Кто сегодня воюет против маршала Жукова
Кто сегодня воюет против маршала Жукова
Маршал СССР Георгий Жуков и сегодня врагам не дает покоя. В самом деле, указано точно: если стереть или преобразовать в наших народах память о Великой Победе, из нас, как из пластилина, можно будет лепить что угодно. Ключевой фигурой в нашей ментальной памяти о Великой Отечественной войне является маршал Жуков. С ним антисоветчики и русофобы всех мастей ведут постоянную войну.
Так, на остаточной территории бывшей Советской Украины, потерявшей в страшной войне восемь миллионов своих граждан, ныне в силе идейные преемники Гитлера и Геббельса – манкуртизированные украинские нацисты, чья идеология ксенофобии и беспамятства подпирается новыми государственными законами. Есть практические результаты политики т. н. десоветизации, декоммунизации, десталинизации.
1 декабря с.г., в день 125-летия Г. К. Жукова, в Одессе вандалы облили красной краской и обмотали колючей проволокой постамент, оставшийся от памятника Маршалу Победы.
В той же оккупированной Одессе еще 4 февраля 2020 г. «активисты ряда патриотических организаций и студенты Одесского национального университета имени Мечникова» сорвали и топтали ногами барельеф Георгия Жукова, который висел на стене дома № 62 по улице Новосельского.
Против демонтажа выступил тогда депутат горсовета от «Оппозиционного блока» Богдан Гиганов, приехавший на место. Он назвал снос незаконным и вызвал полицию, однако правоохранители не стали вмешиваться. Вандалам пытались помешать граждане, не согласные с происходящим, но барельеф был увезен на машине. Демонтажа барельефа в рамках декоммунизации «активисты» добивались пять лет, но городская власть «саботировала процесс». Поэтому они обратились к ректору Одесского национального университета Игорю Ковалю, который дал согласие на демонтаж.
Доска находилась на здании, которое является памятником архитектуры и истории местного значения. Здесь в 1946–1948 гг. в штабе Одесского военного округа работал Г. К. Жуков. Сейчас в доме находятся общежитие и философский факультет Одесского национального университета имени Мечникова.
Это была последняя мемориальная доска маршалу в Одессе.
Напомним, что прежде, в конце октября 2019 г., представители ультраправой организации «Национальный корпус» (созданный на базе нацистского батальона «Азов», против участников которого в РФ возбуждены уголовные дела) с помощью перфораторов демонтировали еще один барельеф с изображением маршала СССР Жукова со здания Приморского районного военкомата. На красивом барельефе указывалось, что Г. К. Жуков с 3 июня 1946 г. по 4 февраля 1948 г. командовал войсками Одесского военного округа.
Напомним также, что 2 июня 2019 г. представители «Нацкорпуса» снесли памятник Жукову в Харькове. Бабуины тогда забрались на монумент, надели на него веревку, повалили на землю и пинали ногами. Сотрудники полиции сначала пытались помешать радикалам, но позже отступили.
Памятник валили потом несколько раз, но всегда в тот же день администрация района во главе с Татьяной Топчий возвращала Жукова на пьедестал.
Русский город Харьков, основанный указом Царя Алексея Михайловича (Тишайшего), по-прежнему никак не вписывается в ментальную повестку дней, навязанную украинскими неонацистами.
Между судебными решениями завис в Харькове проспект Маршала Жукова, незаконным решением аваковского ставленника губернатора Райнина переименованный было в просп. Генерала Григоренко, советского диссидента, в конце жизни превратившегося в укронационалиста. На дома даже были установлены новые таблички. Но вскоре таблички с номерами домов были заменены – на имя Жукова. По распоряжению городского головы Г. Кернеса их повесили столь высоко, чтобы вандалы без спецтехники не дотянулись. А ее у нацистов нет.
Решение о возвращении проспекту имени советского маршала Георгия Жукова принял горсовет. Мэр Харькова Геннадий Кернес дал пояснения: «Позиция городского совета по проспекту маршала Жукова – последовательная и предельно ясная. Ветераны Харькова и их потомки как члены громады имеют законное право на увековечивание имени одного из освободителей города и Украины от нацизма во Второй мировой войне. Сегодняшнее решение сессии, основанное на результате общественного обсуждения, возвращает имя Жукова проспекту в Немышлянском районе. Законодательная база по декоммунизации, как многие нормы, принятые после 2013 года, содержит массу противоречий, и псевдопатриоты в Харькове пытаются греть на этом свою популярность. Но городская власть все же намерена воспользоваться своим правом давать названия объектам топонимики города… И у нас есть право, право депутатского корпуса, принимать решения, которые находятся в нашей компетенции. Понимая это, мы выбрали спокойный тон и последовательный план действий – в рамках своих полномочий и законодательном поле, если нужно – в суде, продолжать отстаивать права харьковчан на историческую память. Соответствующее решение принято».
