«Да будет это мать городам русским!»
«Да будет это мать городам русским!»
Какой была и какой должна стать Украина,
чтобы не быть враждебной России?
В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нём своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольгин двор; на той могиле Ольга поставила церковь святого Николы; а Дирова могила – за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.
Вот так начиналась Киевская Русь – по тексту «Повести временных лет» летописца Нестора. Конечно, есть много толкований этой летописи, спор о датах, о конкретных лицах... но главное нерушимо – эта знаменитейшая фраза Вещего Олега относительно Киева: «Да будет это мать городам русским»! С этой фразы, собственно, Русь и началась, это её краеугольное начало. Раз были «города русские», значит была Русь и её русский народ. «А Украина?» – спросите вы. И Украина была, только южнее, в степях, в Диком поле – как называли обширные степные просторы за рекой Тясмином (от слова «тесьма» – граница). Там тоже обитали славяне, но степные, с особой культурой, со своей историей. Это были потомки племени уличей (или правильнее – угличей), жившие в большой излучине Днепра (в углу, так сказать). У них была своя столица – город Пересечень (видимо, от него после пошла и знаменитая Сечь Запорожская). Вот это и есть коренная степная Украина – земля, лежащая у края славянских земель. Этот легендарный город Пересечень завоевал впоследствии князь Игорь, тот самый – сын Рюрика, которого воспитал Вещий Олег, женил его на своей дочери Ольге, а их сыном был знаменитый князь-воин Святослав. Игорь вообще был завоевателем славянских племён, собирая их под руку киевской державы. Уличей степных подчинил («примучил», как говорит летопись), а потом пошёл на древлян (племя, жившее в «деревах» – в лесах к западу от Киева), но там был древлянами убит. Княгиня Ольга, его вдова, была поумнее мужа (недаром – дочь Вещего Олега! – и сама действительно «вещая» – она предопределила стать Руси христианской страной), она заманила древлян в ловушку, а потом сожгла их град Искоростень. Так собиралась Киевская Русь, где насилием, а где и предложением защиты племенам от власти воинственных соседей. Так вятичи, жившие на северо-востоке от Киева, за лесами, где сейчас центр России Москва (и сам град Москов в древности был вятичским городом) перешли под власть Святослава, спасаясь от владычества хазар.
Киевская Русь росла и развивалась и не без определяющего влияния северных русских земель – той самой коренной Руси, откуда, собственно, и пришёл Вещий Олег. Русь была славянским племенем, жившим к югу от Ильмень-озера (там сейчас находится город Старая Русса – название неслучайное!), а к северу от этого озера жили словене, там у них был город Словенск. В их земле началась смута и словенские бояре пригласили на княжение князя русов Рюрика (Рорика – сокола). Он утихомирил мятеж и стал княжить в словенских землях, основав Новый город – Новгород как свою столицу. Два воина из числа русов – Аскольд (Осколод) и Дир – ушли с со своей дружиной в Царьград (Константинополь), чтобы служить византийскому базилевсу, тот щедро платил наёмным воинам. Но дойдя по Днепру до киевских гор, они обнаружили там маленький городок, где жили потомки легендарного князя Кия, что ещё в VI веке правил у славян-полян и ходил в Константинополь, о чём сохранились сведения в византийских хрониках. Аскольд и Дир захватили этот городок и стали княжить там, не имея на это никаких прав. На это им и указал Вещий Олег, что пришёл с севера, из словенских земель со своей дружиной и с ополчением из других славянских племён. Он покинул Новгород после смерти своего вождя Рюрика, и увёз его сына Игоря, видимо, жить в мире с сильными новгородскими боярами и ладить с буйным новгородским вечем было нелегко. Так совершилось уже второе завоевание Киева русскими людьми, если считать первым завоеванием пришествие Аскольда и Дира. Далее мы видим, что всякий раз, как в Киеве начиналась смута и разгоралась борьба за власть, то новый владетель приходил в Киев с войском из Новгорода – из северной Руси! Так случилось и с князем Владимиром, сыном Святослава, что привёл войско из Новгорода и захватил киевский престол. Это было уже третье покорение русскими Киева. После долгого и успешного его княжения, когда была крещена Русь в 988 году, снова разгорелась смута, и снова его сыну Ярославу пришлось приводить войско из Новгорода и прогнать с престола своего брата князя Ярополка, что убил двух своих братьев Бориса и Глеба, и за то прозванный «Окаянным». И это было уже четвёртое покорение Киева Русью! Ярослав, прозванный Мудрым, правил в Киеве долго, почти весь XI век. Он создал великую державу, по сути – вот ту самую Киевскую Русь, что осталась в былинах и легендах, и пребывала в памяти русских людей как образец высокоразвитого, мощного и культурного государства. Недаром ещё и в XIII веке, после страшного нашествия Орды, безвестный автор из Пскова (скорее всего монах), создавая житие князя Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского), обращаясь к памяти Ярослава Мудрого, записал в предисловии великое и страшное «Слово о погибели Русской земли»! (Текст приводится в старинном написании с небольшой адаптацией):
О светло-светлая и украсно украшена земля Руськая! И многими красотами удивлена еси: озеры многими, удивлена еси реками и кладязьми месточестьными, горами крутыми, холми высокими, дубровами частыми, польми дивными, зверьми разноличьными, птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обителными, домы церковьными и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами – всего еси исполнена земля Руская, о прававерьная вера хрестияньская!
