Ижевский оружейный завод – поздний старт и стремительный рывок

10 июня 1807 года был открыт новый, третий по счёту оружейный завод в Российской империи. Однако довольно скоро новое предприятие заняло ведущие позиции по многим образцам военной и гражданской продукции, удерживая их по сей день.

Долгое время производством оружия в России занималось лишь два завода. Самый древний, Тульский, основанный в конце XVI века, превращенный при Петре I в государственное предприятие, и Сестрорецкий, основанный тем же монархом вблизи Петербурга.
Сестрорецкий завод был удобен по своей близости к конечному потребителю – военному ведомству, расположенному в столице. Железорудных месторождений поблизости не было, что заставляло возить сырьё издалека. 
Для эпохи, когда ещё не было железных дорог, данное обстоятельство сильно повышло себестоимость производимого в Сестрорецке оружия. Отчего завод в XVIII веке то закрывали, то перепрофилировали, то опять открывали, в зависимости от решения того или иного императора и его приближённых.
Тула в этом плане, конечно, выглядела более привлекательно, поэтому больше столетия и удерживала за собой звание оружейной столицы страны. Тем не менее, и здесь не всё было гладко. Город находился достаточно близко от границ. Уязвимость такого местоположения убедительно показало наполеоновское нашествие, когда жизнь главной оружейной фабрики страны буквально висела на волоске.
Кроме того тульское производство было организовано довольно архаично. О настоящих заводских процессах можно было говорить лишь на этапе сборки готовых изделий. Выпуск же комплектующих вёлся в отдельных рабочих слободах преимущественно полукустарным методом.
На этом фоне и было принято решение о создании в России нового оружейного завода. Инициировал его в 1800 году ещё император Павел I, но после его убийства заговорщиками, довёл дело до конца уже Александр I, издав именной Указ на этот счёт 20 февраля 1807 года. Уже 10 июня того же года в Ижевске открылось здание заводской конторы, что и принято считать днём рождения нового оружейного завода.

Курировал создание нового предприятия член Берг-коллегии (министерство, ведавшее со времён петровских реформ добычей полезных ископаемых и тяжёлой промышленностью) Андрей Дерябин. Этот признанный специалист своего дела  прекрасно понимал сверхзадачу насыщения армии современным оружием, но в излишнюю спешку не ударялся и «гнать план» в ущерб качеству подчинённых не заставлял.
Вместо этого на Ижевском заводе делался упор на постепенное внедрение самых современных технологий. Никакой кустарщины, все производственные операции производились лишь в 14 заводских корпусах. Часть корпусов были многоэтажными, что было уникальным для России начала XIX века.
При подготовке кадров особый упор делался на их способности изготовлять унифицированные составные части оружия. Время от времени Дерябин и его помощники проводили показательные проверки: смешивали узлы сотни-другой разобранных ружей или пистолетов и вновь складывали их из взятых наугад из общей кучи деталей. И если что-то в каких-то изделиях заедало или болталось, мастерам приходилось вновь повышать свою квалификацию, учась создавать по настоящему унифицированные изделия. 
Зато потом в действующей армии мастера-оружейники могли из имевшихся у них запчастей очень быстро отремонтировать практически любое оружие, а не выбрасывать его, как это часто бывало, когда большая часть оружия представляла собой штучные и почти уникальные (а потому и неремонтопригодные) изделия.
В первый год существования Ижевский завод выпускал лишь опытные образцы в очень небольшом количестве. С 1812 по 1814 год, когда шла война с Наполеоном, новое предприятие выпустило уже 24 тысячи ружей. Но всё же это было несравнимо с тогдашним тульским производством, выпускавшем до 13 тысяч стволов в месяц.
Тем не менее, предприятие планомерно развивало самые передовые на то время технологии. Много операций проводились за счёт гидравлического привода от водяных колёс, установленных на реке, в 1841 году были небезуспешные попытки применения паровой машины.
Постепенно ижевцы выходили на заметные позиции в отечественной оружейной отрасли, за первые полвека работы ими было выпущено около трети из всех произведённых в стране ружей.

