«Я всегда пела сердцем…»

Светлой памяти известной оперной певицы, народной артистки Туркменистана Розы Тураевой (1938-2021)

Люди, чьи имена овеяны легендой, были ее близкими друзьями, дорогими сердцу соратниками. Ее блестящая судьба вместила и советское прошлое, и сегодняшнее настоящее.

***

Несколько лет назад я присутствовала на церемонии вручения памятной медали в честь 25-летия независимости Туркменистана. Услышала имя народной артистки Туркменистана Розы Тураевой. А затем увидела ее. Элегантная, нарядно одетая, она поднималась на сцену государственного театра оперы и балета имени Махтумкули, где и происходило это торжественное мероприятие. 
Я не верила своим глазам. 
«Неужели это она, та самая Роза Тураева?» – пронеслось у меня в голове. 

***

Вспомнились далекие 1960–1970-е годы. Тогда я, школьница, заслушивалась ее волшебным пением, была очарована необыкновенно чистым серебристым голосом. Моя юная душа взлетала высоко, под небеса, и, любуясь звездными просторами, творила свой сказочный мир. 
Меня ожидала большая жизнь, хотелось любить и быть счастливой. 
Ее пение пробуждало в сердце любовь и нежность.

***

По прошествии некоторого времени, общаясь с администратором недавно созданного туркменского вебсайта in Ashgabat, я обмолвилась об этом. 
Беркели Атаев любезно сообщил мне номер домашнего телефона Розы Тураевой. Оказалось, они давно знакомы, более того, она участвовала в благотворительных концертах общества гитаристов, которым он руководил.
Я колебалась, ощущая волнение от самой возможности набрать номер, позвонить и услышать голос обладательницы этого необыкновенно чарующего голоса. Ведь это почти то же, как повернуть время вспять и вернуться в другое измерение. 
Ответили мне сразу. Звонкий голос звучал молодо и свежо.
«Нуралиева? Журналистка? Приезжайте».
…Я подходила уже к дому, где живет Роза Сапаровна, когда сверху раздался голос: «Гозелечка! Поднимайтесь ко мне!» 
Она встречала меня, стоя в дверях квартиры, расположенной на третьем этаже старого кирпичного дома, где двери выходят на наружную лестницу. Однокомнатную квартиру она получила давно, в 1960-х, обустраивала ее сама. 
В комнате были черное пианино, ее портреты, ее фотографии. Здесь царила Ее эпоха. 

***

Разговор сложился легко. Роза Сапаровна принадлежала к тем людям, которым присущ дар живого рассказа. Слушать ее было удивительно интересно. 
С первых ее слов: «Я всегда пела сердцем» – в моем воображении предстали картины тех лет, когда на сцене блистала она – оперная дива с великолепным голосом – колоратурным сопрано. 
У Звезды звездным было и ее окружение – однокурсник по музыкальному училищу имени Дангатара Овезова, народный артист Туркменистана, создатель легендарного вокально-инструментального ансамбля «Гунеш» (1) Мурад Садыков, народный художник Туркменистана Шамухаммед (она называла его Шаджан) Акмухамедов, с которым знакома была с детства. 
Ее портрет, принадлежащий его кисти, дорог ей как память о дружбе, также как и портрет, написанный художниками Саблиными (2). 

    

***

Не всегда путь к признанию усыпан розами. Особенно в искусстве, где не бывает легких дорог, где успех и счастье добываются трудной ценой. 
Но не зря с детства Роза любила смотреть на небо, на звезды, научилась распознавать созвездия, названия которых были окружены ореолом таинственности и загадочности. 
Они были ее друзьями, спутниками всей ее жизни, которым она искренне верила и знала, что они ее никогда не предадут. Она и сейчас, говоря о звездах, преображалась, перед глазами возникала мечтательная девочка, которая стремилась к звездам. 
Вопреки всему Роза осуществила свою мечту – стала певицей и достигла вершин вокального искусства. Вот уж действительно, «Per aspera ad astra» – сквозь тернии к звездам. 

***

Оперная певица, народная артистка Туркменистана Роза Сапаровна Тураева родилась в 1938 году в Туркмении в городе Мары. 
По воспоминаниям ее мамы Ширбану Юзбаши – гызы, маленькая Роза начала ходить очень рано и также рано она и запела. 
Детство Розы пришлось на суровые годы Великой Отечественной войны. Но при всех тяготах того времени, для Розы это были счастливые дни! 
Ей нравилось жить, ей нравились незатейливые развлечения, которые были у детворы. И никакие трудности – ни скудная пища, ни военное положение – не смогли помешать ей повзрослеть и превратиться в привлекательную девушку с ясной и чистой душой, впитавшей тепло туркменской земли, красоту родной природы, согретой светом южного солнца и далеких, но таких притягательных звезд, которые были полны небесной музыки. 
Но самым излюбленным занятием было слушать радио, установленное в центре Байрам-Али, где они проживали. По нему Роза впервые услышала арию Лакме из одноименной оперы, наслаждалась и песнями народных певцов – бахши. 

