Ангел Пустыни

11 сентября – Усекновение главы честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 
Один из престольных праздников старейшего московского храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне

Величайший из пророков – Иоанн Креститель – имеет особое попечение о храме Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне – одном из немногих в Москве, который не закрывался в советские годы. 
Настоятель Предтеченского храма Высокопреосвященнейший Антоний, митрополит Корсунский и Западноевропейский, и духовенство храма стремятся, чтобы жизнь прихода целиком определяли лежащие в основании учения святого Иоанна Предтечи вера и преображение «внутреннего человека» через покаяние.

      

*** 
Храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне основан в 1685 году – именно тогда было построено его первое, деревянное здание.
В 1714 году было начато строительство каменного храма, отложенное из-за Указа Петра I о запрещении такого строительства везде в России, кроме Петербурга. Здание было достроено в 1730-1734 годах. В таком виде храм простоял почти сто лет.
В 1714-1734 годах Предтеченский храм получил однопредельную трапезную. В дальнейшем её неоднократно перестраивали.
В 1804 году сгорела деревянная колокольня храма. Новая каменная двухъярусная колокольня строилась с 1806 по 1810 год церковным старостой купцом Феодором Резановым. 
Затем приход, очевидно, предполагал приступить и к строительству трапезной, которая соединила бы древнюю часть храма с колокольней. Этого, однако, не произошло. Очевидно, помешали война 1812 года, вступление неприятеля в Москву и отвлечение народных сил и средств на борьбу с Наполеоном. Предтеченский храм и весь запресненский район от пожаров не пострадал.
В 1829-1830 годах старую трапезную сменила новая, более обширная. Её создателем был хорошо известный в тогдашней Москве архитектор Федор Михайлович Шестаков (1787-1836).
Трапезная Предтеченского храма имела приделы: сначала северный – Иоанна Воина, затем появился южный придел – Софии Премудрости Божией. В 1894 по проекту архитектора П.А. Кудрина трапезная была расширена к западу, охватив с севера и юга нижний ярус построенной к тому времени колокольни.
Среди колоколов Предтеченского храма наибольший – 316 пудов и 23 фунта – был освящён в 1848 году святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом, Московским и Коломенским (18 /5 октября (Моск. Свт.), 19 ноября/2 декабря).
В память о том, что Небесный покровитель храма – святой Иоанн Предтеча, по преданию, был сиротой, на приходе всегда занимались и делами милосердия. Так, уже в 1751 году здесь была создана богадельня.

И вот грянула революция. В 1922 году настоятелем Предтеченского храма был о. Алексий Флерин. Более того, он взял на себя бремя возглавления приходского совета и, таким образом, ответственности перед советской властью за имущество и деятельность прихода. 
Вся Пресня знала, любила и уважала этого священника. Люди приходили к нему за советом. По воспоминаниям прихожан старшего поколения, отец Алексий был благочестив и строг, мягкосердечен к сирым и слабым.
Во многом, видимо, благодаря своему настоятелю Предтеченский храм избежал сетей обновленческого раскола.
В 1920–1930-е годы, когда закрывались храмы, Предтеченский храм не прерывал служения. В начале 1930-х годов храм лишили звона. Старожилы вспоминают, как разоряли колокольню, сбрасывали колокола.
В марте 1930 года городские власти по «ходатайству» рабочих приняли решение о закрытии Предтеченского храма и передаче его под культурно-просветительские цели.
Но, слава Богу, решение это не было выполнено. Очевидно, верующие обратились с жалобой во ВЦИК. По Промыслу Божиему их просьба была удовлетворена.
В первые годы Великой Отечественной войны, когда Предтеченский храм хотели превратить в склад, его «ангел-хранитель» монахиня Епистимия, которую называли убогой, закрылась в нём, никого не пускала, в холоде спала на «тёплом камушке», еду ей передавали в окошко. До своей кончины в феврале 1975 года матушка Епистимия жила и трудилась в храме, помогала в алтаре.
На Пасху с 5 на 6 мая 1945 года, как сообщал правительству уполномоченный по делам Русской Православной Церкви по Москве и Московской области, в Предтеченском храме присутствовало 10 тысяч человек, трудно было войти в переулок.
После Великой Отечественной войны храм превратился из когда-то окраинного в один из самых почитаемых и посещаемых в церковной Москве.
Прихожане верят, что храм их выстоял в годы гонений во многом и по молитвам святителя Тихона (Белавина, 1865–1925), Патриарха Всероссийского, который дважды 24 июня/7июля 1921 и 1923 годов, в день Рождества святого Иоанна Предтечи, на престольный праздник, совершал здесь Божественную Литургию.
В Предтеченском храме неоднократно служили и другие первосвятители нашей Церкви – Святейшие Патриархи Алексий I, Пимен, Алексий II.
…28 марта 2008 года на западном фасаде храма были установлены вновь написанные иконы святого пророка и Крестителя Господня Иоанна и святителя Николая, архиепископа Мирликийского.

