Украина против Приднестровья и за Румынию
Украина против Приднестровья и за Румынию
Верные режиму Зеленского украинские СМИ чуть ли не каждодневно вещают о скоплении подразделений российской армии у границ Украины, но молчат об активности украинской армии у границы с Приднестровской Молдавской Республикой (ПМР).
В Одесской области, примыкающей к территории ПМР, регулярно проходят военные учения морской пехоты ВМС Украины под надзором иностранных инструкторов. Военкор Семён Пегов сообщает, что украинских солдат учат зачищать населённые пункты, захватывать и удерживать административные здания. Кроме того, проводятся артиллерийские тренировки, в ходе которых орудия заряжаются боевыми снарядами и наводятся по координатам на реальные объекты противника, но выстрел не производится.
Противником здесь для Киева является приднестровское государство. Действия Киева координируются с действиями Кишинёва. Так, в начале декабря в зону безопасности на линии разграничения в Дубоссарском районе ПМР были заброшены немецкие и британские спецназовцы. Они проводили рекогносцировку местности и совершали прочие действия, свойственные диверсантам. Молдавские власти объяснили ситуацию проведением учений молдавских силовиков с группой быстрого реагирования НАТО.
Очевидно, что Украина и Молдавия хотят с двух сторон «сплющить» непокорное Приднестровье по заказу НАТО. Самим фактом своего существования ПМР тормозит расширение НАТО на восток. Из-за Приднестровья членство Молдавии в НАТО является весьма проблематичным со стратегической точки зрения. Принять Молдавию в НАТО можно, но выгоды от такого шага будут для альянса не так очевидны, поскольку тут же «за забором» находится Приднестровье с российским миротворческим континентом.
Куратором и главным выгодоприобретателем процесса расширения НАТО на восток являются США, исполнителем этого действа на юго-восточном направлении – Румыния. Проект Великой Румынии гармонично вписывается в стратегию альянса по проникновению вглубь евразийской территории. Но Великая Румыния будет ущербной с геополитической точки зрения, если рядом продолжит существовать Приднестровье.
Румыны называют его Транснистрией (Transnistria), это название укоренилось и в европейских языках. Впервые его как геополитический термин употребил румынский националист Александр Ноур в 1915 году. Шла Первая мировая война, после которой Бухаресту наконец удалось реализовать идею Великой Румынии. Если Румыния стала Великой, захватив Молдавию и часть Украины, это говорит о том, что иных путей к величию, кроме оккупации соседних земель, у Румынии нет.
В 1940 году Красная армия изгнала румынских захватчиков, но уже в 1960-х власти социалистической Румынии, демонстративно дистанцируясь от Советского Союза, начали проталкивать в массы тезис о разделённом румынском народе и о том, что молдаван не существует, существуют только румыны.
Близкое этническое и культурное родство румын и молдаван – неоспоримый факт, да только румыны как нация сформировались ближе к XIX веку, когда молдаване уже были состоявшимся народом. Историческое первенство принадлежит молдаванам, а не румынам, и не молдаване должны становиться румынами, а румыны – молдаванами, если уж следовать исторической правде и хронологии.
Изначально румыны и были некоей разновидностью молдаван. Тоже использовали кириллическую азбуку, не страдали русофобией. Кстати, русофилия до недавнего времени была свойственна многим румынам. Сегодня же благодаря антироссийской пропаганде доля симпатизирующих России румын уменьшается.
Румынская политическая элита решила, что сытнее заживёт, если переориентируется на Запад. Так возникла идея латинизации всего румынского – языка, культуры, менталитета. Из языка изгонялись русизмы и прочие славизмы, вместо них внедряли латинизмы, французские, итальянские слова. Румын объявили неотъемлемой частью Латинского мира (Pax Latina), к которому принадлежат Франция, Италия, Испания, Португалия. Через эти страны Румыния надеялась выйти из культурной и экономической изоляции и стать заметным политическим игроком на европейской арене.
Сегодняшняя румынская политика – продолжение этого курса, но с поправкой на геополитические реалии XXI века. И это несёт серьёзную угрозу не только Приднестровью и Молдавии, но и Украине. Северную Буковину и Бессарабию (Черновицкая и Одесская области Украины) Бухарест считает частью Великой Румынии. Причём румыны не обязательно будут захватывать эти земли напрямую. Скорее, речь пока идёт об опосредованном контроле над ними через поддержку у власти в Киеве прозападного правительства, согласного на всё, что прикажет коллективный Запад.
Украине выгодно укреплять молдавскую идентичность и приднестровскую государственность. Вместо этого режим Зеленского поддерживает шаги кишинёвских политиков, направленные на срыв переговорного процесса вокруг Приднестровья, и развивает нездоровую военную активность у его границ.
Украина важна для Румынии тем, что располагает протяжённым черноморским побережьем. Пока это побережье находится в руках слабой коррумпированной Украины, неспособной извлечь из обладания им очевидных стратегических преимуществ, Бухарест остаётся доволен. Но это не исключает, что в будущем на Украине может поменяться власть, и тогда она качнётся в сторону России, как это произошло с Белоруссией.
Если такой момент настанет, Румыния не колеблясь попытается оккупировать Черновицкую и Одесскую области под благовидным предлогом. Этого потребует от неё неумолимая геополитическая логика. Без полного господства в Северной Буковине и Бессарабии Бухарест не считает себя в безопасности, а проект Великой Румынии – полностью завершённым.
Великая Румыния – это идея на вырост. Она долгосрочна и рассчитана на провоцирование дестабилизирующих процессов в Приднестровье, Молдавии и на Украине с целью реконфигурации сложившегося баланса сил в свою пользу. Участие Киева в давлении на ПМР – это настоящий подарок для Бухареста. Но играя по румынским правилам, Украина ослабляет сама себя и своими руками создаёт себе большую проблему в будущем.
Конкуренции с Великой Румынией Украина в одиночку не выдержит. От румынского экспансионизма её спасёт только братский союз с Россией и Белоруссией. В Бухаресте это понимают, и потому делают всё, чтобы нынешний губительный антироссийский курс украинской политики сохранялся как можно дольше.
Художник: В. Тимофеев.