К Северному полюсу – напролом!

17 августа 1977 года впервые в истории надводный корабль достиг крайней северной точки планеты. Им стал советский атомный ледокол «Арктика». Благодаря этому достижению в последующие полвека такие рейсы стали уже обыденными.

Полюса нашей планеты издавна манили к себе полярных исследователей и просто путешественников. Тем не менее, с достижением Северного полюса сложилась парадоксальная ситуация. С учётом его расположения почти в центре Северного Ледовитого океана, логично было бы добираться туда на корабле. Но сплошные и очень толстые льды не давали мореплавателям достичь заветной цели. Хотя первая зафиксированная попытка в этом направлении и датируется 1524 годом.
Максимум, что получалось у отважных моряков, шедших на полюс со стороны Евразийского континента, – добраться до острова Рудольфа вблизи Шпицбергена, крайней северной точки суши в этом секторе Арктики. Увы, до самого полюса отсюда было ещё добрых 900 км, причём этот участок был буквально забит мощными полярными льдами, сохранявшимися даже в условиях и наиболее тёплого (по местным меркам, конечно) полярного лета. 
О преодолении таких льдов парусными судами не могло быть и речи. Обычные пароходы от них отличались мало – несмотря на наличие достаточно мощного двигателя, традиционные обводы носовой части были абсолютно не приспособлены к проламыванию толстенных льдин.
Правда, с изобретением знаменитым российским адмиралом Макаровым в конце XIX века ледокола (его назвали «Ермак») появились шансы достичь Северного полюса на корабле. Главное отличие ледокола состоит в особой конструкции носовой части, позволяющей наползать на льдины и ломать их весом тяжёлого корпуса, прокладывая таким образом путь вперёд. При этом требуется и весьма незаурядная мощность – по расчётам адмирала Макарова, не меньше 20 тысяч лошадиных сил. Тогда как двигатели «Ермака» развивали максимум 12 тысяч л.с., спущенного на воду спустя почти 20 лет «Красина» – около 10 тысяч. Проблема была и в обеспечении достаточным количеством топлива для плавания в полностью автономном режиме к Полюсу и обратно.

Первооткрыватели Северного полюса добирались туда на чём угодно, только не кораблях. Экспедиция Роберта Пири достигла полюса (что, впрочем, ставится под сомнение многими исследователями) на собачьих упряжках. Руал Амундсен и Умберто Нобиле – на дирижаблях. Ричард Берд – на самолёте (хотя, его рекорд также сомнителен). 
Первая высадка на Полюс была произведена советскими лётчиками в 1937 году. Тогда же была организована дрейфующая полярная станции во главе с прославленным исследователем Папаниным.
В 1958 году крайней северной точки планеты достигла американская атомная подводная лодка «Наутилус», спустя 3 года достижение было повторено советской АПЛ К-181. 
Реальная перспектива добраться до полюса традиционным водным путём появилась лишь с появлением в СССР первых атомных ледоколов. Первенец этого класса судов ледокол «Ленин» был спущен на воду в 1959 году, но поучаствовать в экспедиции на полюс ему не довелось. Хотя, в принципе, крепкий корпус, мощная силовая установка в 44 тысячи лошадиных сил, а также небывалая для обычных судов автономность хода в 12 месяцев на одной зарядке реактора, делала шансы на успех вполне реальными, но всё же не абсолютно гарантированными.
Спущенная на воду в 1971 году «Арктика» при значительно возросшей мощности двигателей в 75 тысяч лошадиных сил могла преодолевать льды толщиной и в 3 метра. Скорость продвижения при этом была всего около 1 узла – чуть меньше 2 км/час. 8 узлов достигалось при толщине ледового покрова в 120 см. Это при том, что на чистой воде ледокол мог давать 21 узел, как самые быстроходные броненосцы времён адмирала Макарова. 

К подготовке экспедиции на ледоколе «Арктика» руководство подошло очень основательно. В ней приняли участие десятки учёных, специалистов по ледовой обстановке. В экспедиции была задействовано и масса внешних ресурсов. Помимо вертолёта, базировавшегося на самой «Арктике», ледовую разведку обеспечивали ещё и 4 самолёта «Ил-14», вылетевших загодя на остров Средний в архипелаге Северная земля. На самом атомоходе имелось оборудование для организации ледового аэродрома на случай крайних обстоятельств, например при затирании корабля льдами, как во время драматического дрейфа «Челюскина». При подготовке рейса учитывалось также мнение и опытных капитанов-полярников. Так, считается, что именно их советы по выбору маршрута в наименее толстых ледовых полях способствовали тому, что курс атомного ледокола к полюсу был проложен не по прямой от Мурманска, как планировалось первоначально, а по довольно широкой дуге.

9 августа «Арктика» начала движение на восток, к Новосибирским островам, и взяла курс на север, лишь достигнув 130 градуса восточной долготы в районе моря Лаптевых. 
Обратно в порт приписки «Арктика» вернулась с полюса кратчайшим, прямым путём, который, тем не менее, занял 5 суток. Продвижение к Северному полюсу, почти втрое большей протяжённости, заняло 8,5 суток. Часть маршрута, по воспоминаниям участников, напоминала камнедробилку – ледоколу из-за очень толстого льда приходилось то идти вперёд, то давать задний ход, чтобы набрать скорость для новой атаки. 
В любом случае, плавание показало, что советский атомоход способен справиться почти с любыми льдами и даже поход к крайней северной точке планеты, любым маршрутом, особых проблем для него не составил. 
Так или иначе, 17 августа, в 4 утра по Московскому времени, советский корабль впервые в истории добрался до Северного полюса. На полюсе в это время круглосуточный полярный день. Символический круг вокруг полюса участники экспедиции нарисовали на снегу очень быстро и провели вокруг него торжественный хоровод с пересечением за несколько минут всех часовых поясов земного шара.
Заслуги участников экспедиции были по достоинству оценены – трое из них получили звание Героев социалистического труда, десятки – ордена и медали СССР. Орденом Октябрьской революции был награждён и сам заслуженный ледокол, тем более что его уникальный рейс совершался (и был посвящён) в 60-ю годовщину Великого Октября.

Помимо установления рекорда экспедиция преследовала и вполне прагматические цели. Была доказана возможность высокоширотного проведения караванов судов по Северному морскому пути. Хотя систематически и массово караваны в высоких широтах пока ещё не проводятся. 
Но то, что было уникальным достижением в 1977 году, сегодня становится всё более доступным. В 2013 году был зафиксирован юбилейный сотый рейс надводного корабля к Северному полюсу, причём подавляющее большинство этих рейсов было совершено советскими, а затем российскими судами.
А в последние годы рейсы российских атомных ледоколов к самой северной точке планеты стали практически регулярно-туристическими. Так, в этом году туда отправилась группа школьников, награждённых незаурядным круизом за выдающиеся результаты, показанные на школьных олимпиадах.
На следующий год на полюс может отправиться любой желающий, заплатив за билет 2 миллиона рублей.

Без героических перелётов Чкалова, Громова, Леваневского не было бы регулярных рейсов гражданских авиалайнеров через Северный полюс. Так и без первого в мире плавания «Арктики» не было бы ни нынешних круизов на Северный полюс, ни массового освоения мощным отечественным ледокольным флотом необозримых российских акваторий Ледовитого океана. 

5
1
Средняя оценка: 2.91935
Проголосовало: 124