Как советские войска задержали под Вязьмой и Брянском рвавшегося к Москве врага

Первый этап немецкой операции «Тайфун», начавшейся 30 сентября 1941 года, принято считать успехом вермахта, поскольку в окружение под Вязьмой попала значительная часть Западного и Резервного фронтов. Однако здесь необходимы уточнения: советские бойцы своим сопротивлением задержали врага, дав возможность наладить оборону Москвы на Можайском рубеже.

К концу сентября для наступления на Москву Гитлер сосредоточил огромные силы – почти 2 миллиона человек, 14 тысяч орудий и минометов, 2 тысячи танков, почти полторы тысячи самолетов.

В составе Западного, Резервного и Брянского насчитывалось около 1,2 млн красноармейцев, около тысячи танков и 10 тысяч орудий. И в самолетах мы поначалу отставали от противника более, чем вдвое; положение было исправлено лишь к середине октября, когда на помощь трём фронтам были переброшены свыше 400 дальних бомбардировщиков и несколько сот истребителей ПВО. 

Вину с командования за ошибки, которые привели к появлению Вяземского и Брянского котлов, не снимешь. Враг сумел скрытно перебросить из-под Ленинграда 4-ю танковую группу генерала Гепнера. Для дезинформации нашей радиоразведки немцы оставили вблизи этого города своих радистов из штаба танковой группы, чтобы те создавали видимость интенсивного радиообмена, и, соответственно, продолжения дислокации танковой армады за сотни километров от ее действительного местоположения на подступах к Москве. 

А основной ошибкой советского командования был неправильный расчет направления главных ударов немцев. Такой удар ожидался лишь в одном месте силами не более, чем одной вражеской танковой группы вдоль Минского и Варшавского шоссе. Здесь командованием Западного и Резервного фронтов и были сосредоточены мощные войсковые соединения. А немцы ударили там, где их не ждали, создав на направлениях главного удара преимущество в живой силе в 6 раз! 

Первой 30 сентября позиции Брянского фронта атаковала 2-я танковая группа генерала Гудериана. В стремлении избежать захвата противником Орла на помощь брянцам Ставка перебросила часть сил с находившегося севернее Резервного фронта. Однако через два дня 3-я танковая группа Гота, и 4-я Гепнера начали наступление уже и на Западный и Резервный фронты. Вязьма, где находились основные силы этих фронтов, была окружена ударами немецких танковых клиньев с севера и с юга. 

Командующий Западным фронтом генерал Конев правильно оценил точку, где стремились соединиться вражеские танковые группировки, направив туда из Вязьмы 16-ю армию Рокоссовского, а с юго-востока – армейскую группу Болдина. Однако сил не хватило. 7 октября кольцо окружения вокруг значительной части войск Западного и Резервного фронтов замкнулось. В окружении оказались и подразделения Брянского фронта. Всего в составе трёх фронтов попали в окружение семь управлений армиями (из 15), 64 дивизии (из 95), 11 танковых бригад (из 13) и 50 артиллерийских полков (из 64).

Очень скоро под влиянием гитлеровской пропаганды цифры советских потерь в тех страшных боях начали подвергаться фальсификациям. До сих пор в Википедии можно прочитать о «400 тысяча убитых красноармейцев и больше 600 тысяч взятых в плен».

Источником данных о потерях чуть ли не 100% численности личного состава всех частей РККА, оборонявших Москву на дальних подступах, было ведомство доктора Геббельса, министра пропаганды Третьего рейха. Конечно, рапортовать о почти поголовном уничтожении или пленении войск сразу трех советских фронтов немецкие полководцы могли. Многие даже верили в это, собираясь взять Москву в режиме легкой прогулки.

Однако прогулки не получилось. 

Немцы застряли на вяземско-брянском рубеже, несмотря на последующий его прорыв, на три недели, что позволило завершить создание системы оборонительных сооружений уже на Можайском рубеже, куда были мобилизованы курсанты военных училищ Москвы и близлежащих городов и были стянуты ополченцы. 

Однако не горстка будущих офицеров и плохо обученные ополченцы задержали наступление немецкой бронированной лавины, перед этим якобы полностью перемоловшей кадровые части РККА численностью до миллиона бойцов. 

И даже прибытие нескольких сибирских дивизий не может полностью объяснить успех защиты Можайского рубежа. Слишком несопоставимы были силы наступающих и обороняющихся.

А вот если предположить, что костяком обороны этой позиции стали отошедшие с боями и частично вышедшие из окружения подразделения Западного и Резервного фронтов, картина становится более понятной. Как и официальные цифры потерь, согласно источникам советского времени: около 600 тысяч человек, из них около полумиллиона павших смертью храбрых.

В любом случае главным итогом героической обороны Западного, Резервного и Брянского фронтов в ходе боев с 30 сентября по 13 октября 1941 года стала серьезная задержка наступления превосходящих вражеских сил, давшая возможность организовать оборону на Можайском рубеже, что стало одним из важным факторов срыва планов гитлеровского блицкрига под Москвой.

 

Художник: М. Кулаков.

5
1
Средняя оценка: 2.78125
Проголосовало: 192