«А вы почему остались в живых?» О Михаиле Янгеле, соратнике и оппоненте Сергея Королёва
«А вы почему остались в живых?» О Михаиле Янгеле, соратнике и оппоненте Сергея Королёва
Мы в советское время не знали ни про С. П. Королёва, до его кончины, ни, конечно же, про М. К. Янгеля, заместителя, а потом и директора Королёва в «том самом» ракетном КБ в Калининграде Московской обл. Когда на рубеже 1980-х имя Янгеля было присвоено Харьковскому институту радиоэлектроники (ныне ХНУРЭ), в котором автору этих строк привелось учиться на радиотехническом факультете, мы недоумевали: а кто же такой этот самый Янгель?
И сегодня пишут: «Если имена первого космонавта Юрия Гагарина и главного конструктора космических кораблей Сергея Королёва известны всему миру, то имя создателя первых управляемых баллистических ракет Янгеля чаще упоминается в специальной литературе, а увековечено лишь в тех местах, что связаны с его деятельностью».
7 ноября исполняется 110 лет со дня рождения создателя лучших в мире боевых ракет академика Михаила Янгеля, легендарность которого такова, что на Западе утверждали, будто Янгель – немецкий ракетчик, украденный спецслужбами СССР у знаменитого Вернера фон Брауна, нацистского ракетостроителя, после краха Третьего рейха вывезенного американцами в США. Но иркутяне соврать не дадут, они-то помнят и гордятся тем, что Михаил Кузьмич Янгель, ученый и конструктор в области ракетно-космической техники, академик АН СССР (1966), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961), лауреат Ленинской и Государственной премий родился в Иркутской губернии, в деревне Зырянова, в 1911 г.
Издалека ведется и его связь с Южной Русью: дед будущего академика Лаврентий Янгель – потомок запорожских казаков – жил на Черниговщине в деревне Рыжики. Это почти на границе нынешних Украины с Беларусью. Лаврентий горячий был казак: когда пан забрал у него жену, он поджег панские строения и получил «восемь лет каторги на Ленских золотых приисках и вечное поселение в Сибири. Так Янгели стали сибиряками. Родители Янгеля поселились на берегу Илима в деревне Зырянова, у них было 12 детей».
Интересно посмотреть, какой путь штудий и учений прошел крестьянский сын из многодетной семьи, будущий выдающийся конструктор. После Зырянской школы учился в Нижнеилимском высшем начальном училище, а в 1924 г. переехал в поселок Куйтун Иркутской области, где жил у тети. Уже комсомольцем в 1926 г. переехал в Москву к своему старшему брату Константину, который учился в университете. Приходилось совмещать учебу с работой на заводе стеклографии. Затем – на фабрике тканей в Красноармейске. Михаил окончил школу ФЗУ, в 1931 году двадцатилетним был принят в ряды Коммунистической партии и направлен на учебу в МАИ, где учился отлично, был секретарем комитета комсомола института.
Еще студентом, в 1935 г. поступил на работу в авиационное КБ Николая Поликарпова, который стал руководителем его дипломной работы «Высотный истребитель с герметичной кабиной», прозорливо видя в студенте черты характера и судьбы М. Ломоносова.
В конструкторском бюро знаменитого Поликарпова Янгель проработал почти десять лет, дошел до должности помощника главного конструктора, участвовал в проектировании и создании истребителей И-16, И-180, И-185, модификаций По-2 и др.
В 1938 г. Янгель с группой ведущих авиационных специалистов ездил в служебную командировку в США. В годы Великой Отечественной войны работал на заводе, выпускавшем боевые истребители. В 1948 г. поступил в Академию авиационной промышленности, после окончания которой с отличием в 1950 г. стал заниматься разработкой ракетно-космической техники в НИИ-88 в КБ Королёва.
О ракете Р-11, первой в Союзе, двигатель которой работал на азотной кислоте и керосине, дочь академика Людмила Янгель рассказала: «Отец и когда стал директором НИИ-88, тоже продолжал ее курировать. Кстати, это единственная ракета, у которой значатся два главных конструктора – Янгель и Королёв. Она очень долго стояла на вооружении. Спор между отцом и Сергеем Павловичем был сугубо технический. У одного – кислота, у другого – кислород. Отец за автономную систему управления, Королёв – против. Потом, когда они уже разошлись, решали разные задачи».
