Художница удивительной судьбы

– Едем в Крым! Солнце! Море! Фрукты! – категорически настаивал герой одного советского детективного фильма. Что ещё там? На букву «Ф»?.. Феодосия. Живописный уютный городок, раскинувшийся на юго-восточном побережье полуострова. Достопримечательностей хоть пруд пруди. Музеи: древностей, Александра Грина и знаменитого на весь мир мариниста Айвазовского. Думаете, что там выставлены только полотна Ивана Константиновича? Ошибаетесь. В прошлом году здесь с большим успехом прошла персональная выставка местной художницы Анны Владимировны Давыдченко (кстати, много лет тому назад она начинала творческий путь в стенах этого музея, работала реставратором). 
Дорогой читатель. Вижу. Читаешь эти строки и пожимаешь плечами. Не знаком ни с ней, ни с её творчеством. Не беда. Сейчас поведаю, что знаю.

***

Анна – самая что ни на есть настоящая графиня! Прямой потомок самого графа, генерал-лейтенанта Ираклия Ивановича Моркова. Да, да! Того самого участника русско-турецких баталий. Командира московского народного ополчения в войне восемьсот двенадцатого года, крепостным которого был лучший портретист России, академик Василий Андреевич Тропинин! 
Если повнимательнее рассмотреть родовое древо Анны Владимировны, то мы без труда отыщем там российского дипломата Аркадия Ивановича Моркова (это о нём отзывался Карамзин как о человеке «знаменитом в хитростях дипломатической науки»). Скажу больше. Один случай из его жизни описан нашим великим Львом Николаевичем Толстым в бессмертном романе «Война и мир»! (1)
И Николая Андреевича Римского-Корсакова. (2) 
И, конечно, живописцев – заслуженного художника Украины Николая Бортникова и Татьяну Кузнецову. Этим талантливым людям довелось лицом к лицу встретиться с врагом на фронтах Великой Отечественной. Всё пережитое не могло не найти отражения в созданных ими полотнах.

Унаследованные гены, безусловно, оказали решающее влияние в выборе главной профессии будущей художницы. Конечно, не сразу. Двенадцатилетней Аннушке пришлось поработать манекенщицей в Доме Мод. Стояла в примерочной и терпеливо ждала, пока модельер подгонит одежду по фигуре. Случалось, что и от острой иголки перепадало. Но физическая боль проходила мгновенно, когда раздавалась команда: «На выход!». И девочка, забыв обо всём, спешила на подиум, залитый ярким светом софитов.

Радовало то, что за её труд и терпение заработанные денежки регулярно получала мама. Казалось бы, вот оно – светлое и яркое будущее. Мечта сотен девушек. Новые наряды, поездки, слава. Но нет. Аннушке хотелось иного. По ночам снились мольберты, кисти, краски и тонкая дощечка с отверстием для надевания на палец левой руки, именуемая волшебным словом – палитра.
Окончив восемь классов, девушка решилась претворить сон в явь. Отправилась из Волгограда в далёкий Крым. Подала документы в художественное училище имени Самокиша. И... провалилась.

