Бессмертный подвиг Ивана Солтыса
Бессмертный подвиг Ивана Солтыса
За время Великой Отечественной войны несколько сотен советских солдат пожертвовали своими жизнями, закрыв телами вражеские доты. Среди них был и Иван Сидорович Солтыс. За свой героический поступок он был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
Иван (Ион) Сидорович Сотыс является уроженцем села Кузьмин, что в Приднестровье. Он родился 5 сентября 1923 года в крестьянской семье. Его детство было вполне обычным, как и у любого другого сельского ребенка. Иван учился в школе, помогал старшим по хозяйству. Учителя вспоминали, что он очень любил читать и часто приходил в школьную библиотеку. Среди сверстников Ваня выделялся высоким ростом и крепким телосложением, а еще организационными способностями. Мальчишки делились на две команды, брали в руки палки и хворостины и устраивали «войну». И командиром одной из «армий» всегда был Ваня.
Когда грянула Великая Отечественная война, семья Солтысов осталась в селе. Люди надеялись, что враг не сможет до них добераться. Но надежды не оправдались. В начале войны гитлеровцы стремительно продвигались на Восток, оккупируя все новые и новые территории. Во власти врага оказалась и Молдавия, где стали хозяйничать румынские союзники Третьего рейха.
Оккупанты, занявшие село, первым делом закрыли школу, ввели трудовую повинность. Среди молодых людей, который румыны отправили в Каменку для строительства дороги, был и Иван. Служить врагу Солтыс не собирался. И поэтому, при первой же возможности сбежал. Он знал, что в Каменке есть подпольная организация, ведущая борьбу с врагом. И надеялся, что сумеет примкнуть к ней.
Иван спрятался в лесу. Спустя несколько дней его отыскали подпольщики и приняли в свою организацию (по другой версии, Иван познакомился с секретарем организации на дороге Кузьмин – Каменка, от него узнал о подпольщиках и попросился к ним).
Так или иначе, но Иван стал частью организации. Вместе с другими подпольщиками Солтыс распространял агитационные листовки в родном селе Кузьмин, а также расположенных рядом Окнице, Грушка и других. В тех листовках содержалась информация о событиях на фронте, а также призывы к противодействию оккупантам. Конечно, гитлеровцы пытались разоблачить подпольщиков, но у них никак не получалось выйти на их след. Молодые люди строго соблюдали правила конспирации.
Так продолжалось вплоть до весны 1944 года. А затем в Приднестровье вошли советские войска. К тому моменту в войне уже произошел перелом, и враг дрогнул. Красная армия погнала его обратно на Запад, освобождая оккупированные территории. Свободу обрело и село Кузьмин. Произошло это в середине марта. А в уже в следующем месяце Иван ушел на фронт вместе с двоюродными братьями Максимом и Емельяном.
***
Сначала Иван Сидорович прошел необходимое обучение в запасном полку 2-го Украинского фронта. И только после этого оказался на фронте. Первый бой Солтыса произошел при форсировании Днестра в районе Рыбница-Резина. Боевое крещение чуть было не завершилось для молодого солдата плачевно – он получил ранение. Но выжил и после выздоровления вернулся на фронт в составе 548-го стрелкового полка 116-й дивизии.
И вскоре – новое сражение. Подразделение Солтыса получило приказ: необходимо было форсировать реку Бобр и занять плацдарм на правом берегу, занятом гитлеровцами. О тех событиях была написана заметка в дивизионной газете «Сибирский стрелок». В ней рассказывалось, что враг отчаянно сопротивлялся и всячески сдерживал советских солдат, не позволяя подойти к левому берегу. И тогда Иван Сидорович первым бросился в воду. В заметке было написано: «Под сильным огнем противника он переправился на правый берег реки и огнем своего ручного пулемета прикрывал переправу своего подразделения. В этом бою Солтыс подавил огонь трех вражеских пулеметов».
