Дубна: город будущего из советского прошлого

24 июля 1956 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселку Дубна был присвоен статус города с передачей его в подчинение из Калининской области в Московскую. С тех пор этот город стал одним из самых известных советских наукоградов и настоящим символом эпохи.

Мировая известность Дубны порой побуждает делать не совсем правильные выводы относительно уникальности этого проекта в годы СССР. 

Научное сообщество в СССР было элитой. Это находило выражение, среди прочего, в одних из самых высоких зарплат. Известный писатель-фантаст Иван Ефремов писал в 60-х годах, что создает свои произведения отнюдь не ради денег, так как ему вполне хватает 500 рублей в месяц, которые он получает как заведующий лабораторией, доктор наук. Это где-то вчетверо больше тогдашней ставки начинающего учителя-врача-инженера и в два с лишним раза – среднеоплачиваемого рабочего. Академики же получали от 800 рублей; выше оклады были только у министров и секретарей ЦК. Хотя и рабочие-передовики, а также те, кто трудились в сложных условиях (например, на Крайнем Севере), могли зарабатывать не меньше.

Общественное признание по отношению к людям науки выражалось в книгах, фильмах об их труде, в частых государственных наградах, в выдвижении учёных в депутаты Советов высоких уровней.

В советские годы, начиная с первых пятилеток власть делала все, чтобы максимально улучшить условия роста научного потенциала страны. Уже в 30-е стартовала организация специализированных на научно-производственной деятельности городов-наукоградов. 

Практически все наукограды функционировали в режиме секретности. На картах, в официальных перечнях населенных пунктов они не значились, их жители давали подписку о неразглашении своего места жительства. Зато население городов-почтовых ящиков имело 20%-ую надбавку к зарплате, улучшенное снабжение товарами и социально-бытовое обслуживание. 

Поселку Дубна предназначалась такая же участь – после того, как 13 августа 1946 года секретным постановлением правительства СССР в ответ на обращение ученых, работавших в рамках Атомного проекта, там было решено строить синхроциклотрон – ускоритель заряженных частиц. Все такие объекты, имевшие отношение к созданию советского ядерного оружия, были окружены максимальной завесой секретности.

После смерти Сталина и устранения Хрущевым Берии центр ядерных исследований в Дубне в марте 1954 года решено было рассекретить. Более того – сделать его международным, используя финансы и научные кадры социалистических стран; в частности, Китай обязался вносить 20% общего объема финансирования Дубны (доля СССР составляла 50%).
Это не означало, что город физиков-ядерщиков был превращен проходной двор – почти до конца существования СССР он оставался закрытым для посещения иностранцами, кроме тех зарубежных ученых, кто получал официальное приглашение. Однако любой советский гражданин мог спокойно сесть на Савеловском вокзале столицы в пригородный поезд и, проехав 121 километр в сторону Волги, оказаться в городе физиков.

В этом смысле Дубна действительно уникальна – не мнимо-единственным статусом советского наукограда, но тем, что она была почти полностью открытым городом. 

Причин тому немало. В частности, необходимость развития фундаментальных научных исследований в области ядерной физики, для чего требовалось общение ученых разных стран. 

Были и другие причины. Исследования в области атомного ядра в силу дороговизны, необходимости развитой промышленной базы, серьезной научной школы, сами по себе являются признаком сильного государства, важным для международного престижа. Так отчего не освещать видимую часть айсберга, фундаментальные исследования, формально с военным атомом напрямую не связанные? Дабы потенциальный противник, зная об их существовании, не делал шапкозакидательских выводов о возможности быстрой победы над СССР. 

А потом физика в советские годы была не просто инструментом решения тех или иных практических задач. Для исполненной энтузиазма молодежи она создавала ориентиры смысла жизни. Открытие тайн мироздания, надежды на дальние космические полеты, термоядерная энергетика, искусственные солнца для превращения вечной мерзлоты в плодородные пашни – эти и многие другие дерзновенные замыслы в произведениях советских писателей-фантастов отвечали на вопрос: «А как будет при коммунизме?» 

Для осуществления этой грандиозной программы воспитания молодёжи одних произведений Ефремова, братьев Стругацких, других фантастов было недостаточно – нужен был видимый символ реального прорыва в будущее. Им в значительной мере и стала Дубна – город ученых-физиков, доступный при желании каждому желающему. Не обязательно даже при личном посещении – в годы СССР широко демонстрировался, например, художественный кинофильм «9 дней одного года» – драматическое повествование о нелегком, зачастую опасном труде ученых-физиков. 

И сам город Дубна был во многом спланирован как город будущего. Никаких многоэтажек, дома не выше 3-4 этажей, но чаще небольшие домики и уютные коттеджи в зеленых скверах. Ввиду близости жилья и работы – передвижение жителей преимущественно на велосипедах. Широкий охват населения спортом, им и сейчас занимается около 30% горожан. 

Сейчас подобные поселения встречаются как «элитные» пригородные поселки богачей. В годы СССР такой город-сад был построен для элиты отечественной науки – физиков-ядерщиков.

*** 

Деньги в строительство Дубны были вложены не напрасно. Добрая половина новых трансурановых элементов, имеющих очень короткий период полураспада, в силу чего их можно синтезировать лишь в искусственных условиях мощных ускорителей элементарных частиц, была получена в Дубне. 

Среди них – все элементы, занесенные в периодическую таблицу Менделеева после 1998 года, вплоть до 118-го. Даже в «лихие 90-е» ученые из Объединенного института ядерных исследований были способны опережать зарубежных коллег. Два трансурановых элемента, 105-й дубний и 114-й флеровий (в честь одного из создателей советской атомной бомбы академика Флерова), увековечили в своих названиях память об ученых Дубны. 

Радует также то, что численность жителей города, в последние годы СССР составлявшая около 60 тысяч человек, сейчас балансирует около цифры 75 тысяч. Из них около 300 – доктора наук, свыше тысячи – кандидаты. На их долю приходится около четверти фундаментальных открытий в области ядерной физики последних десятилетий. 

В Дубне с успехом работают не только над фундаментальными исследованиями. Конструкторское бюро «Радуга», основанное как филиал МиГа в 1951 году, с тех пор зарекомендовало себя в качестве создателя многих видов вооружений, в том числе опередивших свою эпоху. В частности, гиперзвуковых крылатых ракет со скоростью до 7 тыс. км/сек. Работы над ними в «Радуге» велись с конца 60-х годов, но затем были заморожены в горбачевскую перестройку.

Вообще, думается, что, несмотря на формально открытый статус Дубны, весь перечень достижений его ученых мы вряд ли узнаем раньше, чем через десятилетия, если узнаем в принципе…

Остается лишь пожелать дальнейших успехов научной элите и остальным жителям города на Волге, основанного 65 лет назад в качестве образцового города физиков и устремленного в будущее своими уникальными проектами. 

 

Художник: Ю. Жевлюк.

5
1
Средняя оценка: 2.80603
Проголосовало: 232