День рождения «Правды» и советской журналистики

5 мая 1912 года выше первый номер газеты «Правда». После победы Революции издание стало официальным органом Компартии и главной газетой Советского государства, сыгравшей значительную роль во всех его свершениях.

«Правда» не была самой первым СМИ тогда еще «Российской социал-демократической партии» (РСДРП) – так до революции именовали свою организацию будущие советские коммунисты. Первой была «Искра», начавшая выходить еще в 1903 году после соответствующего решения, принятого на II съезде РСДРП. 
Однако и «Искра», и издававшийся чуть позже «Социал-демократ» были изданиями «подпольными», печатавшимися за границей эмигрировавшими туда революционерами. И лишь потом с большими трудностями и значительным опозданием доставлялись в Россию для подпольного распространения. За которое, к тому же, грозила тюрьма – и подпольщикам, и читателям революционной прессы.
«Правда» же стала первым легальным партийным СМИ, издаваемым в Российской империи. Формально для этого были основания – знаменитый «Манифест», изданный царем под давлением возрастающей революционной активности масс еще в октябре 1905 года и обещавший в том числе и «свободу прессы».
Но так называемая «свобода» для первой большевистской газеты регулярно оборачивалась конфискацией десятков тиражей уже отпечатанных номеров за возмущающие режим публикации и чуть менее регулярным закрытием редакции. Так что ей приходилось для возобновления работы идти на хитрость, которую сейчас назвали бы «ребрендингом» – революционная газета чуток изменяла свое название. Среди названий были «Рабочая правда», «Пролетарская правда», «Северная правда» и тому подобные «производные» от главного и уже запомнившегося людям труда имени любимой газеты.
Впрочем, «демократы» из царского правительства все равно не выдержали и окончательно закрыли «Правду» в июле 1914 года. Не дождавшись даже начала Первой мировой войны, что хотя бы как-то могло бы объяснить «закручивание гаек» властью в отношении СМИ.
Восстановить издание газеты удалось лишь после краха монархии – 18 марта 1917 года, когда «Правда» стала выходить в качестве официального органа ЦК и Петроградского комитета РСДРП(б). Заметную роль в тогдашнем составе редакции играл Иосиф Сталин. Тираж доходил до 90 тысяч экземпляров (уступая лишь научно-популярному журналу «Вокруг света»), что сыграло важную роль в подготовке и последующей победе Великой Октябрьской социалистической революции. 

***

После установления в стране Советской власти «Правда» закономерно стала главной газетой страны. Конечно, большие тиражи и влияние имели также «Известия» (Советов народных депутатов) и «Труд» (центральный орган советских профсоюзов). Но понятно, что главные решения по стратегическому курсу страны принимались руководством правящей Компартии (до 1952 года она носила название «Всесоюзная коммунистическая партия большевиков» – ВКП(б). А сообщало об этих решениях, естественно, главное партийное СМИ.
Конечно, сейчас, в век телевидения и Интернета, многим просто не очень понятна исключительная важность такого печатного органа. Но ведь в СССР после Гражданской войны не то, что телевидения не было, даже радиовещание для большинства населения исчерпывалось кратковременным прослушиванием одного-единственного репродуктора, установленного в центре деревни.
А уж о современных медиа-решениях, вроде пресс-конференций «первых лиц» государства, пресс-секретарей, озвучивающих их мнение для журналистов, политических ток-шоу, тогда даже не могли мечтать.

В таких условиях газета, излагавшая официальную точку зрения правящей в огромной стране партии, была абсолютно необходима. В том числе, кстати, не только для самых широких масс населения, но и для самих же рядовых членов партии, в 20-е годы просто «разрывавшихся» от заманчивых предложений примкнуть к той или иной «фракции» амбициозных политиков, все еще носивших в кармане партбилет. Отсюда и многочисленные «уклоны», нередкие злоупотребления властью, не добавлявшие ничего хорошего в дело скорейшего построения социализма на шестой части суши.
Конечно, «правдинские» журналисты доносили до своих читателей отнюдь не только сухие протоколы решений партийных съездов и Пленумов ЦК. Газета, как и завещал создатель первого в мире социалистического государства, была «коллективным организатором и пропагандистом» новой жизни, как раз и показывая строительство этой новой жизни в публикуемых репортажах и интервью. Заодно предупреждая и о возможных «подводных камнях» – о недостаточной энергичности и, наоборот, о перегибах; а то и откровенно бичуя вскрытые злоупотребления. В этом смысле «Правда» была вне конкуренции – статья-фельетон, опубликованная в ней по результатам журналистского расследования, могла стоить карьеры даже крупному государственному или партийному чиновнику! 
В этом смысле редакция выступала в роли еще и всесоюзного контролирующего органа, куда любому гражданину СССР обратиться было проще всего. Это же не Прокуратура СССР, не ЦК, не грозное НКВД – просто газета. Написал письмо о проблемах в своем районе – и все. 
Однако эффект от таких писем зачастую и наступал быстрее, чем после обращения к официальным правоохранительным и контролирующим органам, и виновникам нередко было ненамного легче.
И, главное, о решении той или иной проблемы очень быстро становилось известно всей стране! Включая, кстати, и тех же нередко нерадивых чиновников. Которые могли и не знать, что на другом конце СССР их коллегу отправили на нары «за все хорошее» по приговору суда, но вот об увольнении за головотяпство узнавали из ближайшего «правдинского» номера. После чего все больше боялись стать новым фигурантом такого же расследования в номере более позднем, а потому были вынуждены браться за ум.

