Ностальгия по СССР: пережитки прошлого или взгляд в будущее?

Почему даже спустя 30 лет после распада Советского Союза большинство россиян сожалеют об утраченной великой стране? «Им в детстве промыли мозги!», – утверждают либералы-антисоветчики. А, может, наоборот? Даже десятилетия массированной пропаганды западного образа жизни и шельмования «совка» не смогли достичь цели?

В качестве одного из примеров такой либеральной пропаганды приведем запись в Живом Журнале некоего Максима Мировича под броским названием «Как промывали мозги детям в СССР»: «Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве. Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый "светский" характер, изнутри там всё очень похоже на религию».

Конечно, упомянутые автором «факты, убеждающие в обратном», на самом деле больше похожи на ненаучную фантастику или лютый бред. Ну вот, например: «На самом деле "бедные рабочие" в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель».

Ну просто интересно: а как «богатые квартировладельцы» стали главной движущей силой Октябрьской революции? Чтобы из своих, судя по всему, отдельных квартир, переехать после ее победы в комнаты в коммуналки, реквизированные у бежавших и уплотненных буржуев, что ли? 
И Маркс с Энгельсом писали о «пролетариате, которому нечего терять кроме своих цепей», исходя из каких-то чисто идеалистических мнений, а не зрелища окружающей мрачной действительности?
А «бедная и несчастная» жизнь крестьян до революции, с иронией упоминаемая в кавычках, конечно же, была счастливой? Когда 9/10 крестьянских семей до самой революции (и в первые годы после нее – до начала коллективизации) вели чисто натуральное хозяйство, не имея излишков продовольствия для продажи? 
Хоть бы боготворимого ими Столыпина эти либеральные писаки постеснялись – уж он-то точно знал, какой «богатой и счастливой» была крестьянская жизнь в начале ХХ века, потому и пытался ее изменить, выбрав для этого провальный путь разрушения общины. 
Впрочем, господин Мирович, как и большинство его коллег по ремеслу оголтелой клеветы, идеализацией лишь «богатой и сытой дореволюционной жизни рабочих и крестьян» не ограничивается, прилагая просто-таки титанические усилия для очернения советской эпохи.
Правда, получается это у него из рук вон плохо.

Ну, вот, скажем, изложение «праведного возмущения» по поводу «эксплуатации детского труда в СССР»
«Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс». При этом в комментарии не упоминается, что этот самый «детский труд» в стихотворении, приведенном на фото из старой книжки, имел место лишь в годы войны, когда многие подростки действительно становились за станки, заменяя ушедших на фронт отцов и братьев. И не только за станки – немало детей защищали свою Родину, как и подобает настоящим мужчинам, с оружием в руках! Удивительно, как в опусе Мировича мерзких комментариев не удостоились еще и юные герои…
Главный посыл нашего автора прост и незатейлив – в СССР по определению не могло быть ничего хорошего! Поскольку же «фактов» (точнее, заскорузлых либеральных штампов) на публикацию большого объема не хватает, охаивается всё, что всегда считалось нормой и даже образцом для подражания в любом нормальном человеческом обществе.
Так, Мирович ядовито иронизирует над стихотворением Сергея Михалкова о том, как вблизи Красной площади, на подъезде к пешеходному переходу, пропуская группу детишек из детсада, остановились автомобили, на которых ехали генерал и известный ученый. А на соседней странице той же книги Михалкова внимательные читатели могут увидеть окончание другого стихотворения – о том, как кошелек, который потеряла на улице девочка, немедленно был поднят и возвращен ей незнакомым мальчиком. Ну да, «нехорошим вещам» учили советских детишек – потерянные деньги владельцам возвращать, что еще от этого «совка» ожидать можно? 
Дальше Мирович ругает Михалкова за стих о изнеженном мальчике: «Он обзывает его "мимозой" за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.»

Однако если прочесть приведенный на фото отрывок из михалковского стихотворения полностью, становится ясно, что в нем идет речь вовсе не о «подготовке камикадзе, готовых умереть за советскую бюрократию», а о мальчишках, которых во все времена (не исключая и нынешние) презрительно называли «маменькиными сынками». 

***

Что сказать по этому поводу всего этого? Прежде всего, то, что именуемое Мировичем «промывание детских мозгов» в СССР на «староязе» именуется по-другому: воспитание нравственности подрастающего поколения. Причем не только патриотизма с готовностью защищать Родину и даже отдать за неё жизнь, но и просто высоких человеческих качеств, без которых человеческое общество превращается в стадо. 
Успех и советской системы воспитания, и советской идеологии заключался не в «промывании мозгов» с детских лет, а в том, что сообщаемые детям (и остальным гражданам тоже) ценности были органическим продолжением многовековых традиций нашего народа. Об этом еще Бердяев писал в книге «Истоки и смысл русского коммунизма».
И лучшим подтверждением этого являются результаты регулярно проводимых социологических опросов, касающихся отношения россиян к СССР и многим аспектам советской жизни. Ведь люди сожалеют в первую очередь именно о том, что всегда было присуще нашему народу, но после распада Советского государства оказалось, мягко говоря, на задворках нынешней системы ценностей.
Так, согласно данным опроса двухлетней давности, 59% считают, что главной чертой ушедшей эпохи была «забота государства о простых людях» (в 2007 году так считало всего 29%), «отсутствие межнациональных конфликтов, дружба народов» – 46%, «успешное развитие экономики, отсутствие безработицы» – 43%, «постоянное улучшение жизни людей» – 39%.
Вообще же, 75% опрошенных назвали времена СССР «лучшим временем в истории страны». 

Но еще более убедительно социологи разрушают миф о том, что «виной таким показателям – промывание детских мозгов советской системой воспитания».
Ведь этой системы нет уже, как минимум, 30 лет! 
А что в итоге? Пусть даже 69% сожалеющих о распаде СССР находится среди лиц 35-44 лет (среди более старших этот показатель доходит до 80%!), часть из них еще застали советскую школу. 
Но ведь 52% жалеющих о гибели великой страны из числа тех, кому от 25 до 34 лет (не жалеет из них 33%) и кто пошли в 1-й класс в 1994-м и позже – им-то кто «промыл мозги» для ностальгии по СССР?! Ведь все эти десятилетия их «промывали» как раз в обратном направлении – как в школе, так и через ТВ. 
И даже среди самых юных из числа опрошенных, от 18 до 24 лет, доля сожалеющих и не сожалеющих о распаде Союза оказалась почти равной – 38 и 39%. Это притом, что данная возрастная категория еще не рассталась с внедряемыми масс-культурой иллюзиями об «обществе равных возможностей». 
Так что отнюдь не в мнимом «промывании мозгов советским детям» загадка все возрастающей ностальгии по СССР в российском обществе. А в том, что политика и поощряемая советским государством мораль и идеология куда лучше соответствовали глубинным архетипам сознания народа, нежели современная насаждаемая масс-культурой потребительская философия, эгоизм, безнравственность и колоссальное имущественное расслоение. 

5
1
Средняя оценка: 2.88718
Проголосовало: 195