Лидия Андросова: враг не сломит

Когда гитлеровцы захватили город Краснодон Ворошиловской области (сейчас – Луганская область), появилась молодежная подпольная организация «Молодая гвардия». В нее вступила и юная Лидия Андросова. Вместе с другими подпольщиками она вела борьбу с захватчиками, но в 1943 году девушку арестовали. Несмотря на допросы и пытки, подпольщица не выдала своих. 

В первый же день Великой Отечественной войны, несколько тысяч жителей города Краснодона, что в то время находился в составе Ворошиловградской области, ушли добровольцами на фронт. То время выдалось тяжелым. Гитлеровцы уверенно продвигались на восток, оккупируя все новые и новые территории. И 19 июля 1942 года немцы заняли Краснодон. И уже осенью того же года в городе начала действовать молодежная подпольная организация «Молодая гвардия». 
Впервые скудная информация об организации появилась в апреле 1943 года. О ней написала фронтовая газета «Сын отечества». Затем новость подхватили другие издания: «Социалистическая родина», «Ворошиловградская правда». После этого появилась книга, написанная Владимиром Лясковским и Михаилом Котовым. Естественно, такое событие не могли пройти мимо власти. И вскоре в Краснодон была направлена специальная комиссия, которая должна была разобраться в деятельности подпольной организации. Затем появилось еще несколько комиссий, которые изучали работу не только «Молодой гвардии», но и всех подпольщиков Краснодона. 
Постепенно стала появляться информация. Выяснилось, что антифашистское движение в городе возглавил Филипп Лютиков. Он собрал вокруг себя молодых парней и девушек, которым была небезразлична судьба их малой родины. И они решили бороться с врагом. Понятно, что воевать в открытую молодые люди не стали. Шансов победить противника «лоб в лоб» у них не было. И поэтому они ушли в подполье. 
Причем осенью 1942 года в Краснодоне было создано сразу несколько подпольных организаций. Но вскоре они объединились в одну, назвав ее «Молодая гвардия». А ее командиром стал Иван Туркенич. Имя же комиссара было строго засекречено. Так строго, что и до сих пор нет единого мнения, кто же занимал эту должность. По одним сведениям, Олег Кошевой, по другим – Виктор Третьякевич. Зато известно, что почти все молодогвардейцы являлись комсомольцами. 
Задач у молодогвардейцев было несколько. Во-первых, они в тайне от оккупантов печатали листовки и распространяли их среди населения города. В листовках рассказывалось о фронтовых событиях, а также содержались призывы к борьбе с врагом. Во-вторых, молодые подпольщики совершали различного рода диверсии. 
Их деятельность была крайне опасна. Поскольку город был наводнен гитлеровскими солдатами, гестаповцами и полицаями. И каждый день молодые люди рисковали своими жизнями. Например, в ночь на 7 ноября 1942 года (канун 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции), они сумели повесить несколько красных флагов на самые высокие здания в городе. И никто из оккупантов их не заметил. Этот поступок подпольщиков впечатлил и вдохновил жителей Краснодона. А гитлеровцам оставалось только сжимать кулаки в бессильной злобе. 
А менее чем через месяц (в День Конституции СССР) молодогвардейцы нанесли еще один удар. Они сумели подобраться к немецкой бирже труда и поджечь ее. Выбор объекта был не случайным. Дело в том, что там находились списки людей, которых в скором времени предназначалось отправить на трудовые работы в Третий рейх. 
Когда ситуация на фронте начала меняться, и чаша весов медленно склонялась в сторону СССР, молодогвардейцы хотели устроить в Краснодоне восстание против оккупантов. Они тщательно готовились к мятежу. Но… предатель сдал подпольщиков. Гитлеровцы схватили многих молодогвардейцев. Допрашивали их, пытали. А потом казнили. Среди тех героев, которые стойко выдержали мучения, была восемнадцатилетняя Лидия Андросова. 