Со второй половины XIX века Ижевский завод не миновала общая тенденция отечественной оружейной  отрасли – массовое производство лицензионных зарубежных образцов. Отечественные конструкции начали преобладать с конца XIX века, главным образом в виде знаменитой трёхлинейной винтовки Мосина образца 1891 года. Она надолго стала основным изделием Ижевского завода. Более того, именно в Ижевске выпускалось большинство наиболее важных узлов этого надёжного оружия, в том числе стволы, часть из которых потом шла для сборки готовых винтовок в Тулу, Сестрорецк и другие оружейные заводы России.
С начала XX века в Ижевске был налажен выпуск пулемётных стволов, требования к которым традиционно более высокие, чем к обычному стрелковому оружию. Обеспечить ресурс в несколько десятков тысяч выстрелов до необходимости замены ствола очень непросто, потому и доселе такие производства налажены далеко не везде. Всемирным признанием качества стволов ижевского производства стало получение ими гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Столетие своего существование в 1907 году Ижевский завод отметил цифрой в 4 миллиона выпущенных образцов оружия самых разных марок. Однако вспыхнувшая через 7 лет Первая мировая война заставила заводчан ещё больше интенсифицировать производство. Всего за годы Первой Мировой завод поставил фронту 1,5 миллиона винтовок, 3,8 миллиона винтовочных стволов, 200 тыс. пулемётных стволов, что, соответственно, составляло 43%, 52% и 79% от всего объёма производства в стране, не считая 1 миллиона артиллерийских снарядов. 

В советские годы Ижевский завод продолжал выпускать как оружейную продукцию, так и всё больше осваивал высокотехнологичные гражданские производства. Так, например, в 1928 году был выпущен первый мотоцикл «ИЖ», производство которых было прекращено лишь в 2008 году, после того, как было сделано несколько миллионов таких стальных коней. В Ижевске были сделаны высокопрочные коленчатые валы для двигателя знаменитого самолёта АНТ-25, на котором Чкалов, Байдуков и Беляков впервые в истории совершили беспосадочный перелёт через Северный Полюс из СССР в США.
С началом Великой Отечественной войны город и его главное производство оказались в глубоком тылу, вдалеке от опасности как вражеской оккупации, так и просто бомбардировок, ещё раз подтвердив стратегическую правильность решения, принятого на рубеже XIX века. Вскоре после начала войны в Ижевск были эвакуированы основные производственные мощности из Тулы и Подольска, оказавшихся на переднем крае столкновения с рвущимися к Москве гитлеровскими полчищами. 
В 1942 году в связи с упомянутым переездом и значительным укреплением производства правительством были организованы несколько отдельных заводов, в частности Ижевский механический завод. В 2013 году большая часть ижевских, а также другие предприятия были объединены в государственный концерн «Калашников». 
Всего за годы войны Ижевск дал стрелкового оружия столько, сколько за 92 довоенных года, вместе взятых. Всего за годы войны было произведено 11,15 млн. винтовок и карабинов, 132 тыс. авиационных пулемётов, 82 тыс. станковых пулемётов, 15 тыс. авиационных пушек, 1,5 млн. ствольных заготовок, не считая других видов боевой техники. Именно в Ижевске в первые, самые тяжёлые месяцы войны сумели наладить выпуск противотанковых ружей так нужных для отражения танковых атак гитлеровцев.

После войны ижевцы продолжали выпускать массу военной и гражданской продукции. Среди последней и автомобили «Москвич», и мотоциклы «Иж», и немало измерительной, медицинской, космической техники.
Но, пожалуй, главной визитной карточкой ижевских оружейников после войны стал знаменитый автомат Калашникова, принятый на вооружение в 1949 году и модифицированный в 1974 до калибра 5,45 мм. Хотя в мире насчитывается около 106 миллионов единиц (мировой рекорд!) этого крайне надёжного оружия, выпущенного в том числе и по лицензии в больше, чем десятке стран, головным предприятием в выпуске этого супер-автомата всегда являлся именно Ижевский завод.
Также массовым стал выпуск с конца 40-х пистолета Макарова, ставшего основным оружием советской милиции и армейских офицеров. Он заменил морально устаревший револьвер системы Нагана и неплохой, но очень уж «пробивной» (так что могли пострадать и те, кто оказался стоящим за преступником) пистолет ТТ. 
«Макаровых» тоже было выпущено несколько миллионов штук, самых разных модификаций. И под облегчённые патроны (для частных охранных структур), и 12-зарядный ПММ, при стрельбе специальными бронебойными пулями вполне могущий конкурировать и с куда более современными пистолетами.
Разумеется, спектр выпускаемого ижевцами оружия значительно обширнее. Тут и охотничья ружья, и снайперские винтовки (в том числе, крупнокалиберные, с дальностью стрельбы до 1800 метров), и пулемёты, и уникальные автоматы для спецназа, позволяющие при стрельбе короткими очередями почти не ощущать отдачи. Также тут изготавливаются управляемые снаряды с лазерным наведением для 155-мм гаубиц «Краснополь», и боевые роботизированные комплексы, и многое другое.
Сейчас многопрофильный оружейный концерн «Калашников» ежегодно производит продукции на десятки миллиардов рублей и уверенно смотрит в будущее, успешно продолжая славные традиции, заложенные при открытии Ижевского оружейного завода 215 лет назад.

5
1
Средняя оценка: 3.08974
Проголосовало: 156