Башня на Шаболовке – символ советского радио- и телевещания

100 лет назад, 19 марта 1922 года, с полуторасотметровой башни в Москве, построенной академиком Шуховым, началась радиотрансляция, охватывающая половину земного шара. 

Указанную башню можно считать уникальной сразу по нескольким причинам. Во-первых, она до 1967 года, когда была построена её «преемница» по телевещанию, знаменитая башня в Останкино, шуховское творение являлось самым высоким (160 метров) строением в СССР.
Во-вторых, конструкцию смогли построить менее чем за три года в самый тяжёлый для молодого Советского Государства период – Гражданской войны. Само решение о начале стройки было принято Совнаркомом ещё в 1919 году, когда белые армии начали синхронное наступление на Москву со всех направлений. Да даже и после изгнания воинства барона Врангеля из Крыма экономика страны большей частью лежала в руинах, что более чем точно отображалось в возникшем тогда термине «разруха».
Строительство было поручено Владимиру Шухову – инженеру, учёному, изобретателю поистине «энциклопедического» уровня знаний (учился он, кроме МВТУ, даже в Военно-медицинской академии в качестве «вольнослушателя»). И к своим 66 годам на момент старта проекта уже зарекомендовал себя огромными достижениями в области и архитектуры, и нефтяной промышленности, и двигателестроения. 

«Сетчатая» конструкция в архитектуре на основе геометрической фигуры «гиперболоида» была впервые в мире внедрена Шуховым ещё в 1896 году, в возведенной на промышленной выставке в Нижнем Новгороде башне ажурной конструкции. Говорят, учёному помогли наблюдения за технологией изготовления самых обычных крестьянских корзин, несмотря на соответствующую форму делающихся из прямых лозовых прутьев.
Так и в шуховском «гиперболоиде», несмотря на изящный круг в основании, поднимающиеся вверх изогнутые линии самих башен, используются лишь строго прямые балки и трубы. Что значительно увеличивает прочность и уменьшает итоговый вес конструкции.
Кстати говоря, первоначально Шуховская башня на Шаболовке должна была иметь высоту в 350 метров, на 15 м метров выше знаменитой Эйфелевой башни, ставшей символом Парижа. Однако из-за очень плачевного состояния с запасом строительных конструкций, советским строителям пришлось ограничиться высотой всего в 150 метров, что позволило уменьшить требуемый вес деталей почти вдесятеро, с первоначальных 2200 тонн до всего 240.
Ведь даже немалую долю составных частей башни тоже пришлось искать по принципу конструктора, используя элементы менее нужных или просто частично разрушенных конструкций вроде мостов. Сделать всё нужное «с нуля» не позволяло состояние тогдашней металлургической промышленности.
Сам процесс строительства тоже проходил не без шероховатостей вроде обрывов тросов с поднимаемыми наверх деталями башни, нередко на большой высоте. С другой стороны, это было и неудивительно, ведь грузы приходилось поднимать, что называется, подручными способами, используя в качестве опоры уже построенные секции башни. Ведь надёжных подъёмных кранов для работы на высоте в полторы сотни метров тогда просто не существовало в природе.

Несмотря на все трудности, 28 февраля 1922 года постройка последней, 6-й секции башни была завершена. Конструкцию увенчали непосредственно радиопередающей мачтой, а 19 марта после установки радиопередатчика Шуховская башня начала первую радиотрансляцию.
Вещание 100-киловаттного «дугового» передатчика на длинных волнах обеспечивало возможность устойчивого приёма радиосигнала на расстоянии до 10 тысяч километров! То есть, советское радиовещание теперь было доступно на половине земного шара, включая большинство районов СССР (пусть пока ещё и не оформленного официально), всю Европу, Азию и даже Канаду с частью США.
Впрочем, общедоступные радиопередачи из Москвы были не единственной функцией нового радиопередающего центра. Благодаря ему теперь Советское правительство имело бесперебойную (в отличии от телеграфной) связь с самыми отдалёнными уголками страны. Что было очень важно, особенно в случае возможной войны.
Шли годы, и работниками радиоцентра на Шаболовке осваивались новые технологии. Так, с 1937 года там начались экспериментальные передачи телевидения на коротких волнах, а в 1939 году на башне был установлен уже постоянный телепередатчик. 
Правда, в годы войны с развитием телевидения пришлось повременить, но довольно символично, что возобновление телевещания началось 7 мая 1945 года, за два дня до нашей Великой Победы. Спустя 3 года конструкция была переоборудована под уже современный высокочастотный формат на ультракоротких волнах, позволяющий передавать телевизионную картинку намного более высокого качества. «Апгрейд» увеличил высоту шуховской башни до 160 метров.
Так сооружение знаменитого российского и советского архитектора стало основой для создания с каждым годом набирающей влияние отечественной телеиндустрии. 

Самым высоким сооружением в СССР башня на Шаболовке продолжала оставаться до 1976 года, когда была введена в эксплуатацию уже 540-метровая Останкинская телебашня, высочайшее сооружение не только в СССР, но и во всей Европе! 
После этого использование заслуженного «ветерана» советского радио и телевещания по прямому назначению было прекращено, хотя отдельные студии Центрального телевидения СССР так и остались по адресу «Шаболовка-37».
Сама же башня представляет с тех пор больше историческую ценность. И по-прежнему любима москвичами, недаром в ходе местного районного опроса, проведённого уже в XXI веке, большинство жителей «Шаболовки» высказалось против демонтажа уникального сооружения.
Тем более что сам архитектурный принцип «гиперболоида» авторства Владимира Шухова на пенсию отнюдь не собирается, несмотря даже на больше 120 лет со времени его изобретения. Только самых известных «шуховских башен» в СССР было построено почти десяток, преимущественно, правда, не для телевещания, а в качестве водонапорных строений. 
Даже американцы в 30-40-х годах при постройке своих линкоров широко использовали шуховскую идею для размещения на ажурных, лёгких и прочных конструкциях наблюдательных пунктов, радиопередатчиков, радаров. Их надёжность получила убедительное подтверждение в ходе морских боёв во время войны с Японией.
После войны шуховские наработки были использованы самыми маститыми архитекторами в ряде зарубежных стран. Так, в 1981 году в астралийском Сиднее была введена в строй «гиперболоидная» конструкция высотой в 308 метров, 300-метровый комплекс Aspire Tower был построен в столице Катара Дохе в 2004 году, а возведённая в китайском Гуанчжоу 600-метровая телевышка ныне является второй по высоте после токийской, отставая от неё всего на 34 метра. 
Не менее известна и «башня порта Кобе», хотя и имеющая довольно скромную высоту в 108 метров. Но при этом доказавшая исключительную надёжность применённой при её строительстве конструкции после того, как устояла во время одного из самых разрушительных в истории Японии землетрясения 17 января 1995 года, в ходе которого погибло свыше 6 тысяч человек, а экономический ущерб составил свыше 100 миллиардов долларов. 
Так что, пусть Шуховская башня ныне и «на пенсии», но у неё появилось очень солидное потомство, продолжающее умножаться по всему миру, воплощаясь в самых амбициозных проектах. Но, без сомнения, для россиян именно башня на Шаболовке останется наиболее известной и любимой – настоящим памятником дерзновенного технологического прорыва великой эпохи…

5
1
Средняя оценка: 2.85
Проголосовало: 200