Без идеи нет будущего

(Глава из книги «Последняя песня жаворонка»)

 

Почему я зациклился на национальной идее, так и не могу понять. Живут англичане без конституции – и ничего. Не буду вдаваться в подробности этого философского понятия, свой взгляд я изложил выше, он вполне укладывается в рефрен песни: 

Забота у нас простая,
Забота наша такая:
Жила бы страна родная,
И нету других забот!

Конечно, такой подход патриотичен, но актуален только тогда, когда решается судьбоносный вопрос: быть или не быть? – о каждом из нас и о стране в целом. Командиру важно, чтобы защитники Отечества были одеты, обуты и сыты, иначе превратятся в грабителей. В поисках подходящей формулировки натолкнулся на монографию доктора физико-математика, профессора С. С. Сулакшина. «Россия должна быть и быть навсегда!» – так накануне эпохи больших перемен и глобальных геополитических сдвигов сформулирована национальная идея России, адекватная, по мысли томского профессора, русской цивилизационной идентичности и вызовам времени. Ее смысл на глубинном уровне понятен каждому: «Должна быть» – и точка. Ибо без России нет нас, а без нас нет России. Это понимали наши предки, это должны понять и мы. Если хотим не просто влачить жалкое существование и умирать, но быть и развиваться. Какой же быть России?
«Высшими ценностями являются: нестяжательство, коллективность и взаимопомощь, преобладание духовного над материальным, патриотичность, цивилизационная идентичность, народосбережение, территориальная целостность, человеческая жизнь и свобода человека, гармоничное развитие личности, неприятие какой-либо дискриминации, общественное благо в гармонии с благом каждого человека, любовь и семейность, социальная справедливость, альтруизм и сопереживание, служение государства народу России, трудолюбие, честь, совесть и нравственность, устремленность к творчеству, ответственность за судьбу человечества». 
«Как видно из списка высших ценностей, – подытоживается в документе, – в центре внимания национальной идеи находятся Россия как уникальная цивилизация, ее народ, государство как защитная социальная оболочка народа, семья и человек как основа всей сложной социальной системы. Эти высшие ценности не придуманы искусственно и не принесены откуда-то из «цивилизованных стран», они плоть от плоти российской цивилизации, в них выражена вся суть русского мира, наш культурный код». 
С таким подходом к национальной идее нельзя не согласиться. 

В период подготовки поправок в новую редакцию Конституции РФ вокруг нее говорилось много и страстно, особенно на разного рода ток-шоу, однако ни к чему вразумительному не пришли, пункт 2 статьи 13 остался без изменения: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Вот и снова остались мы «без царя в голове», не прояснено значение русского народа и русской культуры в стране. Если подходить формально, тут не стоит размахивать рукавами: национальная идея и руководящая идеология – понятия несовпадающие.
«По существу, практика работы либералов на протяжении трёх десятилетий происходит без национальной программы и привела к колониальной зависимости экономики, отсутствию нравственности и необходимой духовности практически во всех сферах деятельности, – отмечает доктор физико-математических наук, академик Ю. Н. Жевлюк. – Национальные идеи двигали народами и государствами, делали великие открытия и героев, позволяли выигрывать войны и созидали города. Национальная идея определяет цель, содержание жизни этноса, народа, государства, определяет их особенность, предназначение. Она базируется на истории народа, на его победах»… 
На себе убедился, что это так: десять лет назад, затеяв строительство дома в Нижегородской области, истратив накопления, жили на одну пенсию, а вторую пускали на стройматериалы. Теперь на еду и разную бытовуху не хватает обеих пенсий, тратим «гробовые». Дай-то, Боже, чтобы хватило. Заговорил о пенсии, как тут же вспомнился случай, который можно принять символическим и конкретным, подводящим черту под мечтой, которой нас тешили 70 лет. 

