Болдино на все времена

Словосочетание «болдинская осень» давно стало устойчивым в русском языке. И не удивительно. Безвестное прежде село Большое Болдино, принадлежавшее роду Пушкиных с конца 16 века, стало местом небывалого творческого взлёта русского гения. А впоследствии – святыней для всех ценителей русской литературы. Мировая культура не знает других таких примеров, когда за столь короткое время было созданы десятки литературных шедевров.

На самом деле осень была не одна, а целых три. Александр Сергеевич бывал в Большом Болдине Нижегородской губернии трижды. И в каждый приезд из-под его пера выходили шедевры. Но самой плодотворной оказалась осень 1830-го года, когда за три месяца он создал около полусотни произведений: тут и «Маленькие трагедии», и «Домик в Коломне», и «Повести Белкина», и знаменитые «Бесы». В этот же приезд поэт закончил главный труд своей жизни – роман в стихах «Евгений Онегин».
Для того чтобы произошло это чудо под названием Болдинская осень, должны были совпасть несколько самых разных обстоятельств. С одной стороны, в это время поэт жил счастливым ожиданием скорой свадьбы с Натальей Гончаровой, а с другой – уехать из села ему мешала эпидемия бушевавшей в округе чумы. Поэтому Пушкин поневоле вынужден был ограничить свой круг общения и подолгу в уединении «общался с музой». Хотя полного уединения, конечно, быть не могло. Александр Сергеевич всё-таки в глазах крестьян был «молодым барином», и они не раз приходили к нему со своими «челобитными». Один раз поэту пришлось даже у стен Успенской церкви в Болдине прочитать крестьянам проповедь о том, что чума – это наказание Божие за пьянство и лень. 

Судя по всему, крестьяне не обиделись на Александра Сергеевича. Но об этом чуть позже.
Ещё один фактор, несомненно, повлиявший на поэта в Болдине: здесь он, пожалуй, как нигде ощутил себя звеном в родовой цепи. Это понимание выразилось у него в знаменитых строках.

Два чувства дивно близки нам
В них обретает сердце пищу, 
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам. 

В Болдине многое указывает на историю рода Пушкиных. Вышеупомянутую Успенскую церковь строил дед поэта – Лев Александрович Пушкин, а освящена она была… в год рождения его великого внука. 
И ещё немного о неслучайных совпадениях – примерно 9 лет назад, накануне начала недоброй памяти киевского майдана в музейных загашниках в Болдине замироточила икона святого благоверного князя Александра Невского, принадлежавшая некогда поэту.

Главный усадебный дом в Болдине – подлинный, в отличие от дома в Михайловском, восстановленного после Великой Отечественной войны. Хотя в начале XX века и над болдинской усадьбой нависла угроза. Как известно, накануне 1917 года и в последующие годы гражданской войны были сожжены тысячи помещичьих усадеб по всей стране. Однако болдинские крестьяне оказались мудрее.
«Желательно увековечить память великого поэта (нашего помещика) А.С. Пушкина, а также равно день Великой русской революции», – такую резолюцию написали они на сходе 11 апреля 1918 года. Эти слова выбиты сейчас на памятной табличке в музее-заповеднике «Болдино». 
Да, любой здешний экскурсовод расскажет, что Пушкины не были жестоки к своим крепостным, брали с них не столь большие подати, как другие помещики. Хотя во время «русского бунта, бессмысленного и беспощадного» вряд ли такие детали могут урезонить бунтовщиков. А вот какое-то интуитивное понимание, что через «помещика А.С. Пушкина» их село приобщилось к высшим проявлениям человеческого гения, сквозит в наивной крестьянской резолюции. 

Надо сказать, что Бог сторицей вознаградил болдинцев за их мудрость. Сегодня в селе нет ощущения запустения, которое возникает во многих российских весях. Большинство домов – добротные, улицы – уютные, дороги – в хорошем состоянии. 
В центре села построен Большеболдинский культурный центр, которому могут позавидовать многие города. У руководства района и Нижегородской области – большие планы по развитию туристической отрасли. Здесь действует уютная современная гостиница. Желающие полнее погрузиться в пушкинскую эпоху могут прокатиться на лошадях по окрестностям, как это любил делать сам Александр Сергеевич. 
Каждое лето музей-заповедник «Болдино» проводит Всероссийский Пушкинский праздник поэзии, приуроченный ко дню рождения поэта. Приезжают писатели из Москвы, Нижнего Новгорода, многих других городов России и зарубежья. Как правило, костяк выступающих составляют представители Союза писателей России. Возле родового имения Пушкина и в заповедной роще Лучинник звучат поэтические строки современных продолжателей дела великого поэта. И порой, когда читаешь стихи, глядя на уходящий вдаль светлый простор, кажется, что слышат их не только собравшиеся у сцены люди, но и вся благословенная русская земля. 

Наверно, у многих слово «Болдино» ассоциируется со знаменитыми строками: «Люблю я пышное природы увяданье / В багрец и золото одетые леса». 
Может быть, для того чтобы лучше ощутить пушкинскую атмосферу, именно осенью сюда стремятся сотни и тысячи гостей со всей страны. Их поток увеличивается в разы по сравнению с другими временами года. Однако Болдино прекрасно и летом, и весной. Говорю это как человек, побывавший здесь не раз. Позволю привести здесь своё небольшое стихотворение, написанное по впечатлениям поездок на болдинскую землю. 

В звонком слове Болдино
Отозвалась Родина.

Ширь полей осенняя, – 
Для души спасение.

И снега лучистые
На заре в Лучиннике.

Да в глуши усадебной
Цвет вишнёвый свадебный.

Счастье белоствольное,
Лета воля-вольная.

Пушкин, солнце, Родина
Дышат в слове Болдино.

А вот как сам Александр Сергеевич описывал окрестности своего родового имения в письме своему другу П. А. Плетнёву: «Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь, соседей ни души, езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает…»
Пушкин известен как великий поэт, меньше знают о другом его наследии, вернее, наследниках. Все дети Александра Сергеевича выросли достойными людьми. С именем сына поэта Александра Александровича связана история усадьбы Львовка, построенной по распоряжению вдовы Натальи Николаевны в нескольких километрах от Большого Болдина. Александр Александрович всю жизнь был военным, служил, как тогда говорили, с честью, участвовал в Крымской войне и Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, за что был награжден золотым оружием с надписью «За храбрость» и орденом Святого Владимира. Закончил свою военную карьеру генералом от кавалерии. 

Александр Александрович имел 13 детей, и его семью нельзя было назвать богатой. Тем не менее, он, по просьбе крестьян, на свои средства возвёл во Львовке деревянную церковь, освящённую в честь святого Александра Невского, покровителя рода Пушкина, а по своей инициативе построил ещё и церковно-приходскую школу. Оба эти здания, как и сама львовская усадьба, сохранились до наших дней и сейчас являются частью музея-заповедника. 
Здесь под сенью огромных сосен, посаженных в честь рождения детей Александра Сергеевича, время исчезает, и, кажется, вот-вот увидишь на краю поляны фигуру невысокого человека в изящном цилиндре. 

Фото автора 

 

Художник: В. Хазов.

5
1
Средняя оценка: 2.82609
Проголосовало: 115