Православная Литва: утерянный шанс остаться великой
Православная Литва: утерянный шанс остаться великой
Литва проводит непропорциональную своим размерам русофобскую политику. Даже более антироссийски настроенные Латвия и Эстония, где в отличие от Литвы введён статус негражданина для русскоговорящих жителей, выглядят более молчаливыми и сдержанными.
Вильнюс прямо или опосредованно участвует сразу в нескольких региональных антироссийских блоках – Люблинский треугольник, Междуморье, Бухарестская девятка. Попытка ввести блокаду грузов в Калининградскую область окончательно доказало намерение Вильнюса враждовать с Россией долго и всерьёз. Дошло до того, что Москва пригрозила отозвать признание независимости Литвы.
Геополитическая ценность Литвы в том, что она находится между балтийским побережьем Польши и балтийским побережьем Латвии и Эстонии, примыкая к Белоруссии – ключевому союзнику Москвы в Восточной Европе. Одного взгляда на карту достаточно, чтобы понять: без Литвы контроль НАТО над Балтикой не был бы полным. Сейчас он тоже не полный, так как у России есть Санкт-Петербург и Калининград, но в случае пророссийской Литвы зона контроля Западом балтийского побережья была бы разорвана надвое: одной стороны Польша, с другой Латвия и Эстония, на месте Литвы зиял бы «провал».
Пророссийская Литва – теперь это звучит нереально, но в старину Литву называли Литовской Русью. Великое княжество Литовское (ВКЛ) было преимущественно православным государством, православные литовцы с русскими именами были там вовсе не редкость. В состав ВКЛ входили земли нынешних Литвы и частично Белоруссии, Украины и России. Это было крупное государство, конкурирующее с Москвой за лидерство в Восточной Европе. Кто знает, победи Литва в этой борьбе, и Русь могла бы иметь совсем другой культурный, конфессиональный и политический облик.
Белорусские националисты толкуют эту гипотезу в свою пользу. Дескать, белорусы – это никакие не славяне и уж тем более не русские, а народ балтийского происхождения и наследники ВКЛ – литвины. Идея создания новой литвинской народности с ретроспективным культом великолитовской государственности была особенно в ходу в начале 2000-х. Термин «литвины», в отличие от этнонима «белорус», не содержит корня «рус», указывающего на родство белорусов с великороссами. Этим он и нравился белорусским националистам.
Но, ратуя за западный путь развития Белоруссии по примеру Литвы, они толкают белорусов к тому, что и погубило Литву! Русский философ проф. Александр Дугин в аудио-выпуске «Католицизм – причина гибели великой Литвы» сказал: «Условием [Кревской унии об объединении Польши и Литвы] было обращение литовцев в католичество. Именно в этом и коренился главный подвох. Дело в том, что языческой в ВКЛ была только литовская правящая верхушка, основное население...составляли православные...Кроме того, в Литве большую роль играли русские князья, которые...также были православными. Литовские язычники легко находили с русскими православными общий язык, не препятствуя свободе вероисповедания. Ряд литовских князей и сами подчас переходили в православие».
Фактов обратного перехода из православия в язычество не наблюдалось. Дугин подчёркивает, что до Кревской унии западные русские считали ВКЛ родным государством. С приходом католичества миролюбивое литовское язычество было ликвидировано, польский католический фанатизм начал гонения на православных, нанеся непоправимый ущерб государственности ВКЛ. Отныне оно не было для православного большинства родным домом. Православных превратили в людей второго сорта.
До Люблинской унии 1569 г. об образовании Польшей и Литвой единого государства Речь Посполитая у литовцев был теоретический шанс занять достойное место на карте Европы и остаться Русью Литовской – мощным княжеством, а не территориальным придатком польского государства. Этого не произошло. Перейдя в католицизм, литовцы сами погубили собственные исторические перспективы стать заметным для истории народом-преобразователем.
Православная Литва была крупнее, крепче и гораздо авторитетнее на тогдашней мировой арене, чем нынешнее крохотное, ставшее католическим, пятнышко на карте под названием Литовская Республика. Польский католицизм уничтожил Великую Литву изнутри. Литовский католицизм завершил это дело. Современным литовцам некого винить, кроме себя. Обвинения в адрес Москвы в притеснении литовской государственности – это попытка свалить вину на соседа. Не Москва нанесла финальный удар по Литве, а Польша и католицизм. Остаться великой Великая Литва могла только в союзе с Москвой и только как православное государство.
Сегодняшняя Литва, особенно с точки зрения национальной идентичности, совсем не та, какой она была во времена ВКЛ. И внешняя политика такой Литвы тоже не та, как раньше. Следуя в фарватере польской внешней политики, Литва повторяет ошибки прошлых веков, когда именно Польша втянула Литву в беспрестанные войны с Москвой. ВКЛ и Москва активно враждовали только в XV-XVI вв., в остальное время умели найти общий язык.
Вильнюс, если бы был независимым, тоже мог бы сегодня найти общий язык с Москвой. Но ни Польша, ни НАТО, ни ЕС, ни США не позволят ему этого сделать. Пойдя на поводу у Запада, великая Литва растеряла свои земли. Современная Литва, идя на поводу у Запада, вообще рискует остаться без государственности.
Художник: А. Поклад.