Из-за имени Жукова харьковские городские власти также судились с Кабмином Украины и Институтом нацпамяти. От первого харьковцы требовали создать Единый национальный реестр памятников Второй мировой войны (суд встал на сторону харьковской мэрии); от второго – не вмешиваться в процесс переименования топонимов в Харькове.
В Харькове помнят (сохранились и известные фото 1943 года Жукова в освобожденном городе), что Георгий Константинович является самым знаменитым полководцем Советского Союза в Великой Отечественной войне, и потому его называют «маршалом Победы». Под закон о декоммунизации не подпадают лица, которые связаны с победой во Второй мировой войне. Однако сторонники искоренения имени Жукова с улиц украинских городов заявляют, что маршал входил в руководящие органы КПСС, а потому должен подпадать под декоммунизацию.
Секретарь харьковской городской топонимической комиссии Алексей Хорошковатый отметил, что с 19 декабря 2019 г. по 19 января 2020 г. в городе проводилось общественное обсуждение, как это предусмотрено законодательством. По результатам поданных предложений, в поддержку переименования проспекта выступили 11 тысяч 193 человека, что составляет 86% от общего количества голосов.
В рекламе Харькова – сегодня разнобой. Одни указывают одно название проспекта, другие – другое. Станция метро, носившая имя маршала, стала с 2015 г. называться «Дворец спорта».
Закон «об осуждении коммунистического и нацистского режимов», запрещающий пропаганду советской символики, действует на Украине с мая 2015 г. Он предполагает, в частности, переименование городов и улиц, названных в честь советских государственных деятелей. Институт нацпамяти публиковал список, в который вошли 520 исторических личностей, чья деятельность подпадает под действие закона «о декоммунизации», и поэтому их имена должны исчезнуть из географических названий. Документ вызвал большой резонанс в обществе, так как в нем не были четко прописаны границы его применения, многие памятники советским вождям националистические организации сносят без согласования с местными властями.
Это – очередное проявление украинствующей деструктивной заразы, которая поражает мозг хлеще любого вируса.
Глубоко комментирует происходящее на Украине киевский политолог, философ, писатель Д. Выдрин, ныне живущий в Крыму. В беседе с журналистом, писателем К. Кеворкяном он сказал: «Мы наблюдаем драму разрушения. Даже хуже, саморазрушения. Здесь минимален фактор внешнего влияния, хоть российского, хоть мирового. Это внутренний выбор своей судьбы элитой страны и, чего уж лукавить, значительной части населения».
Аналитик утверждает, что Украина избрала путь регресса. «Иначе говоря, упрощение всех производств, упрощение господствующего типа личности, упрощение организации общежития, упрощение базовых смыслов бытия. Нечто превращается в ничто. Примы в приматов. … Не конфликт изнутри выгорает, а страна. Этот процесс может быть растянут во времени».
И дает прогноз: «Не будет у страны завтрашнего дня – есть только мучительно длящееся бесконечное настоящее. В это тягучее настоящее уже вплавились, как мушки в янтарь, уцелевшие политики. Их сложно делить на перспективных и неудачливых, прозападных и пророссийских, даже на “дебилов” и “профанов”. Их степень политической, идеологической, мировоззренческой свобод сравнима со свободой полета тех же мушек в янтаре».
***
Однако есть стреляющие в наше общее прошлое и в Российской Федерации.
В 2011 г. по Первому каналу был показан многосерийный фильм, который привлек к экранам очень многих. Да и как не смотреть, если он называется «Жуков»? То есть посвящен прославленному русскому воину, которому наша страна обязана самыми важными победами в Великой Отечественной войне, подписавшему в Берлине со стороны СССР Акт о полной и безоговорочной капитуляции Германии, «Родину спасшему, вслух говоря», как сказал о маршале Жукове поэт-нобелиант.
В начале титров фильма режиссера Алексея Мурадова стоит имя продюсера Алексея Пиманова, которого телезрители знают как ведущего программы «Человек и закон». Это лицо влиятельно в раскладе современных российских телевизионных СМИ: Пиманов – генеральный директор телекомпании «Останкино», снявший несколько телефильмов.
Замечено: у продюсера Пиманова нет ни одного телесериала, где бы не «завернули антисоветскую поганку».
Мы бы соглашались с пафосом критики, направленной на изъяны той эпохи, с осуждением преступлений, если бы не сопутствующие обстоятельства: намеренность, тенденциозность и кумулятивность, момент вброса в эфир новейших телепродуктов, а также суть их – как несомненный если не плевок, то упрек в лица наших отцов и дедов, чья жизнь пришлась на советский период. Всем нашим предкам выпало в это время жить, ну и нам тоже привелось захватить немалый отрезок того времени, расти в советских семьях, быть октябрятами-пионерами-комсомольцами. И, при всем нашем нынешнем критическом отношении к недостаткам советской жизни, нашего неприятия трагических способов воплощения социалистической идеи, приязненная острота восприятия нашего отечественного прошлого у многих из нас сохраняется, и скажем больше: всецелое, огульное отрицание советского периода истории России (учитывая, что СССР был геополитическим эквивалентом Российской империи) рвет нить исторической преемственности.
