Что показало вскрытие

Некоторые выводы из обсуждения темы внезапно всплывшего из глубин прошлого секретного советского кинематографа. 

После выхода на канале «Камертон» ТВ-выпуска №16 «Гротескная правда истории» о мало кому известном фильме Михаила Ромма «Секретная миссия» одним из зрителей был задан вопрос, который меня не на шутку заинтриговал: 

Alexander Smolett
Фильм действительно блестящий – как кино-учебник по истории тех лет. Странно, что вы, будучи явно старше меня, до сих пор его не видели. Я его смотрел ещё с отцом, а потом уже сам много раз пересматривал. 

Такая постановка вопроса заставила меня призадуматься о причинах столь несуразной ситуации. Особенно для человека, прожившего в СССР 36 лет полноценной жизни, исправно посещавшего кинотеатры и смотревшего обе программы тогдашнего ТВ, но, тем не менее, никогда этого фильма не видевшего. 

И как только мысль заработала в таком ретронаправлении, причина «наличия отсутствия» в моём поле зрения этого фильма стала быстро проясняться. 

Во-первых, он был снят в 1950 году. То есть в сталинскую эпоху. Которая очень быстро закончилась. Уже в 1953-м. То, что происходило в стране дальше, особенно после двадцатого съезда партии с его «разоблачением культа личности Сталина», никак не способствовало популяризации художественных произведений, отмеченных Сталинской премией. Не говоря уже о том, что в самом конце этой картины в День Победы народ дружно скандирует «Да здравствует Сталин!». 

Для партаппаратчиков времён большого любителя кукурузы и нелюбителя Сталина Никиты Сергеевича Хрущева этого было вполне достаточно, чтобы положить такой фильм не просто на полку, но и запрятать его в самый дальний чулан. 

Таким образом, мне, родившемуся в 1955 году, изначально было не суждено увидеть этот фильм в раннем детстве. А затем началась другая, брежневская эпоха. Время советско-американских договоров по разоружению, совместных полётов в космос, заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Короче говоря – разрядка международной напряжённости, названная модным тогда французским словом «detente». 

И опять фильм Михаила Ромма «Секретная миссия» оказался не ко двору. И действительно, о каком разоблачении звериного оскала наших западных «партнёров» могла идти речь в то время, когда наши лидеры ручкались с американскими президентами чуть ли не каждый день. И подписывали с ними договоры о светлом и безоблачном будущем.

Ну а потом грянула «перестройка энд гласность», плавно перешедшая в наше полнейшее растворение в «общечеловеческих ценностях» и в провозглашение Америки альфой и омегой всего сущего. Думаю, что в этот момент помянутое разоблачение Запада от нашего великого кинопублициста засунули в самый дальний подвал, на который навесили амбарный замок, а ключ от него выбросили. 

Так, собственно, и сложилось в моей голове объяснение той явно парадоксальной ситуации, при которой практически гениальный по своему замыслу и воплощению, бескомпромиссно разоблачающий Запад советский фильм остался почти неизвестным советскому и российскому зрителю. 

И это сказывается даже сейчас. Выпуск канала «Камертон», посвящённый этой теме, поставил отрицательный рекорд просмотров – всего несколько десятков против обычных сотен и даже тысяч. Ощущение такое, что люди просто не понимали, о чём идёт речь, ибо понятия не имели об этом фильме. И потому не сильно стремились о нём узнать. 

Реакция других зрителей только подтвердила наличие проблемы. 

Тот же собеседник, который задал мне самый первый интригующий вопрос, сообщил, что ему приходилось видеть этот фильм в советское время. Но когда я поинтересовался – когда и где, выяснились любопытные детали: 

Alexander Smolett
Вот, что могу вспомнить – всё-таки более 40 лет прошло. Смотрел это в Минске, и скорее всего по белорусскому ТВ (опять же – по ощущениям), потому что по первой и второй «программе» было (если не ошибаюсь) общесоюзное-московское ТВ, а там были чаще всего премьеры, текущие передачи и не настолько уж «старое» кино. А по белорусскому в дополнение к общесоюзному пускали много разного, в том числе и таких старых забытых фильмов…

То есть даже тот человек, который всё-таки видел этот фильм в советское время, смотрел его не в кинотеатре и не по каналам Центрального телевидения, а только по местному белорусскому телевещанию. Где с политической цензурой было, видимо, не так круто, как в Москве. 

