Коммерческие и творческие таланты семейства Мазуриных

Всем известны имена купцов Третьяковых, Морозовых, Мамонтовых, на чьи средства воздвигались храмы, строились дома для бедных, культурные учреждения. Или Шелапутина и Роопа, построивших в Балашихе больницу, клуб, богадельню. Мазурины тогда, более ста лет назад, тоже входили в число знаменитых благотворителей. На деньги семьи, в частности, содержались богадельни на Ваганьковском кладбище, Котельнической набережной (известная, как «Мазуринская богадельня»), московский городской сиротский дом.

Не менее прославился основатель династии Митрофан Мазурин и как удачливый коммерсант. Именно он в 1843 году основал «Реутовскую мануфактуру» и в дальнейшем был её главным владельцем. При нём небольшое селение Реутово стало превращаться в промышленный посёлок.

    

Помимо этого, Митрофан Сергеевич Мазурин прославился и как новатор. Ему принадлежала инициатива применения торфа в качестве топлива для работы фабричных паровых машин и других нужд. Мазурину в наследство достались земельные угодья с торфяным болотом на территории современной Балашихи, близ усадьбы Горенки. Когда к концу 19-го века была выработана почти вся торфяная залежь, то образовалась округлая котловина. Со временем она постепенно заполнилась водой, превратившись в крупный водоём. Новое озеро назвали Мазуринским, по фамилии фабриканта. А уже в советское время Мазуринское озеро превратилось в любимое место отдыха балашихинцев, пока его не погубили сбрасываемые отходы (так называемый коагулят) с Восточной водопроводной станции. 
Во многом благодаря стараниям Митрофана Мазурина в 1876 году Реутовская мануфактура получила право изображения на пряже Государственного герба, что по тем временам являлось высшим подтверждением качества продукции. Высококачественная пряжа фабрики обрела широкую известность далеко за пределами Московской губернии, о чём свидетельствуют многочисленные награды со всероссийских и международных промышленных выставок.
Митрофан Сергеевич был уважаемым в Московской губернии человеком. С 1877 по 1880 годы он выбирался гласным (депутатом) Московской городской Думы.
Мазурин-старший, человек воспитанный и начитанный, хотел, чтобы и его дети получили хорошее образование. Он и его жена, известная итальянская балерина Герра, с малых лет старались привить им чувство собственного достоинства и гуманизма. И дети оправдали надежды родителей. Старшая дочь Надежда стала замечательной пианисткой. Она училась у Рубинштейна и Танеева и считалась одной из образованнейших и красивейших женщин Москвы. А Константин Мазурин стал известным поэтом и музыковедом. 

Врач, поэт и фабрикант Константин Мазурин
Людские судьбы бывают разными. Кому-то в жизни всё даётся легко и просто, а кто-то долгие годы ищет и не может найти собственного призвания. У одного из владельцев Реутовской мануфактуры Константина Митрофановича Мазурина – человека чистой души и совести – жизнь состояла из сплошных взлётов и падений.
Он родился 22 февраля 1866 году. Получил классическое образование в лицее в память цесаревича Николая, который окончил в 1886 году. С детства считался подающим большие надежды. 
Ещё подростком Мазурин начал заниматься пением и теорией музыки. Обучался в России и за границей (в Италии, Франции, Германии). Заинтересовался этим всерьез и даже в ходе занятий разработал собственную систему обучения пению, взяв за основу староитальянскую методу.
Позже Константин создал и систему преподавания теории музыки, основанную на акустических и математических законах, по которой в дальнейшем обучались многие известные вокальные исполнители.
Чтобы доказать окружающим свою правоту, Мазурин с успехом опробовал эту систему в Московском синодальном училище, позже написав и издав несколько книг по истории и библиографии пения. А последний его музыковедческий труд «Методология пения», который был издан в двух томах в 1902-1903 годах, по признанию знаменитого оперного тенора Всеволода Багадурова, «стал ценным справочным пособием для специалистов».
С детства наравне с занятиями музыкой Константин Мазурин с увлечением писал стихи. Ещё в отрочестве заметную роль в его произведениях стала играть тема смерти, быстротечности земных радостей. Мотивы разочарования, одиночества – основные в лирике Мазурина. «В двадцать лет – старик, с разбитою душой», – писал он о себе. Поэтому о любви к женщине Мазурин отзывается не иначе как о «минутной усладе».
В развитии такого мрачного мировоззрения, видимо, большую роль сыграла внезапная смерть отца Митрофана Мазурина, которая потрясла всё семейство. Но тема любви, в конечном счёте, всё же победила, и в его поздних стихах преобладает интонация романса. Его излюбленный жанр – «скерцо», изящная, шутливая вещица с неожиданной концовкой.
Первый сборник стихов Константина Мазурина «Мечты» вышел в 1887 году, затем последовало ещё несколько книг: «Лирика любви», «Эпизоды», «Строфы Кирузама» и другие.
В 1886 году, по настоянию отца, мечтавшего видеть сына инженером, Мазурин поступил на физико-математический факультет Московского университета. Но техника не прельщала его, поэтому вскоре он переводится на историко-филологическое отделение, которое закончил в 1893 году.
В университете Константин проявил себя талантливым и способным учеником. За сочинения по истории искусств и патристике он был удостоен двух серебряных медалей. 