Через год опять собралась на полуостров. Подобные учебные заведения имелись в соседнем Саратове и в Пензе. Но Аннушка проявила характер! Заявила родственникам: «Буду учиться только в Крыму! И ни в каком другом месте!»
Увы. Вторая попытка была аналогична первой. Дабы быть ближе к искусству, устроилась на работу в театр. Стала посещать дополнительные занятия в художественной школе. Денно и нощно готовилась к третьему штурму неприступной крепости. Известно же, что бог любит троицу. Но не в жизни Ани. На сей раз срезали не на профильных экзаменах (живопись, рисунок, композиция). «Завалили» на экзамене по русскому. Абитуриентку безумно расстроило то, что в школе меньше «пяхи» у неё по этому предмету никогда не было!
На простой вопрос мамы, заданный заведующему учебной части: «Почему?», последовал предсказуемый ответ:
– В этом году документы подали дети местных художников и абитуриенты, родителям которых нигде и ни в чём... Вы же понимаете? У нас город небольшой. Все друг друга знают, а ваш ребёнок пришлый. Можно сказать, чужой. Единственная из России приехавшая. Бесспорно, девочка талантливая и добьётся своего. Хотите, оставим её в училище в качестве натурщицы? Так уж и быть. Определим, так сказать, вольным слушателем, с правом посещения занятий.
Основательно позабытый ныне Карл Маркс утверждал, что «история повторяется дважды – первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса».
К чему это я? Да к тому, что предок Анны – Ираклий Иванович Морков – пару столетий назад отправил сына своего управляющего, юного Васю Тропинина, учиться на кондитера. А тот в качестве вольного слушателя ходил на лекции в Санкт-Петербургскую художественную Академию! Аня согласилась. Наравне со всеми посещала занятия. Выполняла домашние задания педагогов. Получала оценки за них. (3)
Четвёртая попытка покорить преграду под названием «Художественное училище имени Самокиша» была более чем успешной. Трудолюбивую слушательницу за прошедший год хорошо узнали и полюбили многие педагоги, а по сему в этот раз ни малейших проблем с поступлением не возникло! 

ПРОШЛО ТРИ ДЕСЯТКА ЛЕТ

Утверждение, что «Всевышний посылает каждому человеку испытания по силам его», справедливо и точно! Казалось бы, Анна Владимировна достигла всего, о чём мечтала.

На видном месте лежит диплом о высшем образовании, полученный в Крымском гуманитарном университете на кафедре изобразительного искусства. Четыре года ушли на то, чтобы известные мэтры и члены выставкомов регионов республики, сравнивая её работы с произведениями других художников на республиканских или всеукраинских выставках в Киеве, Черновцах, Полтаве, Днепропетровске, Запорожье и Черкассах, приняли Анну Владимировну Давыдченко в Национальный союз художников Украины (а затем и в Союз художников России).

2019 ГОД. БОЛГАРИЯ. 6-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЛЕНЭР В ГОРОДЕ СОЗОПОЛЬ, БЛИЗ БУРГАСА 

Анна не спеша бродила по узким улочкам старинного городка в поисках хорошей композиции. И вдруг поймала себя на мысли, что в этих местах в далёком 1829-м году в составе русской армии за свободу братьев-болгар бился её предок, граф Аркадий Ираклиевич Морков. (4) 
«Надо же, – молнией пронеслась мысль, – какая интересная стезя у всех членов нашего рода. Кто-то воюет мечом, а кто-то покоряет эти земли кистью и холстом».

***

Вездесущие журналисты не раз спрашивали у члена Международной ассоциации художников «Палитра мира» и «Российского дворянского собрания» о главном девизе её жизни. Вместо ответа Анна Владимировна показывала старинный фамильный герб 1796 года. На нём начертано: Stabo Quocumque Ferar – «Устою, где бы ни был поставлен».
Потом тихо добавляла: 
– В творческом плане цель жизни звучит ещё лаконичнее: индивидуальность и уникальность в живописи. Правда, для этого предстоит ежедневно и много трудиться!

 

Примечания:

1. См. Толстой Л. Н. Война и мир. Том первый. Часть третья.
2. Он прямой родственник Варвары Ираклиевны Морковой, дочери графа Николая Ивановича Моркова и Михаила Петровича Римского-Корсакова.
3. Ирония судьбы. (А как ещё можно объяснить тот факт, что Аннушка – прямой потомок графа, чей крепостной, будучи отправлен в столицу учиться на кондитера, сбегал от мастера на занятия в художественную академию, за что частенько получал увесистые оплеухи от наставника и его жены). Много лет спустя стала вольнонаёмной и одновременно натурщицей.
4. Ещё раньше в русско-турецкой войне принимал активное участие отец Аркадия Моркова – Ираклий Иванович. Служил под началом самого Суворова. Отличился при взятии крепостей Очаков и Измаил. 

 

Художник: Анна Давыдченко.

5
1
Средняя оценка: 2.84
Проголосовало: 150