Отселѣ до угров, и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов и от ятвягов до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймичи живут погании, за Дышючим морем (Белое море), от моря до болгар (волжских болгар), от болгар до буртас, от буртас до черемис, от чермис до моръдви, – то всё покорено было богом хрестияньскому языку, все поганьскыя страны: великому князю Всеволоду, отцю его Юрью, князю Кыевьскому, деду его Володимеру Мономаху, которым половьци детей своя полошаху в колыбели. А литва из болота на свет не выникываху. А угры твердяху каменыи городы железными вороты, абы на них великыи Володимер тамо не взъехал. А немци радовахуся, далече будуче за синим морем. Буртаси, черемиси, веда и моръдва бортьничаху на князя великого Володимера. И кюр (цезарь) Мануил Цесарегородскы опас имея, поне и великыя дары посылаше к нему, абы под ним великыи князь Володимер Цесарягорода не взял.
А в ны дни болезнь хрестиянам от великаго Ярослава, и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава, и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго...
И на этом обрывается текст «Слова о погибели...», но из этого замечательного документа XIII века становится совершенно очевидным, что ещё перед великим ордынским нашествием Русь была единой страной, населённой единым народом, не разделённым ни на великороссов, на малороссов (украинцев), ни на белорусов, и это несмотря на административное членение Руси на удельные княжества. Княжества эти, несмотря на возникающие иногда между ними конфликты, не были полностью самостоятельными государствами, так или иначе, они все управлялись одной правящей династией Рюриковичей. Потому князья этой династии собирались время от времени на княжеские съезды, на которых решалось – кому и каким княжеством владеть. Бывало, они и объединяли свои силы для отпора внешнему врагу, как это случилось во время неудачного, увы, похода на Калку. А Киев, хоть уже и не управляющий центр, но сохранял за собой традиционную роль столицы, киевский князь считался «старейшим» среди русских князей. Это был великокняжеский престол, дополняемый также и престолом митрополитов русской православной церкви.