    

Но он был ещё и атлетом! В 1883 году Константин стал одним из учредителей Русского гимнастического общества.
Учителя пророчили ему большое будущее...
Однако жизненные неудачи, непризнанность как поэта и музыковеда повергли Мазурина в глубочайший кризис. Смерть жены и дочери поставили его на грань гибели. Но он выбрал жизнь, хотя мысли о самоубийстве еще долго преследовали его.
Уже в зрелые годы Мазурин решил полностью переменить образ жизни и посвятил себя медицине. В 1904 году он поступил на медицинский факультет Московского университета. Учился также в Берлине, где изучал гинекологию и операционное искусство. Окончив университет в 1909 году, прошёл экстернат в Московском родовспомогательном заведении. Затем состоял врачом по женским болезням амбулатории Красного Креста им. князя Долгорукова. Издал несколько работ по акушерству. Был известен и как новатор в медицине (изобрёл, в частности, новые модели акушерских щипцов и пузырь со льдом).
В духе семейных традиций Константин Мазурин был членом многих обществ: совета детских приютов, Елизаветинского благотворительного общества, археологического института, автомобильного общества и т.д. Содержал бесплатную лечебницу для неимущих, где сам принимал больных как сверхштатный врач. Часто бывал в Реутове, ведь он с 1889 и до 1905 года являлся членом правления «Товарищества Реутовской мануфактуры». 

Директор и фотограф Алексей Мазурин
Дядя Константина – Алексей Мазурин тоже был известен в России. В начале 80-х годов 19-го века он активно занялся фотографией и скоро о нём заговорили как о талантливом фотохудожнике. После Венской выставки 1891 года и Международной выставки в Гамбурге 1893 года его работы становятся широко известны в Европе. Он удостоен высшей награды Парижской национальной академии, а Гамбургское общество фотографов-любителей (с Гамбургом связано творчество выдающихся мастеров фотографии Р. Дюркоопа и братьев Гофмейстеров) избирает его членом-корреспондентом. 

    

  

«Выдающийся фотограф-художник не только у нас в России, но и за границей» – писали о нём тогда. А Константин Мазурин в одном из писем очень высоко оценивал талант Алексея. «Твои фотографии просто всех очаровали и у меня опять их тотчас же растащили, – писал Константин Мазурин Алексею из поездки в Алжир в 1890 году. – Я сохранил только 2 портрета: Надежды Митрофановны [дочь Митрофана Сергеевича] и другой. Одна дама увидав этот последний портрет в зелени, так восхищена, что тотчас же поехала к фотографу, чтобы так сняться». 
С 1900 года Алексей Мазурин был директором правления Товарищества Реутовской мануфактуры. Умер он в 1920 году, похоронен в Балашихе на Николо-Архангельском кладбище. Это не случайно. Дело в том, что Алексей Мазурин ещё с 1905 года состоял старостой церкви Михаила Архангела в Никольско-Архангельском и в 1908 году за это даже был награждён золотою медалью для ношения на шее на Александровской ленте, за заслуги по духовному ведомству. Место захоронения Алексея Сергеевича, его сына и жены сейчас выглядит очень скромно…
А Константин Мазурин в первую мировую войну как патриот поступает ординатором в 17-й сводный полевой госпиталь. В эти годы составил для ротных фельдшеров два сборника по военной медицине.
Революцию Мазурин не принял. В его понимании она была неизбежным злом, разрушающим великое российское государство. Поэтому после 1917 года он покидает родину и больше сюда не возвращается. Как и многие его современники, оказавшиеся не по своей воле в эмиграции в Сербии, Мазурин трагически переживает свое одиночество, называя себя вечным скитальцем. В 1919-1920 годах он работал в Государственной больнице в Белграде. Затем – общинным врачом. С 1923 по апрель 1941 год заведовал отделением гинекологии окружной больницы в сербском городе Шабац, а с апреля 1941 года – заведующий отделением рентгенологии той же больницы. Получил гражданство Югославии. 
Константин Мазурин прожил долгую жизнь. Он умер 7 февраля 1959 года в возрасте 93 лет! Похоронен на Доньошорском кладбище в городе Шабац.

  

Из поэзии К. Мазурина:

Сидел я за вином, мечтал и, увлекаясь,
Я думал: «Нирузам, ты истинный поэт!
Пускай тебя всю жизнь клянёт, хоть надсаждаясь,
Не только злейший враг, но даже целый свет!»

Но голос вдруг сказал: «Напрасно увлеченье,
Ты вовсе не готов для истинной борьбы...
Что также ты – поэт, о, в этом нет сомненья,
Но ведь поэты здесь родятся, как грибы!..

И ещё:

Любить своих врагов ты мне повелеваешь?
Любить своих врагов стараюсь я давно,
Что ж делать, если их любить нам всем должно!
По мере сил любить стараюсь их и я,
Но, Боже, на иной ты грех меня толкаешь:
Не будут ли тогда завидовать друзья?..

Увы, детище Мазуриных – Реутовская мануфактура – закрылась более десяти лет назад. Но власти города решили вмешаться и сохранить уникальный исторический объект от разрушения, превратив бывшую фабрику в арт-пространство по образу и подобию дизайн-завода «Флакон» в Москве. Исторический облик планируют сохранить. При этом саму фабрику ждёт масштабная реставрация, которая позволит создать полноценное арт-пространство. 

 

Художник: Борис Кустодиев.

5
1
Средняя оценка: 2.81356
Проголосовало: 236