Как начиналась оборона Севастополя

30 октября 1941 года защитники города русской славы вступили в бой с передовыми частями гитлеровской армии.

В середине сентября в связи с преодолением немцами Днепра и началом окружения Киева резко ухудшилась обстановка и на крымском направлении. Наступавшей 235-тысячной вражеской группировке под командованием генерал-полковника Эриха фон Манштейна противостояло менее полутора сотен тысяч советских бойцов, преимущественно из дивизий, сформированных после начала войны и не успевших пройти боевое слаживание. Вражеская авиация имела и существенное преобладание в воздухе.

В начале октября Ставкой Верховного Главнокомандования было принято решение о выводе из обороняющейся Одессы в помощь крымчанам Приморской армии, но это решение запоздало на несколько дней: Манштейн начал генеральное наступление на Ишуньские позиции южнее Перекопа, последнее узкое место на пути в Крым уже 18 октября. 
Были крупные ошибки и со стороны командовавших обороной Крыма. Руководивший обороной адмирал Левченко, заместитель наркома Военно-Морского флота, был арестован, предан суду и приговорен к 10 годам тюремного заключения за «самовольное отступление начальника от данных ему для боя распоряжений, совершенное не в целях способствования неприятелю, но вопреки военным правилам» (впоследствии Левченко был помилован и возвращён в армию с понижением в звании до капитана 1 ранга). 

***

Севастополь, служивший главной базой Черноморского флота (командовал флотом тогда вице-адмирал Октябрьский) начали готовить к обороне в середине июля. Планировалось построить три рубежа обороны, но достроить их не успели. Отчасти выручили береговые батареи: башни их орудий имели угол стрельбы в 360 градусов и могли стрелять не только для отражения атаки с моря.
Самые важные городские службы и предприятия буквально зарывались в землю для обеспечения надежного укрытия. В штольнях Инкермана и Ново-Троицкой балки были оборудованы спецкомбинаты: № 1 – для производства вооружения и боеприпасов, № 2 – по пошиву белья, обуви и обмундирования. Тут же под землей работали амбулатории, столовая, клуб, школа, детские ясли и сад, а впоследствии госпитали и хлебозавод.

Практически до самого конца героической 250-дневной обороны города с его аэродромов взлетали наносить удары по врагу до сотни советских истребителей и бомбардировщиков. После вылетов самолёты прятали в подземных капонирах, а взлетно-посадочные полосы после каждого удара противника за ночь восстанавливались аэродромными службами. 
Первые подразделения армии Манштейна из сводной мотопехотной бригады полковника Циглера подошли к Севастополю 30 октября. К этому моменту в городе практически не оставалось сухопутных войск – все силы концентрировались близ Перекопа и Ишуньских позиций, чтобы не допустить прорыва противника в Крым. 
Всего на главной базе Черноморского флота с учетом моряков, морской пехоты, военнослужащих из тыловых учреждений насчитывалось до 55 тысяч человек. Их сводные отряды и встретили наступающего врага, дав ему первый отпор. Спустя несколько дней к городу подошли другие дивизии Манштейна, но и численность защитников города увеличилась за счёт частей Приморской и 51-й армий. Это дало возможность командованию флота отвести большую часть боевых кораблей к базам на Черноморском побережье Кавказа во избежание риска уничтожения кораблей авиацией. Однако отвод кораблей произошел позже – после того, как первый штурм Севастополя, предпринятый гитлеровцами, сорвался к 20-м числам ноября. Манштейн не рискнул бросить на город все свои силы, опасаясь контрудара со стороны Керчи, куда мог быть высажен советский десант.

В ноябре созданный приказом командования Севастопольский оборонительный район сдал свой первый экзамен. Назначенный командующим района вице-адмирал Октябрьский, ранее успешно организовавший эвакуацию советских частей из Одессы, в течение месяца обеспечил бесперебойные поставки в Севастополь с Кавказа подкреплений, горючего, боеприпасов, техники. Только в ноябре к Севастополю прибыли 174 рейса транспортных судов. 
Вооружение во многом производилось на укрытых под землей городских предприятиях. Так, если в начале обороны наши войска имели всего 72 миномета, то к концу обороны рабочие-севастопольцы изготовили их почти 2 тысячи. К минометам на месте производились и мины.
Вообще, полностью окруженный с суши город не слишком напоминал классическую осажденную крепость, если не считать вражеских обстрелов и бомбардировок. Горожане относительно бесперебойно пользовались электричеством, вырабатываемом на подземных электростанциях. Голода не было, продовольствие строго нормировалось по карточкам.
Севастопольский гарнизон сдерживал силы Манштейна, не позволяя использовать их для наступления на Кавказ. А уже к началу декабря Красная армия завершила внушительной победой свою первую крупную наступательную операцию, освободив Ростов и сорвав наступление группы армий «Юг» на Донбасс, Волгу и Кавказ.

 

Художник: А. Дейнека. 

5
1
Средняя оценка: 2.76446
Проголосовало: 242