«Заступница усердная, Мати Господа Вышняго!..»

4 ноября – празднование в честь Казанской иконы Божией Матери

Из икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. В многочисленных чудотворных списках с Казанского Образа прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа.
Вспомним стихотворение «Перед иконой Казанской Божией Матери» настоятельницы Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного женского монастыря игуменьи Таисии (Солоповой, 1842-1915):

Как хорошо в Твоём храме, Владычица!
Как сладко душе и светло!
Свободно, спокойно в нём каждому дышится,
На сердце легко и тепло!

Словно Сама Ты, о, Мати Всепетая,
Сама Ты здесь с нами стоишь;
Любовию Матерней к людям согретая
На всех с состраданьем глядишь!

И лик Твой, Божественной славой сияющий,
Безмолвно вещает сердцам:
«Придите, молитеся Мне, вам внимающей,
Я всем вам отраду подам!

Молитесь, убогие, бедные, сирые,
Ведь Я для вас Мать и Покров!
Молитесь и вы, сего мира счастливые,
Познайте в сем счастье любовь!

Молитесь и вы, грехом отягчённые,
Давно Я молитв ваших жду;
И покаянья слезой орошённые,
Услышу Я их и приму!

Молись и ты, старчество дряхлое, хилое!
Молись и ты, юности цвет,
Молитесь и вы, малюточки милые,
Я всех вас покрою от бед!..».

О, Милосердная Мати Пречистая!
Безмерна Твоя к нам любовь;
Ты нам Заступница в скорбях пребыстрая,
Ты наша Мать и Покров!

О! не оставь же нас, Мати любимая,
Молиться Тебе – вразуми;
И с верою тёплой Тебе возносимые
Моления грешных прими!

***

Казанский Образ является списком с древней Влахернской иконы и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница.
Вдохновлённый Влахернской иконой Одигитрии, написанной, как считается, евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы, древнерусский монах-иконописец создаёт свой вариант-список святого Образа. 
По месту своего Явления этот Образ стал известен как Казанская икона Божией Матери. Её иконография, по сравнению с Влахернской иконой, чуть-чуть изменена.
Русский Образ Богородицы всегда можно узнать по теплоте, смягчающей царственную строгость византийских прототипов.
Что же ещё отличает русский Образ от классического варианта этого типа? Оплечное изображение и наклон головы Богоматери к Младенцу. Благодаря этому их лики как бы вплотную приближаются к молящимся. И мы прикасаемся в этот момент к тайне Боговоплощения.
Лёгкий поворот головы Богородицы направляет наше внимание на Её Божественного Сына. На этой иконе Спаситель не сидит на руке Богородицы, а стоит слева от Неё. Правая рука Его поднята в благословении. Богомладенец ручкой благословляет Богоматерь, а в Её лице – и всех христиан.

***

К началу ХХ века икона Казанской Божией Матери была в каждом русском доме – от крестьянской избы до царских палат.
Особо почитались два чудотворных списка с Казанского Образа Божией Матери, дважды сопутствовавших русскому воинству в борьбе против иноплеменников: Московский и Санкт-Петербургский.

***

Когда к оккупированной поляками Москве подойдёт войско, собранное Мининым и Пожарским как раз на тех, присоединённых Грозным, Поволжских землях, оно будет осенено списком Казанской иконы, явленной в граде Казани 21 июля1579 года.
А в это время в ледяном каземате Чудова монастыря в Кремле предаст Богу душу идейный вдохновитель сопротивления Патриарх-священномученик Ермоген (Гермоген). 
Именно он, бывший казанский священник Ермолай, некогда составил для Государя «Повесть о явлении чудотворной Иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, бывшем в Казани граде…».
В осажденном Кремле находился в то время в плену и прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626). 
Ночью келия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского, который сказал:
«Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
В подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. 
На следующий день, 22 октября/4 ноября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. 
На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нёс Владимирскую икону Богородицы, сохранённую им в плену. 
Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

***

Первый Романов на российском престоле – молодой государь Михаил Феодорович – установил второе празднование иконы Божией Матери Казанской в день 22 октября (4 ноября) в память освобождения Москвы и спасения России. 
Ныне этот праздник отмечается не только Матерью-Церковью, но и возрождён как государственный, 

***

Собор-памятник в честь Казанской иконы Божией Матери, с которой связывалось чудесное избавление России от польского нашествия, был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1620-х годах.
В соборе была помещена чудотворная икона Божией Матери «Казанская», главная войсковая святыня ополчения Минина и Пожарского, один из первых списков с явленного в граде Казани Образа Божией Матери.
Со времени постройки собор стал важнейшим храмом Первопрестольной. Среди московского духовенства его настоятель занимал одно из первых мест.
После пожара 1635 года вместо деревянного собора был построен каменный на средства первого царя династии Романовых – государя Михаила Федоровича. Освящён Патриархом Иосифом 15 октября 1636 года.
К 1650 году перед собором были построены новая паперть и колокольня, а в конце XVII века устроено парадное крыльцо.
После окончания строительства каменного Казанского собора от него до Лобного места была сделана гладкая деревянная мостовая. Она получила название Красный мост, а возле храма – Красная площадь. Так собор дал имя главной площади Москвы.
После революции собор был закрыт не сразу. В 1925-1930 годах под руководством архитектора П.Д. Барановского на средства прихода он был отреставрирован. Но в 1936 году Казанский собор был всё-таки закрыт и разобран.
Восстановлен в 1993 году. Освящен 4 ноября Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексеем II.

***

В Богоявленский кафедральный собор в Елохове, где ныне находится чудотворный список Образа Казанской Божией Матери, с которым народное ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освобождало Москву от поляков, ежедневно стекаются богомольцы не только из Москвы и Подмосковья, но и из разных городов России, из-за рубежа.
Этот Образ Пресвятой Богородицы перенесён в собор в конце 1930-х годов, когда разрушили кафедральный собор в Дорогомилове. А до этого перед этой святыней молились в Казанском соборе на Красной площади.
…Во время Великой Отечественной войны Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), избранный в 1943 году Святейшим Патриархом, молился в Богоявленском соборе перед Чудотворным Казанским Образом о даровании Победы нашему народу и Отечеству. Когда враг подошёл к Москве, в столице был проведён крестный ход с этим Образом Пресвятой Богородицы.

***

Второй чтимый список – Петербургский, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесён в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной из главнейших святынь града святого Петра. В 1811 году в честь этого Образа был отстроен кафедральный Казанский собор.
В следующем 1812 году М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и через возложение на него иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками.
Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас – дар Божией Матери. 
Прах славного полководца, известного своим благочестием, упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным Образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей под его предводительством победу русскому воинству над армиями Наполеона.

***

В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что, несомненно, добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца.

***

Петербургский список Казанской иконы, который находился в советские годы в Князь-Владимирском соборе, вновь вернулся на своё место в иконостас Казанского собора – после его восстановления.

***

Именно Казанской иконой благословляют молодых к венцу.
Именно её вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на детей и внуков наших, напутствовал их на праведную земную жизнь.
К Казанскому Образу мы чаще всего обращаем взоры в бедах и болезнях, взывая:
«Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога Нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душою и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».

5
1
Средняя оценка: 2.62722
Проголосовало: 169