Заброшенный в тыл: история Сергея Левашова
Заброшенный в тыл: история Сергея Левашова
Весной 1942 года Сергея Левашова направили в школу подготовки партизан и подпольщиков, расположенную в Ворошиловграде. А после учебы он был заброшен в тыл противника. Но жизнь распорядилась так, что Сергей стал одним из подпольщиков организации «Молодая гвардия».
В декабре 1924 года в семье Левашовых произошло пополнение — родился мальчик, которого назвали Сергеем. Многодетная семья жила в поселке Кутейниково, что в Сталинской (сейчас - Донецкой) области. Отец, Михаил Иванович, работал водителем. А мать, Лидия Даниловна, занималась воспитанием четверых детей и вела хозяйство. Когда Сергею было шесть лет, семья перебралась в Краснодонский район Ворошиловградской области (сейчас — территория Луганской Народной Республики).
Семья Левашовых ничем не выделялась. Жили скромно, как и все в то время. В 1931 году Сергей начал учебу в подготовительном классе средней школы №1 имени Горького в Краснодоне. С освоением «гранита науки» у мальчишки проблем не возникло. Он уже в том юном возрасте отличался усидчивостью и серьезностью. И с каждым годом эти качества его характера только усиливались, поэтому Левашов из класса в класс переходил в статусе отличника и с похвальными грамотами.
В сельских школах того времени было много самых разнообразных кружков, в которых занимались дети. Сергей выделялся высоким ростом, широкими плечами и большой силой. Он занимался гиревым спортом, закалялся, но это не помешало ему стать одним из лучших музыкантов школы. Вообще, парень был очень увлекающимся, ему хотелось попробовать себя везде и всюду. И поэтому он научился играть на нескольких музыкальных инструментах, освоил разведение кроликов, выращивал овощи и цветы, занимался резьбой по дереву, ходил на дополнительные занятия по математике и физике. А чуть позже в его жизни появились самолеты. Сергей даже написал авиаконструктору Яковлеву и тот ответил на его вопросы. Вдохновленный этим, Сергей организовал в школе авиамодельный кружок.
Перед началом Великой Отечественной войны Сергей с отличием окончил девятый класс. А тем же летом семья переехала в Краснодон. И в сентябре парень начал учебу в уже знакомой для себя школе №1. Правда, когда началась война, Левашов хотел отправиться на фронт, но ему отказали, сославшись на юный возраст.
Весной 1942 года, когда линия фронта все ближе подбиралась к Краснодону, стало окончательно понятно, что сдержать натиск фашистов не получится. Но отдавать территории без боя никто не собирался. В Ворошиловграде была создана спецшкола в которой готовили будущих партизан и подпольщиков для сопротивления оккупантам. Сергея, как одного из самых активных комсомольцев, направили на учебу. А компанию ему составил сводный брат — Василий Левашов.
Интересно вот еще что: семья Сергея ничего об этом не знала. Парень в начале апреля просто уехал и все, сообщив, что он начинает учить в школе, расположенной в Ворошиловграде. Что это за школа Сергей уточнять не стал. Сначала Левашов часто присылал родным письма. Затем на некоторое время он пропал. А потом сообщение неожиданно пришло уже из Воронежа. Но в июле связь вновь оборвалась.
Тогда семья Левашова ничего не знала о том, что произошло с Сергеем. После окончания курсов, он прошел парашютную подготовку. На этом его учеба и закончилась. Затем его в составе группы перебросили в Борисоглебск, но вскоре отправили в Сталинград. Но уже в августе того же 1942 года он в составе группы радистов был заброшен в тыл противника в районе Красного Лимана. На тот момент немцы уже вовсю хозяйничали в Ворошиловградской области. Среди оккупированных городов был и Краснодон, который немцы заняли в июле.
Группе были поставлены стандартные задачи: выполнение диверсий и сбор разведданных. Но немцы знали о заброшенных в тыл партизанах, поэтому бросили большие силы на их ликвидацию. Большинство таких диверсионных группу было быстро уничтожено. Не стала исключением и группа Левашова. Разведчики попали в окружение и попытались прорваться с боем. Большинство погибло, а те, кому посчастливилось выжить, скрылись от противника по одиночке.