*** 

Лидия Макаровна родилась 12 декабря 1924 года в поселке Краснодон, который находился в нескольких километрах от города с таким же названием. Мать Дарья Кузьминична вела хозяйство, отец Макар Тимофеевич – трудился шахтером. Всего же в семье было шестеро детей, а Лидия была самым младшим ребенком. 
Лилия пошла в школу с шести лет. Девочка была сильно привязана к старшему брату, поэтому убегала в дом знаний вслед за ним. Учителя пошли на встречу и определили ее в первый класс, несмотря на юный возраст. Так началась ее школьная жизнь. Спустя несколько лет у Андросовой обнаружился талант к рукоделию. Она сама шила себя одежду, коврики и кружева. Затем в ее жизни появились танцы. Лидия занималась в балетном кружке, освоила танго фокстрот. Позже научилась играть на гитаре. 
В 1939-м году вступила в комсомол, стала пионервожатой, планировала поступить в текстильный техникум. Впереди у девушки была долгая и счастливая жизнь. В мечтах…
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Лидия стала работать в местном военном госпитале. Раненных было очень много, но она старалась оказать необходимую помощь каждому из них. Ухаживала, читала книги, письма, газеты, приносила еду. 
А с фронта все приходили и приходили тревожные новости. Враг подбирался ближе. И вскоре стало понятно, что гитлеровцы захватят Краснодон. Весной 1942 года враг был уже на подступах. И Лидия решила отступить вслед за советскими военными частями. Она не хотела жить в оккупации. Но когда она добралась до Северного Донца, выяснилось, что переправляться на другой берег нельзя – там уже вовсю хозяйничали немцы. Пришлось вернуть обратно. 
19 июля 1942 года гитлеровцы оккупировали город Краснодон и все близлежащие населенные пункты. Во власти противника, конечно, оказался и родной для Андросовой поселок. Вначале молодежь находилась в растерянности. Никто не знал, что делать и как себя вести. Потом парни и девушки узнали, что на оккупированных территориях начали появляться подпольные антифашистские организации. И это послужило для них сигналом. Молодые люди примкнули к «Молодой гвардии» и стали вести подпольную борьбу с врагом. Среди них была и Лилия Макаровна. А сельскую «ячейку» «Гвардии» возглавил близкий ее друг – Николай Сумской. Поскольку оккупанты знали о подпольном движении, они внимательно относились ко всем молодым людям. И, чтобы не вызывать подозрений, юные диверсанты стали работать на шахтах. 
Андросова быстро стала одним из лидеров подпольного движения. Хрупкая, красивая девушка не побоялась бросить вызов оккупантам. Она тайно слушала сводки Совинформбюро, записывала их. После этого печатала листовки с пропагандой и распространяла их среди жителей родного села. Иногда, если этого требовал штаб организации, она отправлялась в близлежащие населенные пункты. 
Также, под предлогом сбора колосков, Лидия вместе с другими участниками подполья выходили в поля. Но они определяли места, где была проложена телефонная связь. А затем молодогвардейцы повреждали кабели. 
Понимая, что ситуация на фронте начала меняться, подпольщики стали готовить в Краснодоне восстание. Они хотели помочь приближающимся советским войскам. И у них почти получилось…

*** 

В январе 1943 года оккупантам стали известны имена подпольщиков. Начались массовые аресты. 12 января полицаи схватили Лидию. До сих пор нет единого мнения, был ли один предатель, сдавший боевых товарищей, или несколько. По первой официальной версии, которая оставалась главной до 1959 года, гестаповцы узнали имена молодогвардейцев от одного из лидеров подпольщиков – Виктора Третьякевича. На него указывало сразу несколько человек, заявляя, что он не выдержал пыток. Правда, было известно, что предателем являлся Геннадий Почепцов, также подпольщик. Вот только его отчим – Василий Громов – сотрудничал с немцами. И он посоветовал парню сдать своих, чтобы обеспечить лояльность оккупационных властей. А принял донос полицай Кулешов. 
Немцы, арестовав почти весь состав «Молодой гвардии», долго допрашивали и пытали подпольщиков, пытаясь выяснить имена других участников организации. А затем молодогвардейцев казнили. Несколько десятков молодых людей, среди которых была и Лидия, подвели к шурфу шахты №5. И сбросили вниз. Василия Громова назначили ответственным за казнь. 
Когда Краснодон был освобожден, вскрылась история о «Молодой гвардии». Началось расследование. Очень быстро стали известны имена предателей. И Громову поручили достать из шахты тела казненных подпольщиков. Естественно, он сопротивлялся и не хотел этого делать. И тогда его сменил Макар Тимофеевич – отец Лидии Андросовой. По воспоминаниям очевидцев, когда он увидел изуродованное тело своей дочери, то потерял сознание. Всего же из шахты тогда достали 71 тело. 
 Осенью того же года, Громов, Кулешов и Почепцов были признаны виновными в пособничестве гитлеровцам и казнены. А уже в 1959 году появилась новая версия: Третьякевича подставили, а вся вина полностью лежит на Почепцове. В 1998 году это подтвердил Василий Левашов, один из выживших молодогвардейцев. Он заявил, что Третьякевич «не раскололся», несмотря на жесточайшие пытки. 
В 1946 году писатель Александр Фатеев издал роман «Молодая гвардия», посвященный подпольщикам (в 1951 году вышло отредактированное издание). Автор лично приезжал в Краснодон, общался с местными жителями, заглянул и к родителям Андросовой. Вот только книгой оказалась недовольна Дарья Кузьминична, мать Лидии. Дело в том, что в произведении упоминается дневник Андросовой, попавший в руки к оккупантам. И может создаться впечатление, что именно из-за этого «Молодая гвардия» и была раскрыта. Об этом женщина и написала в письме к Фатееву. Ответа пришлось ждать долго, около года. В письме Александр Александрович написал, что в его книге есть художественные допущения, которые никак не могут опорочить Андросову: «Все, что я написал о вашей дочери, показывает ее как девушку очень преданную и стойкую. Я сознательно сделал так, что ее дневник будто бы после ее ареста попал к немцам. Вы лучше меня знаете, что в нем нет ни одной записи, которая говорила бы о деятельности организации и могла бы послужить для немцев на пользу в смысле раскрытия подполья. В этом отношении ваша дочь была очень осторожна. Следовательно, допустив такой вымысел в романе, я не кладу никакого пятна на нее… …Весь вымысел о том, будто дневник вашей дочери попал к немцам, нужен был мне как раз для того, чтобы показать: - что немцы с особенной силой терзали вашу дочь, зная ее советский дух».
Погибших молодогвардейцев похоронили в братской могиле. Недалеко от нее школа, в которой училась Лидия и дом, где она мечтала о долгой и счастливой жизни. 
Лидию Андросову посмертно наградили орденом Отечественной войны 1-степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 1-степени.

5
1
Средняя оценка: 2.84184
Проголосовало: 196