***
Храму уже давно необходимы были профессиональная реставрация внутренней отделки и росписей, кровли, фасадов, реставрация напольного камня, золочение купола и креста колокольни и другие реставрационные работы.
В 2006-2008 годах в храме под контролем «Москомнаследия» с привлечением высококлассных специалистов были проведены реставрационные работы.
Более года в главном алтаре Предтеченского храма не совершались богослужения. Под руководством художника-реставратора I категории Владимира Калистратовича Потапчука (ГУП «Центрреставрация» Министерства культуры России) шла длительная, кропотливая и дорогостоящая реставрация обнаруженных здесь в конце 2006 года под несколькими поздними слоями росписей великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. 
…В 1890-е годы в храме работала мастерская В. М. Васнецова. Росписи главного храма выполнены, как отмечают искусствоведы, рукой самого мастера.
В тимпане западной стены главного алтаря над Царскими вратами Васнецовым был написан Град Божий с фигурами ветхозаветной Троицы. 
Эммануил в Силах написан им в конхе (на своде и верхних частях стен) алтаря. По сторонам – символы четырёх евангелистов.
Кроме собственно фигур стены главного алтаря покрыты орнаментом, похожим на орнамент в абрамцевской церкви, где также трудился художник. Но, к сожалению, в дальнейшем практически все произведения великого мастера были закрыты слоями краски.
«Когда делали шурфы в алтаре для укрепления стен, – рассказывает Владимир Потапчук, – на сколах обнаружили под поздним слоем живописи другой слой. Нами были проведены пробные расчистки, и практически по всем стенам обнаружилась более ранняя живопись. У нас не было сомнения, что это – васнецовская рука, его творческая манера».
«В 2007 году, – читаем на сайте храма, – совершилось обретение этих бесценных творений. Теперь, после раскрытия и консервации васнецовских работ, храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне может считаться обладателем значимой и уникальной монументальной живописи Виктора Михайловича Васнецова в России».

***
Самыми древними и почитаемыми святынями храма остаются иконы главного иконостаса: Спасителя и Божией Матери «Рудненской» по сторонам Царских врат работы царских изографов конца XVII века, а также иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (первая треть XVIII в.), Божией Матери «Неопалимая Купина» (XVIII в.), Божией Матери «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза» (конец XVII в.).
В храме есть икона конца XVII в. мученика Иоанна Воина с крестом-мощевиком, хранящим в себе – части мощей мученика Иоанна Воина, великомученика Никиты, великомученицы Екатерины, великомученицы Варвары, мученика Трифона, великомученика Георгия Победоносца.
Прихожанами также особо почитается изображение над гробницей с Плащаницей «Положение во гроб Христа Спасителя», икона святителя Николая у южного придела.
К старым образам в храме прибавились иконы новопрославленных святых: прп. Максима Грека, Паисия Величковского, Амвросия Оптинского, св. прав. Иоанна Кронштадтского, святителей Тихона и Игнатия (Брянчанинова), св. блаж. Ксении Петербургской.

