Алма-Атинская декларация: как республиканские элиты признали Беловежский сговор
Алма-Атинская декларация: как республиканские элиты признали Беловежский сговор
21 декабря 1991 года к подписанным в Беловежской пуще соглашениям присоединилась большая часть республик СССР, окончательно легализовав уничтожение советской сверхдержавы.
Решение о ликвидации СССР и создании вместо него СНГ было принято 7-8 декабря 1991 года в правительственной резиденции Вискули (Белоруссия) руководителями России, Украины и Белоруссии. Ожидали и Назарбаева, но он в Вискули не приехал.
Должной реакции на Беловежские соглашения так и не последовало. В разные годы бывший председатель Верховного Совета СССР Лукьянов и депутат Верховного Совета СССР Алкснис рассказывали, что якобы 7 декабря к Беловежской пуще подтянулись бойцы спецназа КГБ Белоруссии, готовые арестовать заговорщиков, как только последует приказ из Москвы, однако приказа не последовало. Да и от кого он мог последовать, учитывая, что ещё в августе 1991 года Горбачёв назначил председателем КГБ «лучшего друга американцев» Вадима Бакатина.
А 5 сентября 1991 года в нарушении Конституции СССР вместо прежнего Верховного Совета СССР был создан так называемый Совет Республик. Отдавать приказ об аресте беловежских заговорщиков было некому…
13 декабря Горбачев своим Указом изменил текст военной присяги, ранее начинавшийся словами «Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь…
Теперь присяга» звучала так: «Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность народу, обязуюсь свято соблюдать Конституцию и законы государства, воинские уставы, приказы командиров и начальников, добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности. Клянусь быть преданным и достойным защитником своей Родины».
Из текста присяги исчезло всякое упоминание о народе какого государства идёт речь…
19 декабря Ельцин дополнительно упразднил действие на территории РСФСР Межгосударственной экономического комитета СССР – последнего общесоюзного квази-правительства, уже лишенного реальных полномочий. В тот же день Ельцин перевёл Госбанк СССР в прямое подчинение властям РСФСР.
В такой обстановке в Алма-Ату к 21 декабря съехались лидеры 10 республик СССР. Республики Прибалтики приглашение проигнорировали, а в Грузии ответить на приглашение было некому: там с сентября шла гражданская война между режимом Звиада Гамсахурдии и группой грузинских воров в законе.
Не многим лучше обстояли дела в Азербайджане, где политика президента от Народного Фронта Эльчибея с каждым днём приближала гражданское противостояние.
Собственно, речь об обсуждении Беловежских соглашений в Алма-Ате и не шла. По сути, Москва, Киев и Минск предъявили столицам остальных союзных республик неофициальный ультиматум: мы СССР распустили, можете присоединяться к образованному нами СНГ или идти на все четыре стороны.
Уже было понятно – в условиях захвата всей полноты власти в РСФСР Ельциным, никакой поддержки с его стороны союзных структур не будет. И после недолгого обмена мнениями лидеры 8 пока не присоединившихся к Беловежским соглашениям республик СССР сделали это официально, приняв как соответствующую Декларацию и Протокол о присоединении к соглашению о создании Содружества Независимых Государств.
В некотором смысле термин Декларация куда более точно отображала истинную сущность эфемерного образования под названием СНГ, чем соглашение об образовании последнего.
Так, например, в подписанном 8 декабря соглашении статья 2 упоминала о «гарантиях»: «Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют своим гражданам независимо от их национальности или иных различий равные права и свободы.»
Алма-Атинская же декларация говорила лишь о неких «стремлениях»: «…стремясь построить демократические правовые государства, отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения… прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств…». При этом в Алма-Атинской декларации был прописан отказ от действующих межгосударственных механизмов, реально позволяющих обеспечить упомянутые «стремления»: «Содружество … не является ни государством, ни надгосударственным образованием.»
Стоит ли удивляться, что спустя несколько лет во многих республиках «национальные меньшинства» (в которые автоматически превратились русские) стали дискриминироваться.
Декларированное в Алма-Атинской декларации 21 декабря 1991 года осталось невыполненным – так же, как были перечёркнуты и забыты решения всесоюзного референдума в марте 1991 года, высказавшегося за сохранение Союза ССР. А когда стало окончательно понятно, что СНГ – это пустая декларация, не способная сыграть роль даже слабо связанной конфедеративной структуры, было уже поздно что-либо предпринимать…