Свет далекого Солнца
Свет далекого Солнца
И всё-таки есть зерно истины в том, что всё новое это хорошо забытое старое. Именно таким оказалось моё главное впечатление от старого советского фильма «О спорт, ты мир!», посвящённого Московской Олимпиаде 1980 года.
Общее ощущение от фильма – как будто напился свежей и вкусной родниковой воды. Которую хочется пить бесконечно. Настолько безукоризненны общая эстетика и идейно-нравственная суть этой документально-художественной картины, в которой практически каждый изначально фактографический кадр достигает максимальной высоты и силы благодаря его уникальной творческой интерпретации.
В создании этой оды мировому олимпийскому спорту, в истинном значении данного ныне полностью опошленного понятия, принимали участие лучшие умы и силы тогдашнего советского кино и телевидения.
С огромным удовольствием, спустя столько лет, вновь услышал живой голос нашего короля спортивного репортажа Николая Озерова. И ещё раз поразился тончайшей нюансировке смысловых акцентов и абсолютной уместности не только того, что он говорил, но и тех пауз, которые он делал.
Но ещё больше бросилось в глаза то, что самого Николая Николаевича, практически не было в кадре. Снимали бы этот фильм в нынешнее времечко, и мы, наверняка, лицезрели бы не вылезающего из кадра одного из нынешних плохо выбритых и небрежно одетых «корифеев» спортивной журналистики, фоном для навязчивой саморекламы которого стали бы Олимпийские игры.
Тонкость и глубина человеческой натуры Николая Озерова исключили такое самовыпячивание в принципе, благодаря чему фильм получился по-настоящему «вкусным». Великолепен, причём без всяких поправок на прошедшее время, отснятый для фильма и безупречно смонтированный видеоматериал. За ценой, как говорится, не постояли. Различные эпизоды Игр снимали, в том числе одновременно с разных точек, десятки операторов. Причём снимали на лучшую в то время в мире киноплёнку, которая по качеству изображения остаётся недосягаемым «хай-эндом» даже для нынешних цифровых камер. А затем из этого отличного самого по себе исходного материала отбиралось только самое лучшее, про что говорят «Остановись мгновенье, ты прекрасно!». И действительно, иногда это буквально считанные секунды изображения. Но сложенные воедино рукой выдающихся мастеров, эти вроде бы отдельные фрагменты воспринимаются как одно целое. А точнее, как слова и строки великой поэмы.
Но писать об этом я стал вовсе не для пересказа своих вполне обоснованных восторгов и восхищения тем временем, когда люди были действительно натуральными людьми, а не меркантильно-бездушными функциями. И в их глазах светилась, прежде всего, человечность, а не сатанинский блеск доллара. Да, они действительно куда больше похожи на подлинных, живых от природы людей, с понятными земными идеалами и устремлениями, чем те манекены, которых нам постоянно подсовывают в телевизоре.
Именно тема людей и манекенов и того, насколько этот мир изменился за минувшие сорок лет, причём в далеко не лучшую сторону, показалась мне главным содержанием этого фильма. И очень хорошо именно то, что его авторы не могли прозревать столь отдалённое будущее. Ибо они снимали, говорили и думали без всякого учёта того, что будет дальше.
И потому этот фильм сообщает нам поистине удивительные, почти невероятные вещи. О том, что в нормальной человеческой жизни всё на самом деле может быть совершенно не так, как в нашем нынешнем перевёрнутом с ног на голову мире.
Это была не просто Олимпиада. Это была Московская олимпиада, которая проходила вопреки тому, что её бойкотировал ряд ведущих западных и прозападных стран, в том числе США, ФРГ, Канада, Япония, Турция и т.д.
Так вот, первое, что мне в этой связи бросилось в глаза. Спортсмены соответствующих стран полностью и безоговорочно подчинились политическому решению своего государственного руководства. А те из них, кто всё-таки приехал на Игры в СССР, получили на то официальное разрешение от своих национальных олимпийских комитетов.
То есть, иначе говоря, эта ситуация, как небо от земли, отличается от нынешней российской, в которой нашу страну всячески унижают и третируют на международной спортивной арене. Подвергая её, как государство, порой, просто неслыханным оскорблениям в виде лишения государственного флага, гимна и даже названия страны. Но при этом российские власти всё это в течение многих лет безропотно терпят. И не принимают никаких запретных решений в отношении участия РФ в таких явно ущербных международных спортивных соревнованиях.
Почему так происходит? Почему западные спортсмены начала 80-х годов прошлого века, вроде бы воспитанные в духе наживы и личной выгоды, беспрекословно выполнили требования своих правительств, а нынешние российские вроде бы такие, что готовы хоть под польку-бабочку и под белым флагом капитуляции выходить на спортивные площадки, чем вообще туда не выходить.