В 2001 году я достиг пенсионного возраста. Для расчета пенсии потребовалось разыскать все платежные документы. Архив размещался в здании бывшего Института марксизма – ленинизма на Советской площади Москвы. В помещении шел ремонт. Поднимаюсь по лестнице, смотрю во двор, там столько досок, щитов, столов, дверей и прочего хлама, который так бы пригодился мне на даче. Взгляд замер у подножия мусорной горы: на ее неприглядном фоне, гордо устремив взгляд куда-то вправо и чуть вверх, вожди пролетариата – Маркс, Энгельс, Ленин! Когда-то на плацу мы так выполняли команду: «Рота, смирно! Равнение на-а-право!» Взгляд вождей был решительный, не суливший поблажек. Кто бы подумал, что они так скоро будут отправлены на свалку! Скульптура небольшая, я ее видел на выставке, но кто автор, не вспомню. Мне очень захотелось ее заиметь, но ответственного за хлам не нашел. Однако я уверен, марксизм не уйдет в небытие. Как не ушло учение Христа, ибо оба учения – грандиозные по своей сути…
Считается, что Германия – страна философов. Россия, по-моему, – не только страна великих мыслителей, но и страна читаемых мыслителей и почитаемых. Список больших и честных русских философов-патриотов давно пополнился В. Д. Поповым; его труд «Будущее России: переход в новую формацию», надеюсь, подтвердит мою мысль. Высказывая скромные соображения, спешу порекомендовать всем отложить на потом крутые бестселлеры и либеральные сказания отечественных и зарубежных волхвов, внимательно, не пропуская графики и схемы, углубиться в суть труда истинно русского ученого-философа, ибо речь идет о будущем нашей страны. Вопрос можно ставить так: «Быть или не быть Российскому государству, русскому человеку, сохранится ли он как архетип, выдержит ли беспрецедентное давление русофобских сил?» Автор настроен в целом оптимистически, однако ироничный читатель, познакомившись с его аналитикой, может сделать свой вывод: «Всё не так плохо, как кажется. Всё гораздо хуже». Да, будет плохо, даже очень плохо, если… Раскрытию содержания этого «если» профессор посвятил всю книгу. Поэтому ее надо читать, изучать и использовать аргументы ученого во благо нашей державы.

В данный конкретный момент меня интересует его взгляд на национальную идею современной и будущей России: 
«Представленная книга – это и мечты, и продукт свободного исследования. 
Слышу знакомый упрек: всё это – чистый идеализм, авторские мечты о какой-то новой формации. Да, мечты! Но мечты о будущем нашей Родины. Василий Шукшин мечтал: “Важно прорваться в будущее России…” Если идеализм – от слова идеал, то я идеалист. И горжусь этим. Но есть и переживания о будущем детей и внуков. Непережитая мечта – чужая. Мечтать – не значит жить несбыточным идеализмом. Без идеализма нет материализма. Сильный идеализм – это сильный дух. Оппонентам хочется ответить словами Василия Розанова: “Русский дух, как вы его ни хороните, или как не высмеивайте, все-таки существует. Это непременно гении, стихи, проза, умопомрачительная философия. Но это и манера жить, т. к. нечто простейшее и, пожалуй, мудрейшее”
Будущая Россия – это сильная страна, сильная духом своего народа. Надо верить в него... Важно верить в него. Будущее России – это вера. Русский человек не может жить без веры, без мечты. Оглянитесь вокруг: он мечтает о своем будущем. Ранее его мечтой был коммунизм. Сейчас важно поверить в новую формацию. Соединить мечту о социальной справедливости, как при социализме, и манеру хозяйствовать, проявлять чувство хозяина, как при капитализме. Подключить для этого потенциал информационной экономики, своего менталитета, достижения науки, информационной революции, как это делает Китай, осуществивший переход в новую формацию – “социализм с китайской спецификой” – по сути конвергентной, с “уникальным социально-экономическим укладом” (Ю. Тавровский). 
На евразийском пространстве может осуществиться идея русских философов-евразийцев об “идее-правительнице”, об “идеалоправстве”. В качестве такого идеала – будущее нашего Отечества, величие нашей Родины-Матери. И счастливая жизнь нас – ее детей». 

5
1
Средняя оценка: 3.18947
Проголосовало: 95