***

Желание петь привело девушку в музыкальное училище при Государственном театре оперы и балета имени Махтумкули. 
Годы учебы пролетели незаметно. При сдаче дипломного спектакля «Айна», который поставил с выпускниками композитор Дангатар Овезов, Роза Тураева произвела неизгладимое впечатление на слушателей своим ярким исполнением, что ее сразу приняли в театр солисткой (она проработала здесь с 1960 по 1989 годы). 
…Отныне вся ее жизнь принадлежала театру. В своих мыслях она рисовала мир прекрасного, в котором не было фальши. 
Ей хотелось не только петь оперные арии, но и создавать убедительные сценические образы и играть так, чтобы подниматься к звездам, увлекая зрителей за собой и зажигая в их сердцах свет любви. 

***

Так сложилось, что с первых шагов молодая певица оказалась в условиях, о которых и не помышляла. Ей стали доверять ведущие партии – в «Травиате», «Риголетто» Верди, «Севильском цирюльнике» Россини, «Прекрасной Елене» Оффенбаха, «Кармен» Бизе. 
«У меня были две любимые партии, – вспоминала Роза Сапаровна. – Это Лейли и Виолетта из “Травиаты”».
Знаменитая партия Лейли в опере «Лейли и Меджнун» Д.Овезова и Ю.С.Мейтуса принесла Розе небывалый успех. 
Над этой ролью она работала вместе с дирижером, народным артистом СССР Хыдыром Аллануровым. Корифей туркменской дирижерской школы, великолепно знающий оперную и симфоническую музыку, вокальную литературу, чувствуя творческую индивидуальность певицы, видя природное богатство и необыкновенную красоту ее голоса, не навязывал ей свою волю. 
Маэстро помогал расставлять музыкальные и эмоциональные акценты в спектакле, предоставив творческую свободу. И получился прекрасный спектакль, где много света, нежности и любви. 
«Он сотворил со мной чудо, – говорила Роза Тураева. – Он помог мне раскрыть себя, свою душу, войти в образ лирической героини. Лейли – это лучший подарок для певицы, это жемчужина вокального искусства». 

***

Роза Тураева была удостоена высоких званий – «Заслуженная артистка Туркменской ССР» (1972), «Народная артистка Туркменской ССР» (1984). 
Выступала на известных сценах России, в странах Европы, Азии, побывала с концертными номерами в Африке. 
И всюду публика встречала бурными аплодисментами, выражая свое восхищение ее необыкновенно чистым звучанием голоса, ее обаянием, элегантностью, умением создавать на сцене блистательные образы оперных героинь. А больше всего любили они ее за «незвездность», за скромность, открытость. 
…Ни слава, ни время не смогли повлиять на характер Розы Сапаровны, она была молода, жизнерадостна, доброжелательна и такой же, как в детстве – доверчивой, эмоциональной и мечтательной. 

   
На фото слева направо: Рахман Бабаев (брат гитариста Ислама Бабаева), народный артист Туркменистана, основатель и художественный руководитель популярной советской музыкальной группы «Гунеш» Мурад Садыков, известный туркменский оперный и эстрадный певец Мурад Диванаев, народная артистка Туркменистана Роза Тураева, Беркели Атаев, Татьяна Королева (ее муж был братом Олега Королева, который вместе с Мурадом Садыковым организовали ансамбль «Гунеш»), и певица Валентина Костяева (май, 2012)

***

К тому времени, когда мы встретились с Розой Тураевой, она уже не пела на сцене, но жизнь ее в искусстве продолжалась также интенсивно. 
Обучала учеников на дому, интересовалась их жизнью и успехами. 
Не пропускала ничего значительного в концертной жизни Ашхабада. 
Роза Тураева всегда с радостью участвовала и во всех благотворительных концертах. 
«Когда мы готовили концерт, посвященный памяти моего дяди, известного туркменского гитариста Ислама Бабаева, который известен как создатель отделения классической гитары, она незамедлительно откликнулась и приняла активное участие», – рассказывает Беркели Атаев. 

***

В конце нашей беседы я спросила Розу Сапаровну, счастлива ли она. 
Ее ответ был краток: «Меня люди зовут "бахшиджан" (3), и от этого тепло на душе, наверно, это и есть счастье». 
…Изредка мы созванивались с ней после нашей встречи. И каждый раз я с восхищением слушала ее голос, не утратившим с годами своей серебристой звонкости. 
Порой она напевала излюбленные места из туркменских песен. 
До сих пор помню как она исполняла песню «Айлы агшам» ( Лунный вечер) Амана Агаджикова. 
Ее пение было таким магически проникновенным. Казалось, что этот голос не может принадлежать земному человеку, настолько с первых же звуков он околдовывает, завораживает, что оказываешься в его власти.