А наш бывший соотечественник, ныне проживающий в США, пошёл ещё дальше в своём понимании ситуации:

Michael
Посмотрел секретный фильм «Секретная миссия» и охренел! Полная политическая порнография на союзничков. Мы с Вами его не видели в своё время по той простой причине, что он был вскорости снят с показа. И дело даже не в восхвалении тов. Сталина в самом конце, что можно было привычно вырезать, а в подыгрывании падлосаксам, политике советского ревизионистского руководства, которое их боялось, а с другой стороны стремилось к разрядке, разоружению и пр. фигне. Зачем же поливать дерьмом «партнёров» по переговорам и т.п. Фильм весьма правдоподобный, более или менее соответствующий моим «агентурным» данным… Вывод: мы с Вами не видели в советском прошлом те фильмы, которые были убраны куда подальше. Мы их не имели возможности посмотреть. 

Как видите, вывод нашего бывшего компатриота оказался даже более радикальным, чем мой собственный. По его мнению, речь идёт не об отдельной картине, но о тенденции к изъятию из оборота тех советских фильмов, которые становились неугодными с точки зрения текущей «генеральной линии партии». Подчеркиваю – к изъятию не каких-нибудь голливудских картин, но произведений, в том числе и далеко не рядовых, нашего собственного советского кинематографа! 

Оставалось только нанести завершающий мазок на эту «картину маслом». И он был нанесён одесситкой Татьяной, которая прислала мне сообщение о ещё одной затерянной во времени картине, снятой в 1972 году не менее известным советским мастером, кинорежиссёром Александром Столпером по одноименной пьесе Константина Симонова. Речь о фильме «Четвёртый» с Владимиром Высоцким в главной роли. 

В этом фильме собрана такая плеяда лучших актёров советского кино, что его стоит смотреть уже только по этой причине. Не могу отказать себе в удовольствии привести здесь полный список этих золотых имён. Которых в том фильме столько, что хватило бы на весь постсоветский кинематограф с его вопиющей бедностью на великие актёрские индивидуальности:

В ролях:

Владимир Высоцкий – Он, журналист

Маргарита Терехова – Кэт, женщина, которую Он любил

Сергей Шакуров – Дик

Александр Кайдановский – Штурман

Сергей Сазонтьев – Второй пилот

Юрий Соломин – Чарльз Говард

Татьяна Васильева – Бэтси, женщина, на которой Он женился (в титрах Татьяна Ицыкович)

Марис Лиепа – Джек Уиллер (озвучивает Вячеслав Тихонов)

Армен Джигарханян – Гвиччарди

Юозас Будрайтис – Бен Кроу

Михай Волонтир – Бонар

Лев Дуров – Вандеккер

Лев Круглый – Тедди Франк

Зинаида Славина – вдова Гвиччарди

Леонид Кулагин – председатель комиссии

Об этом фильме я тоже ровно ничего не знал. А когда прочитал его сюжет, сразу понял, почему именно. 

«Вторая мировая война. Экипаж американского самолёта попадает в немецкий лагерь. Трое членов экипажа решают пожертвовать своими жизнями, чтобы дать возможность бежать остальным заключённым. Главный герой фильма – четвёртый член экипажа (Он) – хочет присоединиться к ним, но командир и однополчане отказывают ему, так как для осуществления задуманного нужны только трое, а четвёртый человек вызовет подозрение фашистов и сделает план побега неосуществимым. Прощаясь с уходящими на смерть друзьями, главный герой говорит:

– По правде говоря, Дик (так зовут командира «летающей крепости») мне будет совестно жить.

– А ты живи так, чтобы тебе не было совестно.

Лётчики погибают, но многие заключённые, в том числе и главный герой, бегут из лагеря.

Проходит пятнадцать лет, и бывший узник становится известным преуспевающим американским журналистом. Перед поездкой в Европу на сессию НАТО герой узнаёт о преступных планах американской разведки – фактически речь идёт о неминуемо грядущем военном конфликте меду СССР и США. Перед героем фильма встаёт дилемма: сделать заявление, обнародовав известные ему детали спланированной провокации, лишившись при этом всех жизненных благ, либо промолчать».

«Преступные планы американской разведки» были явно не в тему тогдашним советским лидерам, которое уже в тот исторический момент на всех парах устремились к американо-советскому «детанту». Скорее всего, именно по этой причине фильм «Четвёртый» не стал большим событием нашей духовной и общественно-политической жизни. Хотя, судя по гигантскому потенциалу занятых в нём советских кинозвёзд, наверняка мог бы им стать.

Подведём некоторые итоги. Наше небольшое расследование показало, что проблема действительно существует. И она отнюдь не зациклена на судьбе одного фильма. Скорее всего, таких отложенных в долгий ящик по разным соображениям, в том числе по причине элементарной перестраховки чиновников, многие десятки. Не исключено, что речь может идти даже о целом секретном советском кинематографе, скрытом от глаз массового отечественного зрителя на протяжении многих десятилетий. И эту тему ещё предстоит копать и копать.

5
1
Средняя оценка: 3
Проголосовало: 183