Трудное освобождение Одессы…
Трудное освобождение Одессы…
10 апреля 1944 года советские войска освободили Одессу. Формально штурм города занял всего около 14 часов. Однако подготовка к этому триумфальному финалу длилась несколько недель и стоила нашей армии огромных усилий…
Действительно, в исторической литературе штурм Одессы «изолировано» почти не рассматривается, практически со времён этого славного события. Поскольку этот штурм стал лишь самым ярким и знаковым моментом куда более масштабной Одесской наступательной операции, до хрущёвского переписывания истории имевшей название «третьего сталинского удара». А вообще этих ударов за всю Великую Отечественную насчитывали десять, что лишь подчёркивает важность освобождения советской «жемчужины у моря».
К марту немецкие части группы армий «А» и румынские дивизии, общей численностью около 350 тысяч человек, были отброшены Красной Армией на рубеж реки Южный Буг. Противостояли им 470 тысяч бойцов в составе 3 Украинского фронта под командованием маршала Малиновского, морской пехоты Черноморского флота, некоторых других подразделений.
И хотя немецко-румынские войска имели в качестве главной базы Одессу, но занимали они всю Одесскую и часть нынешней Николаевской области, с территории которых их необходимо было выбить.
Наше наступление начиналось не в самый благоприятный момент – только заканчивалась весенняя распутица. Часто непролазная грязь мешала своевременному выдвижению для поддержки наступающих артиллерийских частей, по которым у РККА на этом участке было 4-кратное превосходство над противником.
Враг же всеми силами пытался реализовать уже своё, единственное, преимущество – в авиации, к тому же базировавшейся на стационарных аэродромах в Румынии, а не на полевых взлётно-посадочных полосах, как советские ВВС.
Так что, по сути, операция по освобождению Одессы началась… с освобождения Николаева. Очень жестокие бои за город шли 2 дня, с 26 по 28 марта. Шли с переменным успехом – так армии левого фланга советских войск сразу не смогли взломать оборону противника. Освободить город удалось лишь после того, как Буг форсировали правофланговые соединения, и врагу, понесшему большие потери, пришлось отступить.
После преодоления этой крупной реки бойцы Красной Армии вышли на оперативный простор. Однако говорить о близости освобождения Одессы было ещё рано.
Ведь гитлеровцы не зря называли город «крепостью фюрера». Кроме того, что городские улицы и площади были буквально усеяны мощными оборонительными сооружениями – ДОТами, блиндажами, просто превращёнными в «мини-форты» прочными зданиями старой постройки, Одессу окружали ещё и целых 4 линии обороны! Последней из которых были собственно городские «обводы».
И прорыв всех этих линий тоже не напоминал какую-то «лёгкую прогулку», пусть даже при четырёхкратном преимуществе наших войск в артиллерии. Так, первую вражескую линию обороны по правому берегу Тилингульского лимана нашим бойцам пришлось взламывать ценой огромных усилий целых 4 дня – с 1 по 4 апреля!
Дальше, правда, дело пошло быстрее. Ведь 4 апреля конно-механизированная группа (КМГ) генерала Иссы Плиева совместно с 23 танковым корпусом овладели узловой станцией Раздельная. Помимо очень богатых трофеев (включая, например, один исправный бронепоезд и эшелон с танками) эта победа привела к рассечению немецкой 6-й армии и блокированию железнодорожного сообщения между Одессой и Тирасполем.
Помимо того, что такая блокада делала практически невозможным снабжение оставшихся в Одессе оккупантов, это обстоятельство обессмысливало для Берлина и одну из прежде важнейших целей удержания города, который до этого момента выступал в качестве важнейшего перевалочного пункта снабжения гитлеровской группировки в Крыму, на тот момент уже отрезанной по суше от главных сил Вермахта.
Поэтому после освобождения Раздельной немцы с румынами думали больше уже не о сохранении за собой «крепости фюрера», а о том, как бы успеть прорваться через пока ещё не слишком плотные порядки советских войск, перерезавших им путь на запад. Кое-кому это даже удавалось, пусть и ценой больших потерь.
А местами даже наблюдались слегка трагикомичные ситуации, когда, например, одна наша дивизия оказалась окружённой драпающими со всех ног, но всё ещё превосходящими силами фашистов. Правда, окружение это длилось недолго, всего один день – противник думал уже не о победах, а лишь о том, чтобы самому не «свариться» в очередной котле…
В итоге, к началу генерального штурма Одессы её вражеский гарнизон значительно «похудел». Представляя собой частью откровенных смертников, оставленных командованием для демонстрации Гитлеру «несокрушимой арийской доблести», частью – обманутых неудачников, наивно надеявшихся на обещание фюрера эвакуировать их по морю в Румынию.
Хотя, строго говоря, как раз собственно немцев в городе оставалось не так уж и много, всего около одной дивизии. Остальные оккупанты были представлены румынами, брошенными своими союзниками-немцами в качестве пушечного мяса. Сколько их всех было точно, сказать сложно.
Но, чуть забегая вперёд, можно сказать, что убитых оккупантов после завершения штурма насчитали почти 27 тысяч, ещё около 10 тысяч было взято в плен ранеными. Уйти же из превратившейся для них в смертельную ловушку Одессы смогли очень и очень немногие, кому посчастливилось не попасть на те 30 судов, которые были уничтожены кораблями Черноморского флота при попытке прорыва из гавани.
А «просто пленных» было взято всего около тысячи. По одной простой причине – немцев в городе к 10 апреля было уже немного, а румыны, хозяйничавшие там все 2,5 года оккупации, оставили среди горожан настолько «добрую» память своими зверствами, что их старались в плен не брать. Не только партизаны, но и бойцы регулярной армии, которым проводники из местных оказали неоценимую помощь в поиске слабых мест вражеской обороны.
Тем не менее, Красной Армии, несмотря на всё желание сохранить городскую инфраструктуру от разрушений, вести бои в городе «в белых перчатках» было, увы, невозможно. Ожесточённые схватки происходили едва ли не за каждый дом. А на некоторые направления наступающим частям армии освободителей приходилось вызывать на помощь артиллерию и даже штурмовую авиацию!
Как бы то ни было, благодаря отличной организации, помощи местного населения, бегства из города основных сил оккупантов в связи с угрозой «котла», генеральный штурм Одессы продолжался всего-то около 14 часов, начавшись в 20:00 9 апреля и закончившись в 10 утра на следующий день.
Для сравнения – немцам с румынами летом-осенью 1941 года на овладение городом потребовалось свыше 2,5 месяцев! Да и то, они смогли пройти по одесским улицам лишь потому, что Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение об организованном выводе частей Приморской армии и переброске её в Крым, где складывалась угрожающая ситуация в связи с новым наступлением армии Манштейна.
Так что Одесса получила высокое звание города-героя не зря, став местом настоящего подвига наших бойцов и в трудные месяцы начала войны, и в ходе её триумфального освобождения в апреле 1944-го…