***
Главная святыня храма – ковчег с частицами мощей святого славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 
Одна из них была передана в 2008 году из Иерусалима, накануне праздника Собора Иоанна Предтечи, епископу Бронницкому Амвросию, который был в то время настоятелем храма. 
Вторая частица мощей святого Иоанна Крестителя была передана епископу Амвросию из Иерусалима в дни Великого поста 2008 года. 
Ранее святыня принадлежала покойному ныне митрополиту Фаворскому Даниилу (Иерусалимский Патриархат). Его престарелая родственница решила передать мощи русскому священнослужителю. 
Ковчег со святынями находится на престоле центрального алтаря и износится для поклонения и молитвенного почитания по окончании поздней литургии в воскресные и праздничные дни.

***
Среди особо чтимых икон храма, конечно же, есть и образы святого Иоанна Предтечи.
Чтение акафиста пророку совершается вечером по понедельникам у юго-западного столпа трапезной части храма перед храмовым «житийным» образом – «Рождество Святого Иоанна Предтечи» работы иконописца Ефима Иванова (1686).
Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись в храме отцу Иоанна Предтечи – священнику Захарии (из рода Аарона), возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишённых утешения иметь детей, наконец-то рождается долгожданный сын, которого они испросили в молитвах.
Храмовый «житийный» образ «Рождество святого Иоанна Предтечи» – икона чудотворная, славящаяся далеко за пределами прихода.
Женщины или супруги вместе молятся перед этим образом о даровании чад. Сотрудницы храма, несущие послушание в свечном ящике, рассказывают, что уже несколько счастливых супружеских пар разного возраста заказывали благодарственные молебны святому Иоанну Предтече.

     

***
Одна из храмовых икон Иоанна Предтечи располагается в отдельном киоте у левого клироса главного алтаря. Эта икона имеет необычное название – «Ангел пустыни».
«Возможно, с самого момента открытия деревянного Предтеченского храма, – читаем на сайте храма, – в его стенах хранится святыня более древняя, чем он сам. Это удивительный по иконографии образ Иоанна Крестителя, именуемый “Ангел пустыни”. Время его написания возводится специалистами к первой половине XVII века. На иконе Предтеча изображён в рост, в одеянии из верблюжьей шерсти и с большими ангельскими крылами за спиной. Этим символом иконописец пытался показать равноангельское житие Иоанна Предтечи в пустыне, чуждое мирским устремлениям и суете, полностью сосредоточенное на созерцании Бога и служении Ему». 
Нередко этот образ вызывает недоуменные вопросы людей, ещё не знакомых с традициями православной иконописи. Почему же святой Иоанн изображается в ангельском образе? 
«Предтеча, – пишет кандидат богословия Петр Малков, – много лет провёл в пустыне, живя отшельнической жизнью. Именно поэтому он всегда воспринимался в православной традиции как предшественник монахов-пустынников, как образец для подражания в иноческом житии.
Итак, изображаемые на иконе крылья есть образ, символ окрылённой благодатью Святого Духа человеческой души. Крыло всегда напоминает нам об одних из самых загадочных существ – о птицах. Люди лишены крыльев и в отличие от птиц, поднимаясь на вершины гор, вынуждены с трудом восходить по ненадёжным и скользким тропинкам. Птицам незнакомы подобные трудности, в несколько взмахов крыльев они перелетают через бездны пропастей.
Той же лёгкости полёта (правда, уже в духовной жизни) призван научиться и человек. Он должен окрылиться Святым Духом и стремительно вознестись на обретённых им крыльях – подобных тем, что мы видим на иконе у земного ангела и небесного человека, у пустынножителя и пророка святого Иоанна Предтечи».
Святый Предтече и Крестителю Господне Иоанне, моли Бога о нас!

Источник фото: ioannpr.ru

5
1
Средняя оценка: 2.90476
Проголосовало: 126