своим бесстрашием. За выдающиеся заслуги азербайджанского бойца решили удостоить звания Героя Советского Союза, но об этом Мамиш так и не узнал.

Как и весь Советский Союз Азербайджанская ССР вступила в великую Отечественную войну двадцать второго июня 1941 года. Нападение Третьего рейха азербайджанцы восприняли болезненно и решили дать бой агрессорам. Все понимали, что немцы во что бы то ни стало постараются захватить Кавказ, богатый нефтяными залежами. На тот момент население Азербайджана составляло менее трех с половиной миллионов человек, из которых почти семьсот тысяч ушли на фронт. Среди них был и будущий Герой Советского Союза Мамиш Шахбаз оглу Абдуллаев.

Он родился в 1923 году в небольшом селе Мурадхан, что в Кюрдамирском районе Азербайджанской ССР. Мамиш отучился в школе и начал работать счетоводом. Войне не обошла стороной молодого парня. Его призвали в армию в 1942 году, но сразу в пекло не отправили. Сначала Абдуллаев прошел подготовку, освоив пулемет. И только после этого, летом 1943 года, он отправился на фронт.

Боевое крещение Мамиша состоялось в кровопролитных сражениях на Курской дуге. А в середине августа он чуть было не погиб. В боях за стратегически важную высоту пулеметчик Абдуллаев получил ранение и около месяца находился в госпитале. В сентябре он полностью выздоровел и вернулся в строй. За храбрость и мужество Мамиш удостоился ордена Красной Звезды и медали «За отвагу».

Девятнадцатого сентября 1943 года Абдуллаев вновь отличился. В сражении его отряд никак не мог взять хорошо укрепленную высоту, которая охранялась вражеским ДЗОТом. Любые попытки подобраться к ней пресекались немецкими пулеметчиками. И тогда Мамиш в одиночку пополз к укреплению противника. Ему удалось незаметно подобраться к вражеской точке и забросать ее гранатами. Благодаря смелости азербайджанца, красноармейцы смогли беспрепятственно двигаться дальше.

Как известно, летом 1944 года Красная армия начала стратегическую наступательную операцию «Багратион» против группы немецких армий «Центр». Мамиш, сражавшийся в 399-й стрелковой дивизии, входившей в состав соединений первого Белорусского фронта, принял участие во многих сражениях. Благодаря храбрости и тактическому мышлению, он уже являлся сержантом и возглавлял стрелковое отделение.

Особенно сложно красноармейцам пришлось в сражениях Бобруйской операции. Но бойцы 399-й стрелковой дивизии двадцать четвертого июня все-таки сумели прорвать вражескую оборону всего в нескольких километрах от города Рогачев. В том сражении вновь отличился Абдуллаев. Вместе с сослуживцами он столкнулся с ожесточенным сопротивлением немцев возле деревни Костяшево, что в Рогачевском районе Гомельской области. Исход поединка могла решить малейшая деталь, и Мамиш, несмотря на смертельную опасность, решил действовать. Он оценил обстановку и первым поднялся в атаку, увлекая за собой боевых товарищей. Сержант добрался до заграждения из колючей проволоки, сумел преодолеть его и ворвался в немецкие траншеи. Следом в бой ввязались и остальные бойцы. Завязалось рукопашная схватка, в которой победили красноармейцы. Они сумели не только ликвидировать вражеский станковый пулемет, но и захватить несколько пленников.

А всего лишь через несколько дней Мамиш вновь проявил себя во всей красе. Советские бойцы, что называется, вышли на охоту за разрозненными немецкими группировками, которые пытались скрыться в районе Бобруйска. Абдуллаеву и его сослуживцам «повезло», они сумели отыскать врагов. Но, несмотря на потрепанное и деморализованное состояние, немцы не сдались без боя. Они заняли оборону на берегу реки Березина и уповали на смертоносный станковый пулемет. Мамиш не дрогнул. Дождавшись наступления темноты, он вооруженный ручным пулеметом, в одиночку перебрался на противоположный берег и ввязался в бой. Немцы растерялись. Они подумали, что реку форсировал целый отряд, а не один боец. Эффект внезапности сработал на все сто процентов. Абдуллаев уничтожил вражеский пулеметный расчет, открыв дорогу сослуживцам. За этот подвиг Мамиш удостоился второго ордена Красной Звезды.  