И вот личный «узел» Янгеля, связавший его на всю оставшуюся жизнь с Украинской ССР: в апреле 1954 г. М.К. Янгель был назначен главным конструктором особого конструкторского бюро «Южный» в Днепропетровске (ОКБ-586).
Лаконичный справочник гласит: «Творческий коллектив КБ “Южное”, который возглавлял М.К. Янгель, вместе с кооперацией смежников создал несколько поколений высокоэффективных боевых ракетных комплексов и космических систем, многие решения по которым были пионерскими, внес большой вклад в укрепление могущества и обороноспособности страны. На базе мощных и эффективных боевых ракет Р-12, Р-14, Р-16, Р-36 в Советском Союзе были созданы Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), которые стали основой ракетно-ядерного щита страны. Созданы ракеты-носители “Космос” и “Космос-2”, различные типы космических аппаратов военного, научного и народнохозяйственного назначения, запущены на орбиту первые спутники серии “Космос” и “Интеркосмос”, которые положили начало международному сотрудничеству в области освоения космического пространства».
Однако по порядку.
22 июня 1957 г. состоялось первое успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминологии СС-4). Как отмечают специалисты, «новые решения позволили обеспечить большую дальность полета (до 2000 км). Кроме того, и это было чрезвычайно важно, новые компоненты топлива для ракеты позволили разработать и в дальнейшем распространить во всей серии будущих боевых ракет принципиально новое решение – хранение ракет в постоянной боевой готовности в шахтных пусковых установках, что значительно повышало защищенность ракетных комплексов». Это были первые советские ракеты, которые потом будут развернуты на боевых позициях в больших количествах начиная с 1959 г.
Но уже в июне 1960-го на полигоне прошли успешные испытания следующей системы янгелевского КБ – ракеты промежуточной дальности Р-14 (СС-5).
Янгель со своим КБ опередил Королёва на два года.
Однако многим памятно трагическое событие (тогда о нем не сообщалось): 24 октября 1960 г. во время выполнения предстартовых работ, за четверть часа до первого испытательного пуска ракеты Р-16, первой межконтинентальной ракеты Янгеля, произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени, и ракета взорвалась на стартовой площадке. При огненном взрыве сгорели около ста (данные рознятся) человек, среди них – Главком ракетных войск, Главный маршал артиллерии М. Неделин и большая группа ведущих специалистов КБ. Сам Янгель и еще несколько человек чудом остались живы, поскольку, как свидетельствуют, «отошли покурить». Тогда 49-летний Михаил Кузьмич, обгоревший, слег с первым инфарктом, сильно переживая гибель сотрудников, саму катастрофу, вопрос Хрущева и упреки вдов: «А вы почему остались в живых?»
Первый успешный запуск СС-7 был осуществлен через четыре месяца, 21 февраля 1961 г. Что позволило СССР в октябре 1962-го предпринять попытку размещения на Кубе 24 пусковых установок ракет СС-4 и 16 пусковых установок ракет СС-5. Это привело к возникновению геополитической напряженности, известной как «Карибский кризис».
Кстати, академик посмеивался, когда вспоминали известное высказывание Хрущева после посещения янгелевского КБ в Днепропетровске: «Делаем ракеты как сосиски, на автомате».
Это, однако, было близко к истине. В 1965 г. на вооружение РВСН поступила ракета третьего поколения Р-36 (СС-9), на тот момент оказавшаяся самой мощной боевой ракетой в мире. Затем она была оснащена разгонной ступенью и получила статус глобальной, поскольку могла поразить любую точку, перехват ее по тем временам был невозможен. К 1974-му году Советский Союз развернул 288 ракет СС-9 всех типов, состоявших на вооружении вплоть до 1980 г.
К 1965–1966 гг. относят и пик развертывания в СССР ракет средней дальности СС-4 и СС-5, большинство из которых были нацелены на объекты, размещенные в Западной Европе.