Но такое «статус-кво» сохранялось до «болезни христианам», до того бедствия, что пришло на Русь – это было великое азиатское нашествие Орды, разрушившее древний русский мир, что звался Киевской Русью, хотя давно уже, повторюсь, это великое и могучее некогда государство было разделено между потомками Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха (его внука). Владимир Мономах, по сути, и был последним единым правителем Киевской Руси. После уже киевский престол стал игрушкой в спорах могучих князей новой Владимирской Руси, где княжил сын Мономаха Юрий Долгорукий (основавший Москву в 1147 году), его сына Андрея Боголюбского, и иных князей, а более всего князей Галицко-Волынской Руси – Ярослава Осмомысла (отца знаменитой княгини Ярославны, героини «Слова о полку Игоревом»), а после и князя Даниила Галицкого, которого нынешние патриоты Украины почитают основателем и первым «королём» Украины (он принял королевскую корону от Папы Римского). Разумеется, никакой Западной Украины тогда и в помине не было, а была Червонная (красная) Русь! – как звалась в те времена Галичина. Юрий Долгорукий в конце своей многотрудной жизни завоевал Киев и умер там великим князем. А его сын Андрей Боголюбский также завоёвывал Киев, но создал новый центр Руси – северный Владимир-на-Клязьме, где он построил грандиозные соборы, существующие и до наших дней. Не привелось Владимиру стать стольным городом Руси, как и Киеву остаться святыней земли русской. Оба этих древних центра русской цивилизации были разгромлены и на века пришли в умаление после страшного Батыева нашествия в 1238-1240 годах. После уже и сама Русь разделилась пополам, так как Киевщина, и Черниговщина, и Волынь были завоёваны литовцами (это которые при Ярославе Мудром «из болота не выныкивали») при князе Ольгерде. Тогда и старорусские земли по Днепру, разорённые ордынцами и обезлюженные, стали заселяться выходцами из степной украйны, о которых я уже писал, народом славянским, но перенявшим обычаи, нравы и одежду от тюркских народов, тех же ногайских татар, что создали во второй половине XIII века сильное государство во главе с ханом Ногаем, столица которого располагалась на Нижнем Дунае. В борьбу с этой Ногайской Ордой вступило Великое княжество Литовское и вот уже в начале XIV века Ольгерд подчинил себе Киев, а после соединённые силы русских и литовцев разгромили степняков, наследников Ногайской Орды, которая к тому времени уже распалась, в битве у Синих Вод. Так эта земля стала окраиной Великого княжества Литовского и за ней закрепилось понятие «украина», а Галичина стала владением Польши.
Когда Литва объединилась с Польшей, то Украина, фактически даром, стала достоянием польских панов. Они стали насаждать здесь униатство (часть православия, заключившее унию с римским престолом) и закрепощать украинских крестьян, а православные украинцы стали уходить на Нижний Днепр за пороги, где создали свою казачью (от тюркского «кайсак» – вольный человек) республику Запорожскую Сечь, и постоянно вели войны то с поляками, то с турками, а то и ходили разорять Россию, особенно в годы «смутного времени» в начале XVII века. В середине того века началась смертельная борьба украинских казаков с королевской Польшей. Гетман Богдан Хмельницкий добился больших успехов в этой борьбе, но будучи зажат между двух огней – между Османской Портой, захватившей уже всё Причерноморье, и королевской Польшей, мобилизовавшей большую армию, он обратился за помощью к Москве, к русскому царю Алексею Михайловичу Романову как к единоверцу и владыке родственного украинцам народа. В 1653 году на великом совете – Раде, собравшейся в городе Переяславле-Русском (ныне Переяслав-Хмельницкий), украинцы приняли русских послов и было провозглашено: «Навеки с Россией, навеки с русским народом!»
Русь вновь вернулась на Днепр, на старые русские земли, ещё со времён Вещего Олега ставшие русскими. Но путь до полного объединения был ещё далёк. Земли Украины захватывались турками, шла борьба в самой казачьей верхушке. Одни гетманы тянули к Польше, иные признавали власть турецкого султана, другие придерживались памяти великого Богдана и служили России. Эпоха страшного разорения, вызванного внутренней борьбой и вражескими нашествиями, называется в истории Украины «руиной», то есть разрухой, и всякий раз разруха приходит на эту землю, когда на Украине приходят к власти силы, противостоящие России и русскому миру, что мы видим и сейчас. Окончательно украинские земли вошли в состав теперь уже Российской империи только в конце XVIII века, при Екатерине Великой. Тогда совершились три раздела Польского королевства, и древние русские земли достались России, что было только справедливо. До этих разделов Россия одолела турок в череде