Роза Тураева и Лейли Окдирова  

***

Победительница ежегодного молодежного республиканского конкурса «Сияющая звезда – 2020» Лейли Окдирова, которую Роза Тураева любила и опекала, вспоминает: 
«Я всегда благодарю Бога, что на моем пути встретилась эта прекрасная женщина с изумительным голосом и добрейшей душой. Я училась в республиканской музыкальной школе по классу скрипки у народного артиста Туркменистана Гарольда Исааковича Неймарка, у меня и мысли не было о том, чтобы стать оперной певицей. Но, сама Судьба улыбнулась мне в начале моего жизненного пути, как говорят в таких случаях, «счастливый случай». 
Как-то раз к нам в школу пришла красивая, статная женщина. Она беседовала с каждым ребенком отдельно и проверяла их голоса. 
Я – самая маленькая по росту и была последней в этой группе. Когда всех проверили, дошла очередь и до меня. Она подозвала меня к себе и стала распевать меня. Мы вышли на самую высокую ноту. Они звучали высоко и красиво. 
Вдруг она остановилась и сказала, – «Удивительно, у тебя голос как у меня – колоратурное сопрано. Есть все природные данные петь на сцене. Будем готовиться с тобой к очень важному концерту в честь инаугурации президента». 
Это был 2007 год. Так, в мою жизнь вошла Роза Сапаровна Тураева. 
Можно сказать, что с этого времени мы с ней не расставались. И даже, окончив Национальную музыкальную академию Украины имени П. И.Чайковского, я продолжала заниматься у Розы Сапаровны. 
Она научила меня всем вокальным приемам, и, что важно для певицы, – владеть своим дыханием. Показала специальные дыхательные упражнения, чтобы освободить язык, гортань – голосовой аппарат. Говорила, что полагаться только на природную постановку голоса нельзя, на это надеются только лентяи, надо работать, совершенствовать свои голосовые данные. 
Я стала оперной певицей благодаря ей. До сих пор помню ее наставление: «Смысл жизни – в раскрытии. Слушай себя, верь себе, тогда энергия твоего сердца будет струиться через тебя, твои руки, твои глаза, твой голос». Она многое дала мне. Сердце мое переполнено любовью и благодарностью к ее памяти».
Однажды после очередных занятий я попросила свою наставницу сфотографироваться вместе. И неожиданно она согласилась. 
И получилось необычное фото, где мы обе на фоне прекрасного портрета Розы Тураевой, написанного братьями Саблиными. 
Но даже на этом спонтанном снимке видны погруженность Розы Сапаровны в учебный процесс, ее отреченность от обыденной жизни, и что душа ее, жившая в мире музыки, получила огромное наслаждение и ни с чем несравнимую радость. 
Как-то при беседе я заметила, что нужно иметь большое терпение в таком ответственном деле, как обучение детей, тем более вокалу. 
На что она ответила, что терпение – это ключ, необходимый всем, кто хочет чего-то достичь в своей жизни. И этому она тоже учит своих воспитанников. 
«Я говорю им, – уточняла Роза Сапаровна, – необходима постоянная сосредоточенность на своем деле, и надо практиковать, снова и снова практиковать, и повторять, снова и снова, чтобы не думать о том, как звучит твой голос, как петь, как двигаться на сцене, и тогда они станут частью твоего «я». И придет момент, когда ты сам станешь голосом, звуком, музыкой».

   
Роза Тураева на концерте, посвященном Дню Победы

***

3 сентября 2021 года пришла печальная весть – ушла из жизни Роза Тураева. Сердца поклонников ее таланта, всех, кто любил и знал ее, кто восхищался ею, были охвачены скорбным чувством. Погасла еще одна звездочка на небосклоне туркменского искусства. 
Знаю, никто не вечен на этой земле, но, когда уходят поистине благородные и светлые люди, олицетворяющие любовь, великодушие и красоту, становится грустно. 
Но остались песни, оперные арии в исполнении Розы Тураевой, они звучат с дисков. Ученики с благодарностью чтят ее память, верны ее урокам, где она обучала не только профессионализму, но и человечности, душевной щедрости и честности.


Дурды Байрамов. Портрет Розы Тураевой
 
Остался в истории и Образ оперной примы, запечатленный на портрете, написанном мастером портретного жанра, народным художником Туркменистана Дурды Байрамовым, создавшим большую галерею портретов выдающихся современников – представителей искусства Туркменистана. 
Верю, что душа Розы Тураевой слилась с музыкой любимых ею небесных сфер. 

Примечания

1. В 1979 году на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады группе «Фирюза» была присуждена первая премия. А в следующем году последовало предложение от фирмы «Мелодия» о записи грампластинки. 
Виниловая пластинка ансамбля «Фирюза», выпущенная в СССР фирмой «Мелодия», которая в тот период времени была монополистом на рынке звуковой индустрии, является одной из самых редких и дорогих альбомов советской музыки.
2. Брат художников Саблиных Дмитрий был художественным руководителем популярного тогда туркменского инструментального ансамбля «Фирюза».
3. Бахши – исполнитель народных песен.

Фото из личных архивов Розы Тураевой, Лейли Окдировой, Беркели Атаева.

Художник: Дурды Байрамов.

5
1
Средняя оценка: 2.83594
Проголосовало: 128