***
В середине июля немцы заняли Краснодон и начали устанавливать свои порядки. Первым делом, оккупанты потребовали явится в полицию всех евреев и коммунистов. Но горожане прекрасно понимали, что это только начало. Среди жителей Краснодона и близлежащих населенных пунктов нашлось немало и тех, кто не желал мириться с оккупацией. Ближе к осени начали появляться первые разрозненные очаги сопротивления — молодежные подпольные организации. Они-то впоследствии слились воедино в «Молодую гвардию».
Появление подпольщиков стало неожиданностью для оккупантов. Но поначалу они не воспринимали их, как реальную силу. И смельчаки стали действовать все более и более нагло. Важную роль играли агитационные листовки, в которых молодогвардейцы рассказывали жителям города о событиях на фронте и призывали не верить оккупантам. Сводки ребята, чаще всего, получали благодаря Сергею Левашову. Дело в том, что после прорыва окружения он не смог пробраться к своим и решил уйти в Краснодон. Добравшись до города, парень узнал, что здесь появилась подпольная молодежная организация и быстро влился в ее ряды.
Поскольку за плечами Левашова была учеба в спецшколе, он сумел собрать работающий радиоприемник. Вот только слушать его молодогвардейцам приходилось в подвале глубокой ночью, чтобы сохранить тайну от вездесущих полицаев. А на утро в городе появлялись листовки в надписью: «От Советского Информбюро». Вместе с остальными молодогвардейцами Сергей участвовал в многочисленных диверсиях: добывал оружие и взрывчатку, ликвидировал вражеские автомобили.
Ближе к концу октября 1942 года Сергею пришла повестка. Оккупанты хотели его и многих других молодых жителей Краснодона отправить на работу в Германию. И чтобы избежать этой участие парень устроился на работу слесарем в один из немецких гаражей. К тому времени там уже работали несколько молодогвардейцев. Они ремонтировали вражеские машины, но делали это так, что вскоре техника вновь выходила из строя, возвращаясь в гараж.
Приобщил Сергей к Сопротивлению и свою сестру Валю. По его поручению девушка устроилась на работу в цех взрывчатых веществ, который изготовлял взрывчатку для шахтных работ. Коллектив, в основном, состоял из краснодонской молодежи, которая благодаря занятости сумела избежать отправку в Германию. И поэтому Вале удавалось добывать необходимую подпольщикам селитру, а также изготовлять патроны. А затем из подвала цеха их незаметно забирали Сергей Тюленин с помощниками. Все эти «сокровища» шли совершения диверсий.
В начале января 1943 года начались массовые аресты молодогвардейцев. Сергей понимал, что за ним тоже придут, но решил остаться дома. Он знал, что если полицаи его не найдут, то всю злость выместят на близких. А рисковать их жизнями Левашов не хотел. Мать постоянно твердила ему, что нужно уходить, но парень не изменил своего решения.
Утром пятого января в дом Левашовых вошло несколько полицейских. Они осмотрели комнаты, провели обыск. И после этого отправились в гараж. Там Сергея и арестовали. Он даже не пытался сопротивляться. Пока подпольщика вели в отделение полиции, его мать была рядом и пыталась спасти сына. Но у нее, конечно, ничего не получилось.
Тогда за несколько дней было арестовано много подпольщиков. И все они находились в полицейском участке. Матери и сестры день и ночь дежурили у стен, молили оккупантов освободить их родственников. Но охранники молчали, а из окон то и дело доносили крики, вопли и стоны. Сергея, как и остальных молодогвардейцев пытали долго и мучительно, пытались узнать имена соратников. Но Левашов молчал.
Спустя десять дней после ареста немцы решили казнить некоторых из заключенных. Среди них был и Сергей. Ночью их привели к шурфу шахты №5. Кого-то расстреляли, кого-то сбросили вниз живым. Погиб и Левашов.
На следующее утро мать Сергея и Валя пришли к полицейскому участку. На стене они увидели список арестантов, которых ночью вывезли в Ворошиловград. Но они все поняли. К тому же, в тот же день по Краснодону поползли слухи о том, что ночью у шахты №5 произошла казнь подпольщиков. Немцы же выставили возле нее охрану, которая никого не подпускала.
И только после освобождения города родные узнали о судьбе молодогвардейцев. Сергея похоронили в братской могиле в центре Краснодона. И посмертно наградили орденом Отечественной войны первой степени, а также медалью «Партизану Отечественной войны» первой степени.
Художник: П. Соколов-Скаля.