войн и присоединила к себе причерноморские земли и Крым, где князем Потёмкиным-Таврическим были основаны новые города, которые после стали истинным украшением Украины – Екатеринослав (Днепропетровск), Запорожье, Херсон, Николаев, Одесса и другие. А в Крыму – русская твердыня Севастополь. И многие другие поселения Новороссии, как тогда называлась эта земля. Вся Украина вошла в состав России, кроме Галичины и Прикарпатья, которые достались австрийской монархии. Это была, конечно, сугубая ошибка русских царей, что они уступили эти исконно русские земли австриякам. На этих землях за века чужеземного господства была воспитана, по сути, новая и крайне враждебная России нация галицийцев, со своим своеобразным диалектом, который жители Волыни, к примеру, даже не понимают. Со своей, крайне враждебной русскому православию религией – униатством. Так Галичина стала оплотом всех антирусских сил, что гибельно сказалось потом на всей судьбе Украины. В составе Российской империи Украина, которая звалась Малороссией, бурно развивалась, росли города, росла и украинская культура. Сколько писателей, художников, учёных родилось и возросло тогда на Украине в лоне русской культуры. Основатель великой русской прозы, сам Николай Васильевич Гоголь родился в украинском селе Сорочинцы на Полтавщине, а сельский быт Украины стал основополагающей темой его творчества. Трагическая история Украины времён «руины» и сражений с поляками ярко отразилась в его героической повести «Тарас Бульба», где запорожские казаки все до единого называют сами себя «русскими лыцарями», а предательство общему делу считается тягчайшим преступлением. Даже сам Тарас Шевченко, идеолог украинского патриотизма, ведь возрос и стал знаменитым поэтом в русской языковой среде, все произведения его стали известны именно на русском языке, друзья его были русские писатели и деятели культуры. Складывалась, конечно, и иная идеология – самостийности Украины, но до неудач России в Первой мировой войне эта самостийность никогда серьёзно не проявлялась. Даже новоявленный гетман Украины Скоропадский до разрушения империи ведь был царским сановником, флигель-адъютантом императора Николая Александровича и генералом русской армии.
Но вот рухнула Российская империя, разрушенная социальным конфликтом в столице империи в конце февраля 1917 года, и сразу полезла к власти вся националистическая нечисть. За годы гражданской войны в Киеве власть менялась 17 раз! Была Центральная Рада, власть которой на Украине признавал и «заложник свободы», глава Временного правительства Керенский. Пришли германские войска – посадили на гетманский престол Скоропадского. Ушли германцы после революции в самой Германии в ноябре 1918 года, пришли самостийники во главе со своим лидером Симоном Петлюрой, потом пришли красные войска Щорса и Троцкого, потом были белогвардейцы Деникина, потом снова петлюровцы, потом снова красные, потом поляки... всех не упомнишь! И мир на Украине установился только с установлением твёрдой Советской власти, принесённой на Украину, хочешь не хочешь, а из Москвы! Сам украинский народ оказался в большой степени проникнут идеями анархии, недаром, самое сильное анархическое движение Нестора Махно сложилось именно на землях Украины с центром в городке Гуляйполе. Но махновцы с их разнородной вольной анархической армией никакой государственности на Украине установить не могли, только Советская власть, пришедшая из Москвы, смогла сплотить и утихомирить бурю гражданской войны на Украине «всех против всех». Советская власть смогла поднять Украину – новую Украинскую ССР из разрухи, и хотя эксперименты большевиков с коллективизацией села привели к голоду начала 30-х годов, но это была общая беда всей страны, особенно и русского села. Этот голод не в меньшей степени, чем Украину, тяжело поразил и русские чернозёмные области, и Казахстан. Так или иначе, единое государство большевикам построить удалось, и даже неудачи при начале фашистского вторжения в 1941 году не смогли разрушить нашу державу. Возродилась Россия, возродилась и Украина – и только вместе с Россией, в рамках единого Союзного государства (СССР) она смогла стать высокоразвитой и процветающей страной, членом ООН. Но всё это рухнуло в один момент в 1991 году, когда рухнула Россия, как и в 1917 году. История повторилась один к одному. В России рухнула коммунистическая идеология, подточенная предательством Горбачёва и верхушки КПСС, рухнуло и единое государство. И что же произошло на Украине, которая вроде бы стала независимым государством? А она стала сползать вот в эту самую «руину», как это не раз происходило и в прошлом. Сначала на Украине умерла промышленность, закрылись производства. Народ в поисках заработка устремился заграницу – в нашу же Россию (хотя и в ельцинской России всё было очень тяжело), но больше в «Европу» – в Польшу, в Германию и т.