Война и мир Лукоморья

Алексей Ларин. Ошибка сказочника. Возвращение Бессмертного. — М.: АСТ, 2021. — Городская проза. — 832 с.

…В разное время в литературных сюжетах практиковали волшебные артефакты, возвращающие память, отсылающие к уютному советскому прошлому, дарящие кайф и культурную инкарнацию. Но чтобы то же самое происходило с книгой сказок, да еще самых что ни на есть народных…

Впрочем, как утверждал автор романа «Ошибка сказочника. Возвращение Бессмертного» Алексей Ларин, в знакомых с детства архетипичных образах и персонажах таится колоссальный нераскрытый потенциал и бездна загадок, начиная сразу с имени: «Почему Кощей — Бессмертный, Баба — яга, а Марья — Моревна? Куда делись родители Снегурочки? Почему царевна превращается в лягушку? Мне хотелось разгадать тайну этих героев, написать их историю и предысторию, раз уж толком её нигде нет».
И вот роман о волшебном мире, в котором переплетаются реальность и удивительные русские сказки, наконец-то, вышел. Грандиозное фэнтези на основе русской мифологии, которое захватывает с первой страницы, будучи адресовано не только любителям жанра. И не только детям. Автор, рассказывая о замысле своей книги, уточнял, что дети вырастают и перестают верить в сказки. При этом никому не интересно, что там было дальше с Иваном-царевичем и Царевной-лягушкой, Кощеем Бессмертным и Бабой-ягой. В детских сказках об этом умалчивается, а взрослую версию никто не читал.
Именно на этой самой версии и завязана главная интрига романа. В которой Кощей, изгнанный из Лукоморья, живет в нашем мире вот уже четыреста лет, будучи знаком со всеми известными людьми своего времени — от Пушкина до Троцкого, и, набравшись, мудрости, становится всемогущим. Причем настолько, что собирается выступить против самого Сказочника, создавшего волшебный мир Лукоморья. Но для этого ему нужно туда вернуться, прихватив ту самую книгу, которую в царство сказки может пронести только мальчик из нашего мира. А именно — Костя Благов из города Волхова, где и обретает Бессмертный, работая — как удачно! — детским психиатром. Ведь Костя хочет спасти разваливающийся брак своих родителей, страдает-переживает, все глубже погружаясь в мир русской сказки, зачитываясь книгами и тем самым тревожа близких. — «— М-да, интересно, — задумчиво протянул Бессмертный. — А вот что всё-таки насчёт сказок? — А что? — Юлия сначала не поняла. — А, да, вы про это. В общем, Костя их перечитывает каждый вечер, и, по-моему, эти персонажи ему и снятся в кошмарах. — Вполне естественно, если перечитывать каждый вечер. Вы не пробовали забрать их, дать что-нибудь другое? — Конечно, пробовала. И «Гарри Поттера», и Жюля Верна, и Дюма. Но он прочитает их за два-три дня и снова возвращается к своим сказкам. Я уже не знаю, что делать, Алексей Иванович. Может быть, вы… — Я вас понял. — Бессмертный положил ладони на стол, подался вперёд. — Что ж, зовите ребёнка. Попробуем с ним поговорить, выяснить, чем его так завлекли Иван Царевич с Бабой-Ягой».

В дальнейшем идеи Проппа в романе процветают, и действие идет по «взрослой» версии русских сказок. То и дело пересекаясь с волшебными сюжетами, поскольку местные оперативники во главе со столичным генералом, следящие за Бессмертным, тоже оказываются втянуты в историю с Книгой. Ведь именно она — суть всего, как в романе одного современного автора. «Грозное предостережение Алексея Ивановича до сих пор звучало у него в ушах всякий раз, как он думал про Книгу. «Это ключ к волшебному миру, Костя! — говорил он тогда, в их последнюю встречу, стоя у камина и поигрывая золотыми часами. — И атомная бомба, способная его уничтожить. Тот, у кого она в руках, контролирует весь Третий мир. Только тебе я могу доверить её, только у тебя она будет в безопасности. Держи при себе эту Книгу. Выпустишь, потеряешь, отдашь другому — и последствия могут быть необратимыми!»
Впрочем, все предостережения Кощея напрасны, наш мальчик, прыгнув в портал-колодец, все равно оказывается в параллельном мире, «темном Волхове», где идет война за и против возвращения Бессмертного в Лукоморье. Мифология мешается с реальностью, и сказочный мир, куда попадает и Костя и вся бригада оперативников, сам отказывается жить по старым законам, которые хочет переписать Кощей, чтобы разорвать связь с Автором. Марья Моревна и Садко, Конек Горбунок и Лягушка-царевна, Колобок и кот Баюн — кто-то из них жаждет возвращение Кощея, а кто-то наоборот, не желает видеть в своем царстве опасного изгнанника. 
Автор романа в свое время отмечал, что у нас нет мифологического эпоса вроде «Песни о Нибелунгах», «Властелина колец» или «Игры престолов», и вот уже перед нами чудесный образец не только славянского фэнтези, но и упомянутой масштабной эпопеи. Пускай даже напоминающей «Гарри Поттера», о чем, кстати, в «Ошибке сказочника» есть соответствующий пассаж. О разности потенциалов и различии миров, в которых живут герои волшебного мира. «Мальчишка вернулся к своим мыслям. С него всё началось. Это мой Хагрид. А я тогда Гарри Поттер, что ли?! Мальчишка опять фыркнул. Эк меня занесло, подумал он, какой я ещё Гарри Поттер?! Тут вообще всё не о том. Хотя… кое-что общее всё-таки есть, сообразил мальчишка. Им обоим по одиннадцать. Когда всё началось».
А вот чем все закончится, надолго ли война в Лукоморье и кто в ней победит — узнать можно, лишь дочитав роман до конца. В котором смерть то ли Автора, то ли Кощея решит судьбу волшебного мира русской сказки.

5
1
Средняя оценка: 2.9
Проголосовало: 80