Недавно одним политиком был вспомянут эпизод, когда в самом начале войны И. Сталин, беседуя с послом США и рассуждая о стойкости Красной армии, заметил: «Вы думаете, они воюют за нас, за коммунистов? Нет, они воюют за свою матушку Россию». Усилю акцент: наличие в нашей истории такой фигуры, как Жуков, видится провиденциальным.
Но фильм г-на Пиманова и его партнеров, с многообещавшим названием «Жуков», – не об этом. Глубинные срезы остались вне поля зрения авторов. То ли художническая кишка тонка, то ли вера «партнеров» такова, то ли политическая неприязнь к Сталину-Хрущеву-Брежневу оказалась непреодолимой. Жуков по Пиманову – это лишь жертва советской системы. Остальное Пиманова и партнеров интересует неизмеримо меньше.
Героем намеренно выбран не воин Жуков, показан не путь становления великого стратега и освободителя, не рассказано о его участии в Халхин-Гольской операции, в Первой Мировой, Гражданской, а главное Великой Отечественной войнах, здесь не дождетесь и намека на высокое призвание, на соотнесение имени Георгий с небесным соименником-Победоносцем. Этот фильм не рассказывает о том, что Жукову во время битвы под Москвой пришлось не спать одиннадцать суток подряд, не расскаывает и о драматической сложности личности, о том, какой ценой далась этому человеку Победа, фильм ни на йоту не прояснит вам этот феномен, его уникальность и значимость: как судилось, что именно этот уроженец Калужчины стал призванным свыше маршалом Победы.
Фильм «Жуков» – тенденциозно антисоветский. Нам показывают аресты и истязания военачальников, колючую проволоку, ужасы пересылок, конвой, доведение до кончины маршала-танкиста Рыбалко, имевшего смелость вступиться за Жукова на заседании Военного Совета в Кремле, когда разбирали жуковское личное дело.
Всем хорош актер Балуев, но нередко в статичном его взгляде не угадывается облик прославленного маршала. И, как утверждает дочь маршала Э. Жукова, он и статью не похож на ее отца. Хотя А. Пиманов сообщил прессе, что актера на главную роль искали два года, и для авторов фильма важно было не внешнее, а внутренне совпадение характеров актера и прототипа. Балуевские глаза были весьма уместны в образе абверовского агента Мищенко в фильме «В августе сорок четвертого». Здесь же – мы видим фигуру странноватую. Нельзя не согласиться с мнением одного блоггера, что Жуков в исполнении Балуева катастрофически проигрывает хрестоматийному образу Ульянова из эпопеи Озерова и из других фильмов, «и ссылки на то, что, мол, у Ульянова – канонический полководец-победитель, а у Балуева – обычный человек, не прокатывают. Человек получился ходульный, а как военный и политический деятель образ, созданный Балуевым, никак не соответствует образу Жукова». Уточним: в некоторых финальных сценах фильма Балуев трогателен.
Человечны в фильме главные женские роли, прежде всего, неизменно убедительной Елены Яковлевой, в роли супруги маршала Александры Диевны. Однако согласимся с суждением дочери полководца Эры Жуковой, которую сценарий фильма (сценарий Виталия Москаленко, при участии Валерии Байкеевой) привел в ужас. «Не понимаю цели фильма. Если хотели рассказать о великом полководце, то зачем это копание в “грязном белье”? Если хотели показать его биографию, нужно было лучше ее изучить. Конечно, отец был, прежде всего, человеком. Но зачем все это вытаскивать, смаковать?» – воскликнула Э. Жукова.
Но авторам нужно было «опустить» легендарный образ великого полководца, принизить до нынешнего обывательского сериального уровня, когда кино нужно лишь в качестве жвачки, заполняющей мозг, размякший от духовной и интеллектуальной инфантильности.
Несмотря на то, что главный герой почти все время в кадре находится в маршальской форме, в фильме практически отсутствует тема, которой маршал и дорог народу: Жуков-полководец, Жуков в армии.
Ветеран Великой Отечественной войны, доктор исторических наук, вице-президент Академии военно-исторических наук М. И. Фролов, в своей реплике на сайте «Русская народная линия» дает точную причину появления фильма «Жуков» и подобных продуктов: «Мне кажется, что сегодня мы видим продолжение линии, которую высказал ещё в конце 80-х годов “серый кардинал” перестройки Яковлев. Он тогда заявил: давайте свалим Жукова, и тогда все рухнет. Рухнет и советское военное искусство в годы Отечественной войны, и роль и значение всех других советских военачальников, Рокоссовского и других».
С сериалом «Жуков» был произведен выстрел вражеского идеологического фаустпатрона: по собственному прошлому. Уплощение крупнейшего из наших полководцев – это в том числе и еще одна попытка «десталинизаторов» аннулировать значение связанной с именем Сталина колоссальной работы по укреплению российской государственности в советские годы.
Но не забудем: целились в коммунизм, а попали в Россию. Помнят ли о том г-да пимановы и их «партнеры»?