Против, молчит, покаялся
Против, молчит, покаялся
Депутат Госдумы Александр Бородай недавно предложил публицисту Захару Прилепину не заниматься тем, чем он сейчас занимается (подозреваю, что характеристика этого занятия, если бы А. Бородай высказал ее открыто, обернулась бы одним длинным «биииип»), а приехать на Донбасс в качестве политрука. На предложение писателя бороться с пятой колонной он также ответил, мягко говоря, без всякого энтузиазма: «Неприятное ощущение у меня возникает: может, сосредоточиться на борьбе с общим врагом, чем организовывать загадочные партхозактивы, которые оценивают моральный облик чей-то? При этом он [Прилепин] привлекает внимание к дешевым клоунам, сбежавшим за границу, которые дай Бог оттуда не вернутся». Так и хочется возразить этому честному человеку, делающему свое дело: что ж вы недальновидный такой, Александр Юрьевич? У людей большие планы на посты и активы, на которые они давно облизываются. Никакая это не культура и не политика, и уж тем более не культурная политика. Это бизнес, Александр Юрьевич.
Захар Прилепин разбирается с бывшими друзьями и коллегами. С теми, с кем ел, пил, за руку здоровался, призы получал и, как бы это помягче выразиться, вспомоществования от щедрот вышестоящих. Еще свежи воспоминания, не исчезли из Сети фотографии о том, как всё было… Узнаете подельников?
3 августа в Госдуме состоялось первое заседание рабочей группы по расследованию антироссийской деятельности в сфере культуры (ГРАД). Она была создана по инициативе партии «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП), то есть Прилепиным со товарищи. Первейшей целью новой рабочей группы является «исправление кадровой политики государства в сфере культуры». А проще говоря, «расследователи» намереваются подвинуть от кормушки всех, кого они причисляют к либеральной мафии, каковая «сидит на бабле». Попавшим в черные списки предложили либо уволиться, либо «публично признать неправоту, допущенную в виде критической оценки спецоперации на Украине».
В этих списках оказались все подряд, от крупных бизнесменов до библиотекарш. В списках пять страниц с фамилиями, большая часть которых публике абсолютно неизвестна. Приведу для примера страницы две — судите сами, насколько разные профессии в них упомянуты. И это вот «молчит»:
а) укладывается в сюжет шварцевского «Дракона» с его идеей, что люди — это руда, которую можно лишь разделять на полезную породу и пустую, ну а пустая порода известно куда идет — в отвалы;
б) точь-в-точь повторяет позицию западных СМИ, культурных заведений и политических организаций, требующих от русских: покайтесь! выразите свою позицию в отношении СВО, осудите свою страну, ее правительство, ее народ, ее политику! цигель-цигель, а то имущества лишим!
Мы же сами возмущались моральным и физическим насилием со стороны Запада над русским человеком, который проживает за границей и беззащитен перед шантажом. Мы же сами говорили и все еще говорим о нацизме, раздающем своим людям и «покаявшимся» аусвайсы «хороших русских». А что это, как не списки недостойных аусвайса «молчунов»?
В начале заседания Захар Прилепин заявил, что позиция большинства деятелей культуры мало изменилась с 2014 года, когда они «не приняли ни крымскую весну, ни выбор жителей Донбасса, заявивших о желании региона стать частью России». Значит, нужно давить на деятелей культуры, которые «заняли антинародную позицию». На каких деятелей? В черный список заносились все подряд.
Если общественный деятель, журналист, работник Фонда поддержки социальных проектов имеет хоть какое-то отношение к формированию мнения, к культурной политике, то писатель, поэт, переводчик, критик, актер, режиссер, литературовед, а тем паче философ, если его заставить, а не переубедить, может и покаяться, и начать писать, что было велено… Но лучше бы и дальше молчал. Вспоминаются слова из романа «Гадкие лебеди» любимых народом фантастов Стругацких: «Моральные ценности не продаются, Банев. Их можно разрушить, купить их нельзя. Каждая моральная данная ценность нужна только одной стороне, красть или покупать ее не имеет смысла. Господин Президент считает, что купил живописца Р. Квадригу. Это ошибка. Он купил халтурщика Р. Квадригу, а живописец протек между пальцами и умер». Неужели положение настолько отчаянное, что России нужны вместо деятелей культуры рабы, запуганные и продажные?
