Орден для героев Великой Отечественной…
Орден для героев Великой Отечественной…
20 мая 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был утверждён новый орден – Отечественной войны.
Указание подготовить новую награду для отличившихся бойцов и командиров Сталин дал начальнику тыла РККА генералу Хрулёву 10 апреля 1942 года. Над эскизами ордена работали художники Сергей Иванович Дмитриев (автор рисунков медалей «За Отвагу», «За боевые заслуги» и «ХХ лет РККА») и Александр Иванович Кузнецов.
Первоначально ордену планировали дать название «За военную доблесть», но в итоге его изменили. По всей видимости, чтобы подчеркнуть особый характер текущей войны, ведущейся за сохранение самого существования нашей страны, требующей напряжения сил всего народа, а потому и справедливо названной Отечественной, как это было во время борьбы с нашествием Наполеона в 1812 году.
Данный орден занимает среди военных наград СССР особое место. В самом его названии содержаться чёткие временные рамки, обуславливающие награждение им – период Великой Отечественной войны. Большинство военных наград Советского Союза были, так сказать, вневременными. Кроме, разве что медалей за освобождение или взятие отдельных городов, например, «За освобождение Киева» или «За взятие Берлина».
Отличительным признаком нового ордена являлись очень чёткие основания награждения, подробно изложенные в его Статуте. Позже такие статутные перечни появились и в отношении многих других наград, но для 1942 года указанный перечень был нововведением.
Боевых наград за подвиги было к началу Великой Отечественной немало. Только при этом не было чётких критериев для представленных к награждению. «Героизм» понятие растяжимое и сильно зависит от личного мнения командования. Кому-то и несколько боевых вылетов подвигом покажутся, а кто-то и несколько сбитых вражеских самолётов сочтёт обыденностью, дескать, работа у военных такая – врага уничтожать.
С целью максимального снижения доли такого возможного субъективизма Ставка ещё в первые месяцы войны предприняла ряд мер к формулировке чётких критериев в отношении уже имеющихся наград. Одним из таких критериев было количество сбитых вражеских самолетов, после 20 машин следовало представления лётчика на «героя». Именно исходя из такого расчёта трижды Героями Советского Союза стали два наших самых известных аса – Александр Покрышкин и Иван Кожедуб.
Орден Отечественной войны имел две степени, по каждой из которых существовало около 30 оснований для вручения. Качественно критерии для обеих степеней почти не отличались, в основном они были лишь количественными.
Например, лётчики-истребители представлялись к «младшей» степени ордена после 50 успешных боевых вылетов, а к степени первой – после 60.
Орденом второй степени награждались бойцы, уничтожившие гранатами или бутылками с зажигательной смесью вражеский танк. То же самое полагалось экипажу корабля, повредившего вражеское судно, за его уничтожение полагалась уже 1-я степень.
Из Статута ордена можно сделать и косвенные выводы о степени опасности, связанной с выполнением боевых заданий бойцов отдельных военных специальностей. Так, лётчиков-истребителей, воевавших на наиболее вооружённых и маневренных машинах, представляли к указанному ордену второй степени за 50 успешных вылетов, как и пилотов самолётов связи, летавших преимущественно в нашем тылу. Лётчикам ближне-бомбардировочной авиации, самолёты которых были защищены против атак вражеских истребителей существенно хуже, давали орден за 25 вылетов. А их коллегам из дальней авиации, которые в своих рейдах не имели вообще истребительного прикрытия (из-за небольшого радиуса действия истребителей), орден полагался уже за 20 полётов.
Самую же «низкую планку» для награждения, 10 вылетов, имели лётчики-корректировщики, вынужденные долго «висеть» над вражескими позициями, корректируя огонь артиллерии, тем самым рискуя стать лёгкой мишенью для вражеских «мессеров». А также лётчики транспортной авиации, совершавшие очень опасные полёты в глубокий тыл врага, в частности, к партизанам.
Награждению орденом Отечественной войны подлежали не только бойцы, которые непосредственно дрались с противником, но и те, кто так или иначе помогал своим боевым товарищам в материально-техническом обеспечением. Как, например, авиатехники, награждаемые за минимум 10 восстановленных самолётов в условиях прифронтовых аэродромов. Лётчику же, сбитому, севшему «на вынужденную», но сумевшему починить машину и долететь до родного аэродрома, орден давали сразу.
Памятуя о том, что успех в бою достигается слаженными усилиями порой очень многих людей, Статут ордена не устанавливал каких-то количественных ограничений для числа награждённых за определённое выдающееся достижение. Будь то орудийный расчёт, экипаж танка или самолёта, военного корабля или подводной лодки.