И это всего лишь один из эпизодов героического военного пути Ивана Сидоровича. Высокий и коренастый, он смело шел в атаку, вдохновляя личным примером сослуживцев.
Постепенно, медленно, но верно 548-й Сибирский стрелковый полк продвигался на Запад по территории Беларуси. Затем бойцы начали освобождать оккупированные территории Польши. Тогда же Иван Сидорович сумел отправить весточку родителям: «Мы освободили польскую землю, польский народ от врагов и сейчас бьем врага в его собственной берлоге. Я и мои товарищи даем клятву разбить фашистов и с победой вернуться домой. Не обижайся, мама, что пишу редко, нет времени… Не беспокойся, скоро буду дома, вернусь с победой, когда растает снег».
В феврале солдаты подошли к польскому поселку Луизенталь. И его требовалось отбить у гитлеровцев. Немцы сдаваться не собирались. Они основательно подготовились к обороне и отчаянно сопротивлялись. Но, так или иначе, батальон, в котором служил Солтыс, медленно продвигались вперед. Внезапно солдаты наткнулись на хорошо оборудованный дот. Он находился в полуподвальном помещении двухэтажного дома. И расправиться с ним при помощи обычного стрелкового оружия не получалось. Батальон остановился. После недолгих раздумий был выбран единственно возможный вариант ликвидации дота: подобраться к нему на максимально близкое расстояние и забросать гранатами.
За дело взялся Солтыс. Но подобраться к вражеской амбразуре было практически невозможно. Открытая местность хорошо просматривалась и на любое движение немцы тут же отвечали шквальным огнем. Уже получивший несколько серьезных ранений Иван Сидорович понимал, что шансов на успех у него были минимальны. И, скорее всего, он погибнет, не добравшись до дота. Да и бросить в него гранаты тоже вряд ли получится. И Солтыс принял решение. Он помчался к амбразуре и закрыл ее своим телом. Самопожертвование Ивана Сидоровича позволило его сослуживцам продвинуться дальше и выполнить боевую задачу.
За совершенный подвиг Иван Сидорович был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. Похоронили его в поселке Луизенталь в братской могиле.
***
Долгое время считалось, что Солтыс похоронен именно в какой-то братской могиле в Луизентале. Но, где именно, неизвестно. К тому же, позже появилась информация, что тело Героя захоронено не там, а в польском городе Болеславец. Поисковиков заинтересовала эта нестыковка, и они решили разобраться.
Спустя некоторое время Русский историко-патриотический клуб выяснил, что земля, на которой сражался батальон Солтыса, в те времена относилась к Германии. Соответственно, польское название поселка Луизенталь появилось позже. Более того, в Польше было два поселка с таким названием, а разделяло их несколько сотен километров. Как раз один из них, уже в послевоенные годы, поглотил город Болеславиц, который ранее носил немецкое название Бунцлау.
Поисковики сделали несколько запросов в разные инстанции, а также обратились за помощью к коллегам из Польши. Не остались в стороне и представители Красного креста. В конце концов, удалось выяснить, что сразу после гибели Ивана Сидоровича похоронили в поселке Луинзенталь, который в те времена назывался Гмины Тшебень. Но после войны его тело было перезахоронено на кладбище советских воинов в Болеславце (том городе, который поглотил второй Луизенталь). Также, поисковики узнали, что могила Солтыса носит №753, а порядковый номер Героя в списке захороненных – 2034.
Представители клуба приехали в Польшу и установили на могиле Ивана Сидоровича гранитную плиту с указанием имени и звания. Заодно привезли горсть земли из его родного села. В Кузьмине, в доме, где жил Солтыс, сейчас находится музей, посвященный Герою. Также музей есть в школе, где учился Иван Сидорович. А перед входом в дом знаний в январе 1965 года был установлен бюст Героя Советского Союза.
Посвящены Ивану Сидоровичу и литературные произведения. Самыми известными являются поэмы «Ион Солтыс» Петра Дудника и «Солнечные облака» Владимира Марфина.