Присоединение Астрахани: как Иван Грозный прорубил окно на Каспий
Присоединение Астрахани: как Иван Грозный прорубил окно на Каспий
25 сентября 1556 года Астраханское ханство было навсегда присоединено к Московскому государству.
Подробности о том, как Астрахань вошла в состав России, не очень известны. Хотя, например, эпопея со взятием в 1552 году Казани была и у современников тех событий, и у их потомков на слуху: серия подготовленных боевых походов, постройка города-плацдарма Свияжска, кровопролитные сражения, блистательные победы…
В сравнении со взятием Казани астраханская кампания выглядела не так выигрышно. В первую очередь по причине незначительности Астраханского ханства – одного из мелких осколков распавшейся Золотой Орды, где было в лучшие годы 15-20 тысяч населения.
Астраханские ханы обычно искали поддержку у более сильных соседей – Крымской и Ногайской орды, Османской Порты, а также у набирающего силу Московского царства.
Пока расположенное выше по Волге Казанское ханство сохраняло независимость, российское правительство ограничивалось дипломатическими и финансовыми мерами поддержки астраханских союзников на берегах Каспия. Первый договор о дружбе и взаимопомощи между Москвой и Астраханью было подписан в 1533 году – в последний год жизни отца будущего «грозного царя» Василия III.
В 1552 году, когда в Астрахани властвовал хан Ямгурчи, русская армия взяла Казань. Однако торговля России с Персией оставалась по-прежнему затрудненной, Астрахань взимала немалые пошлины на провозимые в обоих направлениях товары. И для России обозначалась необходимость «прорубить окно на Каспий», взяв последний город в устье Волги.
Повод к войне дал хан Ямгурчи, задержав русского посла и сослав его в заключение на безлюдный остров на Каспийском море. Весной 1554 года 30-тысячное войско под командованием воеводы князя Юрия Ивановича Пронского-Шемякина и постельничего царя (крупный придворный чин, отвечавший, в частности, за личную охрану монарха) Игнатия Вешнякова отправился на стругах вниз по Волге.
В сражении у Черного Яра хан Ямгурчи потерпел поражение, после чего спасся бегством в принадлежавший туркам Азов, отказавшись защищать Астрахань. Астраханским ханом стал Дервиш-али, но уже на положении вассала по отношению к Москве, которая гарантировала ему свою вооружённую поддержку.
Добрые отношения, однако, длились недолго. В 1556 году Дервиш-али предложил русскому послу убираться восвояси, и Москве снова пришлось посылать к Астрахани войска.
Летом 1556 года волжских казаки под командованием Ляпуна Филимонова стремительным броском захватили Астрахань. Дервиш-али бежал в Бухару, и после этого никакие ханы Астраханью уже не правили. Астраханское ханство, как и ранее Казанское, было включено в состав Московского царства, а подданные бежавшего хана были приведены к присяге русскому царю, который стал титуловаться теперь еще и «царем Астраханским».
С присоединением Казани и Астрахани Российская держава получила полный контроль над Волгой, ее судоходством, богатейшими рыбными промыслами, возможность торговли с Персией и другими странами Востока, а царь избавился от необходимости платить пошлины жадным татарскими князькам.
Бухарские послы докладывали турецкому султану, что «русский царь имеет с Астрахани доход в тысячу золотых в день». И даже если допустить, что это было обдуманное преувеличение с целью толкнуть турок на войну с Россией за Астрахань, доля правды в этих словах была.
Впоследствии дважды при жизни Ивана Грозного Астрахань у русских пытались отобрать. Первый раз в 1569 году это попробовали сделать турки, но потерпели чувствительное поражения. Десятью годами позже отбить Астрахань попыталась объединившиеся для этого крымские и ногайские татары и тоже неудачно.
Город, ставший российским, был окружен теперь мощными оборонительными сооружениями, в нем находился многочисленный гарнизон. Астрахань превратилась в передовой форпост Российской державы, стала базой для расширения влияния России на Кавказ. Город и ныне остается российской жемчужиной на Волге, морскими воротами на Каспий.