д. Украина лишилась почти трети населения, мигрировавшего на Запад. И главным вопросом, на чём западные политтехнологи «поймали» украинский народ, был вопрос свободного выезда на Запад, в ту же Польшу, ведь иначе было не выжить. На этом вопросе удалось поднять майдан в 2013-2014 годах, свергнуть пророссийского президента Януковича и установить националистическую диктатуру. Но на этом руина не закончилась, она стала развиваться в сторону борьбы русских регионов (Крыма, Донбасса, отчасти Одессы и Харькова) против киевского нацистского режима. И должен сказать, что Путин отчасти отсрочил эту борьбу, отделив Крым от Украины. Был отделён самый русский регион Украины, остался Донбасс, но ему тяжело было бороться в одиночку против бандеровцев, которые стали заправлять в украинском государстве и в украинской армии. Только помощь России держала защитников Донбасса на протяжении 8 лет войны! Но руина на Украине не заканчивалась, а только разрасталась. Киевский режим Порошенко, а потом Зеленского нашёл выход в полном подчинении Украины США и НАТО. Только денежные кредиты Запада и держали этот режим. В последние месяцы начались массовые поставки оружия. Украину явно толкали на войну с Россией. Пришлось Путину нанести «упреждающий удар». Это стало насущной необходимостью, ибо иначе армия нациста Зеленского (еврей Зеленский – украинский националист! – вот до чего доводит ненависть к России) захватила бы донецкие русские республики ДНР и ЛНР, а этот натиск уже начался с мощными обстрелами городов Донбасса. Приходится Путину «решать вопрос с украинской государственностью», ибо Украина Зеленского стала авангардом агрессии Запада против России. Война стала неизбежной, как это ни тяжело. Она всё равно началась бы, но в худших для России условиях, уже без Донбасса.
Украинский режим скоро рухнет. На днях. Но что будет дальше? Как должна развиваться украинская государственность в новых условиях? Некоторые думают, что Украина будет полностью присоединена территориально к России. Это был бы худший вариант, ибо он наложил бы на Россию слишком тяжёлое экономическое ярмо. Да и опасно присоединять к стране обширную территорию с большим процентом враждебно настроенного населения, так как на Украине даже в среде простого народа пустил корни откровенный и воинственный национализм. Потому единственным вариантом дальнейшего существования Украины был бы вариант воссоздания Киевской Руси, пусть и разделённой на отдельные самостоятельные республики, как ДНР и ЛНР сейчас. Этот процесс стихийно уже и начался в 2014 году с провозглашением донецких республик, республики Крым и даже республик в Харькове и Одессе, но там это движение было подавлено репрессиями нацистского режима. С падением этого режима этот процесс должен продолжиться и развернуться с большой силой. Вскоре мы увидим создание новых республик в регионах Украины, это неизбежно. Но означает ли это, что Украина вообще перестанет существовать? – Нет, это не так. Появится новая форма государственности (а новое – это часто хорошо забытое старое) – конфедерация вот этих самых республик, наподобие того, как конфедерацией различных княжеств была и Киевская Русь с символическим центром в Киеве. Да, Киев останется центром этой новой Конфедерации земель Украины с сохранением самых основных институтов государственности: центральным банком (ведь денежная система должна сохраняться), комитетом по культуре и образованию (без общности культуры не существует нации) и министерством иностранных дел, ведь стране нужно поддерживать связи с внешним миром, а Украина – член ООН. Армия же Украины должна быть полностью распущена, в республиках будет учреждена народная милиция, как сейчас в ДНР и ЛНР. Но самое главное – должно быть созвано Всенародное Вече, которое и будет собираться с выбранными депутатами от республик новой Украины один раз в год и решать самые главные вопросы. В перерыве между заседаниями Веча общие полномочия Конфедерации будет осуществлять Постоянный Президиум Всенародного Веча. Никакого президента или гетмана на Украине быть не должно, так же как и единого центра с монопольным правом на власть. Мы знаем, как эта власть быстро принимает характер нацизма. Вся реальная власть будет функционировать на местах в республиках и землях. Вот это и будет новая Киевская Русь, «светло-светлая и украсно украшенная», так как это будет мирная страна, тесно связанная со всем русским миром. А Россия, разумеется, окажет помощь этой новой и действительно свободной Украине, окажет всяческое содействие, хотя нам будет трудно, но мы не бросим Украину и её братский нам народ.
Художник: А. Орленов.