Историки отечественного ракетостроения пишут: «Именно в КБ М.К. Янгеля в 1960-х начинаются работы по созданию первых, полностью мобильных баллистических ракет. Одну из новых баллистических ракет сделали комбинированной: первая ступень работала на твердом топливе, вторая – на жидком. В целом новая ракета обладала рядом ценных новшеств и пионерских решений... Новинкой подвижного комплекса стал транспортно-пусковой контейнер, из которого стартовала ракета. Тогда же был применен и так называемый “минометный старт”: ракета вылетала из контейнера, как пробка из бутылки шампанского, а ее двигатели запускались уже в полете».
Решение М.К. Янгеля о переходе на такой тип старта было вполне революционным, опередившим «наших партнеров» из США на пять лет.
С середины 1960-х КБ «Южное» стало проектировать и создавать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) четвертого поколения – РС-16 (СС-17) и РС-20 (СС-18). Именно эту ракету в США начали называть «сатаной». В ней были воплощены нетривиальные конструкторские находки, которые родились в трудной творческой полемике в среде ведущих специалистов «Южного»; Янгель даже уволил своего давнего коллегу, главного конструктора шахтных пусковых установок Е.Г. Рудяка, который впоследствии назвал те конструкторские решения Янгеля чудом.
И академик Б.Н. Петров высказался внятно: «С его именем связано возникновение принципиально нового направления в области ракетостроения. ...Очень важно отметить то, что Янгель обладал замечательной способностью не только выдвигать новые оригинальные идеи, но также воплощать их в конкретные конструкторские разработки и доводить до завершающего этапа – серийного выпуска».
В известном Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений, подписанном 31 июля 1991 г. между СССР и США, имелся специальный пункт, согласно которому Советский Союз вдвое сокращал количество тяжелых баллистических ракет СС-18.
Благодаря Горбачеву американцы осуществили свою давнюю мечту о ликвидации СС-18, так как это была единственная система, обеспечивающая гарантированный ассиметричный ответ с нашей стороны, невзирая на декларирование США непробиваемости своей системы СОИ.
Только сотня таких ракет, по оценкам экспертов США, способна вывести на орбиту не только 1000 боеголовок индивидуального наведения большой мощности, но также и 100 000 ложных целей.
СС-18, классика боевого ракетостроения, признанная самой мощной МБР в мире,
стала последней работой Михаила Янгеля. Последний год он очень тяжело болел. Сказались последствия пяти (!) инфарктов, огромной ответственной работы: выдающийся конструктор скончался 60-летним, 25 октября 1971 г., прибыв в министерство, где его должны были чествовать как юбиляра.
Похоронен академик на Новодевичьем кладбище.
Президент АН СССР М.В. Келдыш сказал: «Советская наука, наша страна обязаны академику М.К. Янгелю развитием новых направлений науки и техники, созданием замечательных образцов совершеннейших конструкций, что внесло громадный вклад в укрепление могущества нашей Родины».
Именем академика Янгеля были названы школа, а также океанский лайнер-сухогруз, спущенный на воду судостроителями Херсона в 1972 г. На Памире есть янгелевский пик. Имя академика Янгеля носят улицы в московском Чертанове, Киеве, Днепропетровске, Байконуре, Братске и Железногорске, поселок в Иркутской области, астероид и кратер Луны.
Отрадно, что не попало под волну новейших украинских переименований «Конструкторское бюро “Южное” им. М.К. Янгеля» в Днепропетровске (ныне Днепр).
На здании МАИ в 1972 г. была установлена мемориальная доска с надписью: «Пусть в этой жизни у нас были ветры и бури, грозы и штормы, но сумели мы все-таки пройти сквозь все эти невзгоды… Пусть отведенные нам природой остальные годы будут без бурь и штормов, но обязательно в борьбе за счастье простых людей, за счастье наших детей и внуков. (М.К. Янгель)».
К Янгелю приложимы эпитеты с превосходными степенями: талантливый, выдающийся, гениальный. Воистину, ушедший от нас полвека назад Михаил Янгель обладал гораздо более глубоким талантом, чем было принято считать в его время и чем считают сейчас. По-видимому, время его славы – впереди.