Не были забыты и тыловики. Отдельным (пусть и последним в перечне) пункте Статута упоминались те, «кто отлично организовал материально-техническое обеспечение операции наших войск, способствовавшее разгрому противника».
Впервые орденом Отечественной войны I степени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1942 года были награждены капитан Криклий И.И., младший политрук Стаценко И.К. и старший сержант Смирнов А.В. – артиллеристы дивизиона, в мае 42-го в ожесточённых боях под Харьковом за несколько дней уничтожившие 32 вражеских танка.
Первыми награждёнными в тот же день орденом Отечественной войны II степени стали артиллеристы из дивизиона Криклия И.И., также отличившиеся на харьковском направлении: сержанты Жарко С.Т., Немфира М.Г., Нестеренко П.В., бронебойщики рядовые Григорьев Н.И., Кулинец А.И., Петрош И.П.
Известны случаи награждения этим орденом дважды, трижды и даже 5 раз! Так, кавалером четырёх орденов Отечественной войны I степени и одного ордена Отечественной войны II степени стал Иван Евграфович Фёдоров.
Награждались орденом и герои трудового фронта. Так, его получили за неоценимый вклад в создание самых массовых в годы войны образцов автоматического оружия оружейники Токарев, Судаев и Симонов, выдающийся авиаконструктор Туполев.
Орденом Отечественной войны I степени были награждены 7 воинских частей и 79 предприятий и учреждений, в том числе 3 газеты: «Комсомольская правда» (1945), «Молодь Украины» и белорусская «Звязда» (1945).
Вручался этот орден и иностранцам. Обычно ими были британские и американские моряки, служившие на судах в составе полярных конвоев, доставлявших грузы по ленд-лизу в советские порты. Вторую степень получили лейтенант Эрл Уильям Бриен, дизельный кочегар Клементс Ирвин, вахтенный рулевой Сидней Артур Кэрслэйк и старший сигнальщик Стэнли Эдвин Арчер.
В первые годы после войны орденом Отечественной войны награждались как бойцы, воевавшие на фронте, но по каким-то причинам ещё не получившие заслуженную награду, так и рабочие и колхозники, помогавшие армии одержать победу своим ударным трудом в тылу. Правда, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 октября 1947 года представление и награждение гражданских лиц орденом Отечественной войны было прекращено, а военные с этого момента награждались лишь эпизодически.
В 50-е годы награждение этим орденом было возобновлено. Чаще всего его вручали теперь партизанам и подпольщикам – обычно тем, чьи заслуги стали известны руководству страны лишь недавно.
С 1966 года орденом Отечественной войны нередко стали награждаться города и населенные пункты, где в военные годы шли особо важные и тяжёлые сражения. Выбор вёлся по тем же критериям, что и для присвоения звания «Город-герой». Но последних насчитывается чуть больше десятка, а городов-орденоносцев за два десятилетия с начала этой практики появилось существенно больше.
Впрочем, до 1985 года послевоенных награждений орденом Отечественной войны было относительно немного. Однако в апреле 1985-го, по случаю 40-летия Победы было решено вручить эту награду всем живущим участникам войны. В результате юбилейным вариантом ордена I степени было награждено около 2 млн. 54 тысяч человек, II степени – около 5 млн. 408 тысяч.
Данное награждение, признаться, вызывает двойственные чувства. С одной стороны, подвиг всех представителей советского народа, вынесших все тяготы войны и своим героизмом на фронте и в тылу обеспечивших великую Победу, сомнений не вызывает. Но тогда почему высокая награда не была присвоена и посмертно всем, кто не дожил до 40-й годовщины этой памятной даты? Особенно тем бойцам, которые, согласно официальной формулировке посылаемых родным похоронок, «пали смертью храбрых», но так и не были награждены. А также тем, кто умер позже от последствий полученных ран или нажитых в военное лихолетье болезней.
Да и вручение какой-то награды абсолютно всем во многом нивелирует сам смысл этой награды, предназначенной вручаться лишь за особые заслуги.
По сути, авторитетный орден времён Великой Отечественной войны решением только что пришедшей к власти «горбачёвской» команды был превращён фактически в аналог «юбилейной медали». Которыми до этого действительно награждали в связи с «круглыми» (каждые 10 лет) годовщинами Победы практически всех фронтовиков и всё чаще тружеников тыла.
Так или иначе, но орден Отечественной войны стал не только одной из самых массовых наград той героической эпохи, но и одним из её самых известных символов, сохраняющим актуальность и доныне.