Но такова ли реальная причина происходящего? И действительно ли они так опасаются за свою спортивную карьеру или за «выпадающие доходы» от пропуска соревнований, что готовы, причём практически все до единого, поступиться честью своей страны? Ведь наши нынешние спортсмены олимпийского уровня и без того далеко не самые бедные люди в мире. Да и Россия не из тех стран-нищебродов, которые не способны по достоинству оценить их достижения.
Почему же тогда государство не решается на шаги, которые абсолютно необходимы для защиты чести и достоинства всего народа России?
Боятся, что спортсмены настолько не любят свою страну, что все поголовно сбегут за границу? Не верю! Во-первых, потому, что далеко не все сволочи и предатели. Даже в наше окаянное время. А во вторых, не факт, что каждому сбежавшему, там будут созданы райские условиях. Это только в сказках всё так легко и красиво. Тем более что, повторяю, Россия и сама сегодня может многое предложить своим спортивным талантам.
Таким образом, вопрос вовсе не в какой-то особой ненадёжности наших спортивных кадров и, конечно же, не в том, что всему народу нравится, когда какие-то забугорные негодяи хронически, а главное безнаказанно, вытирают ноги об нашу страну.
При этом совершенно очевидно, что при таком непротивлении злу и хроническом попустительстве с нашей стороны, у Запада нет и никогда не будет должного стимула образумиться. Но строго наоборот, он это воспримет как сигнал о том, что можно нагибать Россию ещё сильнее и не только в спорте.
Но, тем не менее, никаких решений, полностью аналогичных тем, которые принял Запад в отношении Московской Олимпиады, со стороны РФ не принимается. Рационального объяснения этому я не нахожу. Особенно после просмотра фильма «О спорт, ты мир!», в котором исчерпывающим образом показано, что в случае необходимости наши западные визави совершенно спокойно идут на такие политические решения в спорте, до конца отстаивая свои собственные государственные интересы. То есть это обычная, общепринятая во всём мире практика защиты таких интересов, поступаться которыми, всё равно, что поступаться самим государством и рисковать его существованием.
Но было в это фильме ещё одно знаковое откровение. И касается оно позиции Международного Олимпийского комитета. Того самого МОК, который в нынешние времена настолько скурвился, пардон за мой французский, что превратился в послушного исполнителя всех без исключения политических распоряжений правителей западного мира, кои своим остриём всегда направлены против России. Так вот, глава МОК образца 1980 года британский лорд (!!!) Килланин, лично выступил на открытии Олимпийских игр в Москве и в самых недвусмысленных выражениях осудил тех, кто путает политику и спорт. И из-за позиции которых многие спортсмены были лишены возможности участвовать в этом большом празднике:
Вы только вдумайтесь! Глава Международного олимпийского комитета, к тому же потомственный британский аристократ, фактически выступил против ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ главных западных боссов, в поддержку Советского Союза и проводимой им Олимпиады! И, конечно же, не было даже речи об её отмене или переносе в другую страну. И вовсе не потому, что для этого просто не было времени. На фоне нынешних бесконечных переносов японских ОИ это звучит просто смешно.
Дело совсем в другом. А именно в том, что люди тогда ещё были людьми в полном смысле этого слова. Со своим суверенным человеческим достоинством, с устоявшимися понятиями о чести и долге. И ещё о том, что не всё в этом мире измеряется только деньгами и личным благополучием.
Кстати, самому лорду Килланину поддержка Московской Олимпиады стоила должности президента МОК, от которой он был освобождён незадолго до начала московских Игр. Явно не без содействия тех могущественных тёмных сил, которым они очень не нравились.
Но в те времена МОК ещё был в какой-то мере настоящим международным центром олимпийского движения, который руководствовался, прежде всего, интересами мирового спорта, а не указаниями западных политиканов. Да и не все британские лорды в те времена были готовы забыть, что значит быть джентльменом.
Сегодня всё это полностью похерено и напрочь забыто. А в бывшем мировом спорте воцарилась вакханалия политического произвола самых отпетых негодяев и мошенников. И порой кажется, что это уже навсегда.
И мне тоже так казалось. До тех пор, пока я не испил живой воды из чистого родника этого советского документально-художественного шедевра, который напомнил о том, о чём многие уже успели забыть. А другие по младости лет вообще никогда не знали. О том, что всё может быть по-другому. Намного лучше, чище и светлей, чем нынешний вселенский хаос и мрак. И что всё это было не так уж давно. И, следовательно, может быть снова. И даже должно быть. Если мы наконец осознаем, что продать свою бессмертную душу дьяволу и всю оставшуюся жизнь поклоняться золотому тельцу вовсе не то, ради чего стоит жить на Земле. Осознание этого неизбежно придёт, как неизбежен восход Солнца после мрака ночи. И свет давно ушедшего времени, в котором это Солнце сияло над нами и освещало наш жизненный путь, – лучшее тому подтверждение.