Вести с Нацбеста: Википедия от Миронова про попаданцев. Антиваксерам не читать!

И. Миронов. «Высшая каста». М.: Эксмо, 2020. Фантастика

«Мы не воскрешаем людей, мы только оживляем их чувства».

«Попаданская фантастика», добавил бы я на обложке книги. И ещё: «Антиваксерам не читать!». Потому что дабы очутиться там, куда «улетают» герои немалого по объёму манускрипта (480 стр.), — надо вколоть себе определённую дозу генетического лекарства. Превращающего тебя (ментально, мысленно) в любого человека, какого пожелает клиент. В данном случае — сталинский генералитет. 
Герои Миронова выбрали зловещую эру 1950-х. Те послевоенные перипетии, пытки, страхи, казни, не суть…

Я знал, что с sci-fi в России плоховато. И что (лично мне, не буду о других) лучше читать сугубо утилитарные научно-публицистические тексты. 
Но чтобы так плохо, — тем более с писанием непосредственно хайпо́во-фант-темы: — просто не ожидал.
Да, я помню первую книжку И. Миронова. Созданную по следам покушения на Чубайса: «Замурованные: Хроники Кремлёвского централа» (2009). 
Как раз интересовался тюремным жаргоном в те годы. Делал свой первый (и последний) криминальный роман: искал «камерные» будни по различным форумам, фан-сусекам.
Тогда было, кстати, модно касаться Миронова в прессе. Что основывалось, конечно, на фамилии рыжего «неубиваемого» протагониста. Опять намедни всплывшего в связи с супер-нано отечественной операционкой для импортозамещённых компов.
Хотя книга та — некая несмело-«детская» компилятивная попытка перехватить повестку глянцевых журналов с чудачеством беспричинно взбесившегося селебрети. Перенастроив внимание публики на сидельцев-каторжан типа за вечную русскую правду-мать. Такая достоевщинка на современный лад конца 2010-х гг. Ещё до «Болотной». 
То есть это была не проза в чистом виде. А — в некотором роде мемуаристика. (О которой уже никто не поминает.) Записки из мёртвого дома с записками сумасшедшего в одном флаконе. Всё что угодно, в общем: кому как нравится. 
Самого парня — Ивана — было жаль. И его борьба за свободу неизменно вызывала уважение.
И что я вижу тут, в «Высшей касте»?

Болливуд! — одно слово. Танцев не хватает.

Лоботомия. Разряды тока. Инъекция «генетической вытяжки выбранного образца» — в шишковидную железу. 
Чувак-автор до сих пор находится в википедической юности. Где википедийные учёные создают исторических моргенштернов — тьфу ты! — франкенштейнов. С привитыми фрагментами чужих биографий. Лицезримых в собственных «вакцинированных» фантомных снах. Где каждый следующий сон является продолжением предыдущего.
Где научные факты неглубоко прошиты википедически-всесильным, беспорядочно-неосновательным владением материалом (пусть из мира грёз). Где фактура заполонена орфографическими ашипками, ляпами. Иногда вовсе курьёзными: «Познакомились они банально в ресторане бутылкой “Дом Периньон” от соседнего столика». — Называется, решай сам — где, кто, с кем и чем там познакомился.
Есть удачные места. Навроде афоризма «Не страшно ходить ночью по кладбищу, страшно чихнуть в пустой квартире и услышать “Будь здорова!”» — Ан нет — это не Мироновская удача. Тупо содрано из Инета. 
И вот читаешь «это» всё и думаешь: я ж недавно где-то видел…
И — бац! — озарение. Эврика. 
Миронов пишет, будто редуцируя оскароносный Нолановский фильм с Ди Каприо 2010 г. — «Начало». Где «убойная» бригада инфузионных ваксеров прорывается в сознание нужных им объектов. 
Понятно, что там и там абсолютно противоположные смысловые наполнения — с внедрением в глубины подсознания. Ди Каприо — по «заказной» работе. Миронов, в свою очередь, — даёт извод туристического мифа с детективной начинкой. 
Главный же промах автора — и стилистический, и логический — сведение исторических фантазмов с якобы (и не «якобы» тоже) исторической правдой. И реальными сегодняшними именами господ вождей, зачем? Что это даёт? Изменяет что-то в прошлом, в судьбе заброшенных туда персонажей? Нет, нет и нет. 
Сюжетный раздрай вкрадывается в словесные нагромождения ненужных, никчемных изображений той «инъекционной» действительности. Без проникновения в конструкции человеческих характеров. В персонификацию ролей: разгадывая психологический ключ. В суть событий, эпоху.  

Да, и спасибо издательству. Въяве показавшему, что прозы у нас, — боевой, детективно-захватывающей, — как не было, так и нет. А — лишь ошмётки чьих-то чужих кино-шедевров, контрастов, грёз... Не тянущих на экшн. Ну, не драма же это, в конце концов. [Хотя драматическая линия прослеживается.]
Картину «Начало» про попаданцев в безбрежное море разума пересмотреть захотелось. Данное же произведение — «Высшая каста» — так и останется в разряде неловких промахов, ошибок. Описок.
Но и расстраиваться особо, полагаю, не стоит. Ведь автор — успешный юрист, адвокат. К тому же ютуб-блогер. 
Пожелаем ему удачи в жизни без фантастики, попаданцев и натужно-вымученных сочинений! С бесполезными фикциями нефункциональных фразеологизмов. Да и фрикциями тоже, почему нет. 

Рецензии Большого Жюри

На обложке: фото со страницы автора в фейсбуке
 

5
1
Средняя оценка: 2.776
Проголосовало: 125