После окончательно освобождения Бобруйска, Адбуллаев продолжил идти на Запад. И вскоре он пересек границу СССР, оказавшись на польской земле.

***

Здесь третьего сентября 1944 года Мамиш совершил, наверное, свой самый главный подвиг. Подвиг, достойный самого лучшего боевика. Только в отличие от киношных героев, Абдуллаев все это совершил в реальной жизни.

Его стрелковая дивизия в тот день сумела прорвать вражескую оборону у города Ружан, после чего подошла к реке Нарев. Что же касается Абдуллаева, то он сражался с противником возле деревни Рынск. Немцы держали оборону изо всех сил. А сил у них было предостаточно: два полноценных взвода и три станковых пулемета. Атака стрелковой роты Абдуллаева захлебнулась. Им никак не удавалось прорваться сквозь мощный пулеметный огонь. Мамиш решил действовать по отработанной схеме. Он надел маскировочный халат, вооружился ручным пулеметом и пополз к цели. Только путь его лежал не напрямик, а в обход. Каким-то чудом Абдуллаеву удалось незаметно подобраться к вражеской позиции с фланга, а затем он открыл огонь. В очередной раз немцы растерялись. Они не ждали удара с этой стороны и подумали, что к красноармейцам пришла подмога. И фашисты дрогнули. Они, бросив оружие, в панике капитулировали. В одиночку Мамиш сумел уничтожить почти три десятка вражеских солдат и офицеров, а также захватить несколько винтовок, миномет и пулемет.

На следующий день Абдуллаев вновь проявил свою безудержную храбрость и чуть было не погиб. Но ему повезло. Четвертого сентября вместе со своей ротой Мамиш подошел к реке Нарев в районе деревни Дворске. Оценив обстановку, сержант ухватился за поваленное дерево и с его помощью преодолел водную преграду. Оказавшись на противоположном берегу, он ввязался в бой с немцами, прикрывая однополчан.

Фашисты основательно подготовились к обороне, выкопав шесть линий траншей, а также заминировав подступы к ним. Но Абдуллаев не растерялся. Он вел прицельный огонь, стараясь, в первую очередь, ликвидировать пулеметный расчет. Ситуация осложнилась, когда немцы подтянули артиллерию. Осколки разорвавшегося снаряда не только ранили сержанта, но и вывели из строя его пулемет. Немцы, посчитав, что с героем-одиночкой покончено, открыли минометный огонь по остальным советским бойцам. Успех всей операции в то мгновенье зависел исключительно от действий Абдуллаева. И он не подвел. Мамиш сумел незаметно подползти к пулеметному расчету. Затем сержант так точно бросил две гранаты, что уничтожил только пулеметчиков, в само орудие не пострадало. Развернув его, Абдуллаев начал косить вражеских солдат. А вскоре реки благополучно форсировали и его боевые товарищи.

Отвага Абдуллаева сильно впечатлила его командира полковника Григория Токарева. И он в конце сентября 1944 года представил сержанта к присвоению звания Героя Советского Союза. Представление было одобрено. И в конце марта 1945 года Абдуллаев был удостоен самой высокой награды, правда, уже посмертно. Мамиш о звании Героя Советского Союза не узнал, поскольку погиб двадцать шестого января 1945 года в сражении у села Фюрстенау (сейчас – польское село Ксенжно). Даже у выдающихся храбрецов есть лимит на везение и Абдуллаев его полностью израсходовал.

5
1
Средняя оценка: 2.66834
Проголосовало: 199