Советско-японская декларация 1956 года: жест Москвы так и остался жестом – по вине Вашингтона и Токио
Советско-японская декларация 1956 года: жест Москвы так и остался жестом – по вине Вашингтона и Токио
Уже 65 лет японское правительство регулярно поднимает вопрос о «возвращении северных территорий», по итогам Второй мировой войны ставших неотъемлемой частью СССР, а ныне – России. Токио делает вид, что не понимает – подарков в международной политике не бывает.
С 12 по 19 октября 1956 года в Москве велись переговоры с прибывшей туда японской делегацией во главе с премьер-министром Итиро Хатоямой. По результатам переговоров 19 октября была подписана совместная Советско-японская декларация.
По сути она представляла собой этакий мирный договор, не будучи мирным договором по форме! О чем в тексте документа и говорилось – дескать, стороны готовятся заключать такой договор после дополнительных переговоров.
Боевые действия между СССР и Японией прекратились за 11 лет до этих переговоров в Москве, когда 2 сентября 1945 года американский генерал Макартур вместе с представителями союзного командования, в том числе с советской стороны, принял капитуляцию Японии.
Американцы после подписания Акта о капитуляции готовили мирный договор с Токио довольно долго, подписав его лишь в 1951 году в Сан-Франциско. Однако Советский Союз Сан-Францисский договор не подписал, поскольку США фактически дезавуировал положения Ялтинской и Потсдамской конференций 1945 года о переходе под советский суверенитет Курильских островов!
Так и получилось, что, несмотря на военный разгром Японии в 1945 году, наша страна еще 11 лет формально находилась с ней в состоянии войны. Прекратить эту ситуацию в советско-японских отношениях решили в 1956 году, зафиксировав состояние мира между СССР и Японией де-факто, о чем и была подписана совместная декларация.
Состояла она из 10 пунктов, которые касались восстановления дипломатических отношений, возврата Японии военнопленных, безопасности международного судоходства, охраны окружающей среды, помощи моряков обеих стран друг другу в опасных ситуациях на море и др. А камнем преткновения стал 9-й пункт, который гласил: «Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией переговоров о заключении мирного договора. При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».
Для чего руководство СССР пошло на такой шаг?
Хрущев при всём его волюнтаризме соглашателем не был. А в ситуации с Японией рассчитывал на то, что после формального завершения американской оккупации Япония сможет стать внеблоковым нейтральным государством, с которым могут быть установлены отношения добрососедства.
Однако американцы уходить из Страны восходящего солнца не собирались, подписав с Токио в начале 1960-х годов Договор о взаимодействии и безопасности и разместив на острове Окинава крупную военную базу. А японцев в Вашингтоне предупредили: если те вздумают полноценно мириться с Москвой на условиях передачи под японский суверенитет островов Хабомаи и Шикотан, Окинава может стать американским владением и де-юре.
Уже в 1960 году СССР и Япония обменялась резкими заявлениями. С советской стороны констатировали, «что только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Сикотан будут переданы Японии, как это было предусмотрено Совместной декларацией СССР и Японии от 19 октября 1956 года...»
Токио ответил: «Наша страна будет неотступно добиваться возвращения нам не только островов Хабомаи и острова Сикотан, но также и других исконных японских территорий...».
Для Советского Союза подобные заявления были неприемлемы. Курилы – очень ценный ресурс. Это и незамерзающие проливы из Охотского моря под полным российским контролем, и 200-мильная экономическая зона с годовым уловом рыбы в 3 миллиона тонн, и нефтегазовые залежи, оцениваемые в 360 млн тонн в нефтяном эквиваленте. А также вулкан Кудрявый, ежегодно выбрасывающий с лавой 20 тонн редкоземельного металла рения, стоимостью впятеро дороже серебра при общей его добыче в мире всего 50 тонн в год.
И менять Курильские острова, их внушительные природные ресурсы, а также международный престиж России на заверения в дружбе и «японские инвестиции» в Москве не собирались.
Условие передачи островов Хабомаи и Шикотан в Декларации 1956 года выражено четко – «после подписание мирного договора». А договор этот не заключен до сих пор из-за обструкционистской позиции Токио, за которой торчат уши Вашингтона.
Практически каждое новое японское правительство продолжает исполнять один и тот же ритуал, вновь и вновь поднимая вопрос о «возвращении северных территорий». Даже дата для этого установлена, отмечаемая с 1981 года 7 февраля с соответствующими официальными мероприятиями по всей стране.
Однако условия, при которых Японии могли передать острова Хабомаи и Шикотан – действительно независимый статус страны, а не американского сателлита – не выполнены до сих пор.
Так что суверенитет Российской Федерации над ее островами на Дальнем Востоке незыблем и обсуждению не подлежит.