Автор проекта «Русские супергерои» Роман Антоновский предположил, что в отечественной культуре существует «либеральная мафия», которая «продвигает русофобские идеи, им не интересен Донбасс». Поругал жупел традиционалистов, ЛГБТ-фем-активистку Оксану Васякину, которая пишет о тяжелой судьбе трансгендеров в российской глубинке и получила за это немало наград. Хотя ее мало кто читает, Васякина ездит хедлайнером на литературные фестивали. Вряд ли Антоновский учитывает воздействие системы на умы, даже если прекрасно помнит, как много лет работал механизм выдвижения на премию. А главное, как пропускали этих молодых писателей через «Премии растления малолетних» (так шутя именовали «Лицей», «Дебют» и проч.). Им практически всю жизнь внушали, что западные ценности и свободы самый лучший ориентир. Тех, кто шел в другую сторону, мало, они для существующей системы невидимки.
Депутат Госдумы, координатор проекта «Добровольцы культуры» Общероссийского народного фронта Дмитрий Кузнецов напомнил об «испуганных патриотах» и просто сбежавших. Некоторые уже вернулись, а другие, по мнению парламентария, вернутся не сегодня-завтра. И тех, и других он предложил «перевоспитывать, например, организовав поездку в Донбасс». После этой поездки артисты, режиссеры, телеведущие «должны публично признаться, что были неправы, когда критиковали СВО», в противном случае их следует уволить, «чтобы не допустить издевательства над патриотическими чувствами гражданского общества». Позвольте, уволить из актеров и режиссеров, из писателей и переводчиков? Вы уверены, что эти профессии (не должности) вообще допускают увольнение? Тут можно использовать добрый старый инструмент — негласное преследование. Травлю.
Политик, однако, отметил, что цель ГРАД — не преследовать деятелей культуры, а призвать их «самоопределиться наконец, с кем вы». Дмитрий Кузнецов призывал несогласных покаяться и от имени доброго русского народа пообещал: их примут и простят. Однако писатель и политолог Александр Казаков призывал не доверять вредителям, которые хоть и наденут маски патриотизма, но будут продолжать вредить. «У них был золотой век, они вытирали ноги о Россию. Теперь они начали понимать, что золотой век закончился. Они мимикрируют. Надо не церемониться с этими ребятами. Есть кем их заменить. Реальных патриотов в России тоже много», — считает Казаков. Завершая заседание, руководитель фракции «Справедливая Россия — За Правду» Сергей Миронов пообещал уже осенью представить проект изменений в закон, который позволит лишать государственного финансирования деятелей культуры, не проявляющих солидарность с народом.
Вот, собственно, и все разногласия в ГРАДе: надо заставить каяться всех недовольных, наказать за игру в молчанку — или заставить их выразить восторг спецоперацией, а потом, так уж и быть, подарить свое прощение. Кого наказывать, спрашивается? Да всех, и не определившихся, и определившихся. Любой может оказаться недостаточно патриотичен, по горячности кого-то осудить, с кем-то не согласиться. А уж деятели искусства… Этим только дай волю. Творческими людьми руководить — что котов пасти.
Общеизвестно, что творческие натуры должны быть свободны, дабы им творилось, а не халтурилось. К сожалению, их тридцать лет воспитывали в прозападной вере — а до того еще лет двадцать-тридцать учили держать фигу в кармане и презирать отечественную идеологию, культуру и государственность. Вы надеетесь недолгой поездкой на Донбасс аннулировать полувековые установки? — хочется спросить товарищей из ГРАДа. Или просто надеетесь разогнать от кормушки власть имущих, наживших должности и капиталы, заместить их своими людьми, не больно разбираясь, на что те годны?
Пока же члены ГРАД предложили россиянам сообщать об агентах иностранного влияния и их пособниках в госструктурах на специально созданный сайт «Культурный фронт». А это и вовсе позорное предложение стучать на «пособников» — зато как удобно будет счеты сводить! Раздражает тебя кто-то, с кем-то поссорился, кому-то не симпатизируешь — стук-стук в предложенную конторку. Реагируйте, мол, моментально. Почему-то вспоминается изречение Германа Геринга: «Я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью».
Вера в то, что исправить положение в культуре можно с наскоку, партхозактивом, проверяющим моральный облик недостаточно патриотичных граждан, кажется прикрытием для совсем других дел. В благие намерения представителей группировки с показательным названием ГРАД, которые взяли на себя роль чистильщиков, верится слабо. Кстати, самого Прилепина никто проверять не собирается? У него в свергнутой элите знакомств больше, чем у большинства отмеченных в списках — деловые знакомства, личные, дружбы, связи... Он не чета подозрительно молчаливой библиотекарше. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?