***

Немаловажная деталь: с 1930 по 1937 год «Правду» возглавлял Лев Мехлис. Историки относятся к его личности противоречиво, но и противники, и сторонники сходятся в одном – его абсолютной неподкупности и принципиальности. Недаром после ухода из редакции Лев Захарович назначался и Наркомом (после войны – министром) Госконтроля, и начальником Главного Политуправления РККА. 
А еще он запомнился вечно актуальной фразой «моя национальность – коммунист!» (сам он был выходцем из еврейской семьи). Увы, следование такой максиме стало непопулярным в годы Перестройки, когда члены компартий из национальных республик ударными темпами перекрашивались в национал-коммунистов, что и привело к распаду СССР… 
Несложно понять, что «Правда» с таким шефом не была каким-то незначительным приложением к аппарату ЦК партии – газета играла существенную роль в партийной жизни. В целом эту роль газета сохранила до самого распада СССР, когда над газетой, как и над другими СМИ и телевидением, захватила контроль преступная клика ренегатов-горбачевцев.
Но до этого трагического финала главная газета страны задавала тон всем остальным советским изданиям. Неудивительно, что в «день рождения» «Правды» – 5 мая 1912 года – с 1922 года был установлен День печати СССР, главный профессиональный праздник советских журналистов.

***

Антисоветская пропаганда, правда, с тех пор не перестает обвинять их в «отсутствии свободы мнений», противопоставляя советской модели западную якобы «свободу слова». При этом полностью игнорируя поистине гениальную цитату из ленинской статьи «Партийная организация и партийная литература»:

«…ваши речи об абсолютной свободе одно лицемерие. В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть "свободы" реальной и действительной. Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? От вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в романах и картинах, проституции в виде "дополнения" к "святому" сценическому искусству? …
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».

И даже если для озвучивания неугодного правящим буржуазным элитам мнения найдутся альтернативные «мейнстримным» СМИ пути, поверившим в буржуазную «свободу слова» нередко угрожают не только финансовые санкции. Так, еще в январе 1946 года до завершения Нюрнбергского процесса над гитлеризмом, англичанами был казнен журналист Уильям Джойс, вся вина которого состояла в том, что он вел англоязычные передачи немецкого радио, пользовавшиеся немалой популярностью у аудитории. 
А уж пример реализации «права на свободу информации» в лице многолетних преследований основателя сайта «Викиликс» Джулиана Ассанджа, ныне ожидающего выдачи из Лондона в США, где ему грозит смертная казнь за обнародование «грязных» секретов американских политиков, еще более показателен.
На этом фоне мелочные «громкие расследования» либеральных СМИ обычно даже и не приводят ни к каким серьезным последствиям для проштрафившихся политиков, больше напоминая бурю в стакане воды. Впрочем, даже если в итоге одну фигуру в результате отставки или проигрыша на выборах заменят на другую – все равно истинные «держатели нитей» останутся в выигрыше, просто проведя мелкие замены в составе своих марионеток. Что ничуть не помешает и дальше расти и так уже почти бездонной пропасти между доходами сверхбогатого большинства и остальными гражданами, когда еще несколько лет назад состояние 1% богачей превысило таковое у остальных жителей Земли.

После распада СССР для «Правды» наступили сложные времена. Газету неоднократно закрывали, в поисках источников финансирования приходилось искать не самых надежных спонсоров, что приводило к возникновению правдинских клонов, каждый из которых позиционировал себя единственным настоящим наследником знаменитого «бренда».
Так или иначе, но в качестве официального органа Компартии Российской Федерации «Правда» начала выходить с апреля 1997 года, продолжая работать в этом статусе и поныне. А день ее рождения, 5 мая, и сейчас остается любимым праздником журналистов, с гордостью и ностальгией вспоминающих о великом прошлом нашей общей страны…

5
1
Средняя оценка: 3.01
Проголосовало: 100