Ту-104: реактивный прорыв советской гражданской авиации
Ту-104: реактивный прорыв советской гражданской авиации
70 лет назад, 15 сентября 1956 года, Ту-104 совершил первый регулярный рейс по маршруту Москва – Омск – Иркутск. Это был не просто первый реактивный авиалайнер в СССР, несколько лет эта машина была единственной в мире среди такого класса самолетов.
Формально Ту-104 был создан в невиданно краткие сроки. Решение о его производстве было принято 11 июня 1954 года, а 17 июня следующего года новая машина уже поднялась в первый испытательный полет. 5 ноября того же года состоялся полёт первого серийно выпущенного лайнера.
Тогда, в 1956 году, европейцы были поражены успехами советской авиапромышленности. Ведь после того, как первый в мире реактивный английский авиалайнер, созданный в 1949 году, после серии авиакатастроф был «отозван» для устранения недоделок на 4 года, в мире не существовало действующего самолета такого класса.
Конечно, первенец отечественного гражданского реактивного самолетостроения создавался на самом деле не за несколько месяцев. Ту-104 был гражданской модификацией бомбардировщика Ту-16, работы над которым КБ Туполева начало в 1948 году (серийный выпуск начался в 1953-м).
Пассажирский авиалайнер не был точной копией бомбардировщика. В его конструкции неизменными остались лишь крылья, хвостовое оперение, гондолы двигателей и шасси. Фюзеляж был увеличен в диаметре, крылья стали крепиться в нижней, а не в средней трети корпуса.
Первая пассажирская реактивная «тушка» стала прорывом на советских гражданских авиалиниях. Число перевозимых пассажиров до сотни с лишним человек при крейсерской скорости в 850 км/час означало для «Аэрофлота» качественный переход на более высокую ступень.
Иным стал комфорт для пассажиров. В передней части салона появились отделения первого класса с просторными сиденьями-диванами, столиками и прочими удобствами. Появился даже настоящий буфет наподобие вагона-ресторана.
Ту-104 стал дал толчок к перестройке и дооборудованию крупных советских аэропортов, где появилась новая обслуживающая техника, была увеличена длина взлетно-посадочных полос. Долгие годы эта реактивная машина служила визитной карточкой СССР, совершая регулярные полеты за рубеж.
Новая машина использовалась не только для перевозки пассажиров и грузов. Появились иные модификации Ту-104 – транспортно-санитарные, летающие лаборатории, самолеты радиоэлектронной борьбы и слежения за воздушным пространством, машины для метеорологических исследований.
Ту-104 сыграл роль и в подготовке советских космонавтов: на нем при полете по баллистической траектории для будущих покорителей космоса создавалась, пусть на короткое время, ожидавшая их на орбите невесомость.
К сожалению, первая попытка освоить реактивные самолеты для гражданских рейсов была не совсем удачной не только у британцев, но и у нас. Из 200 выпущенных машин к концу их эксплуатации в начале 1980-х годов потерпели аварии 37. Погибли 1137 человек. Между тем военный «предтеча» Ту-104 – Ту-16 – зарекомендовал себя одним из самых надежных бомбардировщиков (их выпустили с 1953 по 1963 год больше 1500, и летали они почти без аварий до 1993 года).
Впрочем, эта аварийность была очень относительной. Если учесть, что за четверть века Ту-104 совершили в общей сложности 600.000 полетов, в ходе которых было перевезено больше 100 миллионов пассажиров, процент аварийности составил 0,006%, а смертность среди пассажиров – 0,001%. Если сравнивать с численностью жертв ДТП, такой самолет покажется верхом безопасности. Однако после того, как 7 февраля 1981 года вскоре после взлета с военного аэродрома Пушкино под Ленинградом разбившийся Ту-104 унес с собой жизни почти полного состава командования Тихоокеанского флота, был введён полный запрет на эксплуатацию самолётов данного типа.
Серьёзных последствий для гражданского воздушного флота СССР это не повлекло: в распоряжении советской гражданской авиации имелись уже современные лайнеры других моделей. В том числе Ту-134 и Ту-154, созданные с учетом опыта использования Ту-104. Эти самолёты отличались большей пассажировместимостью, а самое главное, они были намного более безопасны в эксплуатации. Новые машины с самого начала создавались как гражданские, а не переделывались из боевых самолетов.
Так или иначе, первый реактивный гражданский «Туполев» сыграл важную роль в отечественном и мировом самолетостроении и в выводе пассажирского авиасообщения в Советском Союзе на принципиально новый, более высокий уровень.