Возвращение бандеровца: как Яроша назначили в украинский Генштаб
Возвращение бандеровца: как Яроша назначили в украинский Генштаб
2 ноября бывший главарь запрещенного в России «Правого сектора»*, сыгравшего не последнюю роль в победе путча на майдане, был назначен советником главнокомандующего Вооруженными силами Украины.
На Украине ситуация с командованием армией напоминает ситуацию, описанную в повести «Королевство кривых зеркал», где был не только «главный министр», но и министр «наиглавнейший»: кроме традиционно занимающего должность Верховного главнокомандующего президента, здесь существует пост «просто главнокомандующего» – начальника генерального штаба. К нему в советники и назначили в начале ноября Дмитрия Яроша.
Сейчас с «Правым сектором» пана Яроша связывает только вражда с руководством этой организацией. Нынешний глава «Правого сектора» Андрей Тарасенко отозвался о новом назначении так: «Это пшик, профанация на самом деле… Я же вместе с ним был все эти годы, первые годы войны… Он много лет был советником – это как-то повлияло на молодежь, какую-то мобилизацию повысило или еще что-то сделало каким-то образом? Нет. Вот я об этом говорю».
Дмитрий Ярош уже изложил в СМИ свою программу деятельности в качестве советника главы Генштаба: «Это и привлечение добровольческого потенциала к деятельности Вооруженных сил Украины, это и работа с молодежью украинской, там много всяких аспектов…»
Стаж экстремиста у Яроша большой. Еще на заре украинской незалежности молодой радикал участвовал в акциях всевозможных националистических организаций («Рух», «Украинской хельсинская группа», «Тризуб»). На майдане-2014 он чаще остальных позировал перед телекамерами, в связи с чем прослыл чуть не лидером украинского военизированного бандеровского движения. Не только на Украине, но и, во многом за её рубежами. Потом с ним произошло то же, что со многими «героическими хлопцами» в украинской истории – каждый желал стать если не «гетманом», то «головным атаманом», но «булавы» для каждого не нашлось.
Ярош, ныне гордо заявляющий, что через его «Украинскую добровольческую армию», организованную им после ухода из «Правого сектора», прошло «больше 10 тысяч человек», привирает: в сей «армии» даже в периоды никогда не бывало более 500 боевиков. Да и где их взять?
За месяц с момента объявления очередного призыва в ряды ВСУ на специальные сборные пункты явилось не более 15% молодых людей в возрасте от 18 до 27 лет. А вот докладная записка, составленная одним из сотрудников отряда «добровольных помощников военкомов» в Волынской области: «Из 50 человек [в регионе], подлежащих призыву в Вооруженные силы Украины, 48 выехали на сезонные работы в Польшу. Еще двое болеют».
Другой пример. 13 апреля 2021 года на оперативном совещании у мэра военный комиссар Ивано-Франковска Игорь Сорокопуд сообщил, что во время весеннего призыва на призывную комиссию вызывали 3555 мужчин в возрасте 18-27 лет. Из всех призывников территориальной общины в центр комплектования и социальной поддержки пришли только 528 человек – остальные 3027 призыв проигнорировали.
Ненамного лучше обстоят дела с контрактниками. Две трети контрактников увольняются на «гражданку» уже после первого срока. А среди столь восхваляемых украинскими пропагандистами «военных, прошедших подготовку в учебных центрах под руководством западных инструкторов», доля вскоре увольняющихся доходит до 80%!
Уже в 2015 году Киев не мог набрать нужное количество людей для карательной операции в Донбассе не то, что за счет «добровольцев», но даже за счет все новых волн принудительной мобилизации. Пришлось переходить преимущественно на контракт. Первоначально оклады служивых были относительно высокими в сравнении с гражданкой, но несколько лет их почти не индексировали. И желающих идти на контракт в армию, получая от 10 тысяч гривен в месяц за службу вне зоны боевых действий (там оклады больше в 2 с лишним раза) притом, что средняя зарплата на Украине больше 14 тысяч гривен, находится все меньше.
Рассчитывать, что после «второго пришествия» в кресло советника начальника украинского Генштаба Ярошу удастся добиться качественного прорыва в «патриотической работе», смешно. Например, в нацистов «Азова» кроме неплохо вооруженного полка есть невоенный «Гражданский корпус» в 10 с лишним тысяч боевиков, готовых взяться за оружие, но только не в качестве «пушечного мяса» на Донбассе, а для того, чтобы скинуть надоевшего им президента Зеленского. Киеву же вооруженные бандеровцы нужны как раз в Донбассе. Это практика всех узурпаторов высшей власти – после победы мятежа отправлять горячие головы из числа своих сторонников на убой.
Сложно сказать, насколько серьезно верят в окружении Зеленского в возможность Яроша призвать для участия в боях в Донбассе заметное число бандеровских радикалов, представляющих угрозу для власти президента-клоуна.
Назначение столь мифологизированной фигуры на должность советника главнокомандующего ВСУ создаёт иллюзию укрепления карателей «идейными нацистами», символом которых для многих является Ярош. Однако, если авантюра в Донбассе получит развитие, самому Ярошу, скорее всего, не достанется ничего, кроме роли бандеровского свадебного генерала.