Как взятие Москвы погубило Наполеона

14 сентября 1812 года французская армия без боя вступила в Москву. Однако очень скоро эта формальная победа превратилась в стратегическое поражение торжествующих оккупантов.

Неделя, прошедшая с момента эпохального Бородинского сражения, состоявшегося 7 сентября, стала для главнокомандующего российской армией Кутузова временем принятия важнейшего решения – что делать дальше? Защищать Москву или же оставить её неприятелю без боя?
Формально, шансы удержать древнюю столицу России у наших войск оставались. Битва под Бородино с чисто тактической точки зрения стала «боевой ничьей», когда обе враждующие армии, понеся пусть и значительные, но сравнимые потери (около 25-30% личного состава с каждой стороны), оставили поле боя непобеждёнными, сохранив большую часть боеспособности и управление войсками. 
Французы, правда, считали итоги битвы своей победой – их подразделения продолжили наступление на Москву, захват которой Наполеон считал главной промежуточной целью начатой им кампании. После этого намечалось принудить Россию принять невыгодные ей условия наполеоновского мирного договора-ультиматума. Однако необходимого условия (разгрома армии в генеральном сражении) для навязывания проигравшей стороне такого унизительного мира французский император обеспечить так и не смог. 
На военном совете в подмосковном селе Фили, состоявшемся 13 сентября, часть командующих отдельными подразделениями русской армии высказалась за то, чтобы дать противнику новый бой, защищая столицу. Но Кутузов, ставший к тому времени фельдмаршалом, принял решение отступать.
Есть мнение, что Михаил Илларионович оттягивал принятие этого тяжёлого решения не в последнюю очередь потому, что не хотел провоцировать московского губернатора графа Растопчина на формально обоснованные, но стратегически неправильные меры по созданию в городе «зоны выжженной земли» путём организации в Москве грандиозного пожара. 
Но кто бы поручился, что Наполеон удовлетворится пребыванием своей армии в походно-полевых условиях развёрнутых близ городской черты палаточных лагерей вместо того, чтобы отдать приказ идти дальше, преследуя отступающую русскую армию с целью добиться её полного разгрома? 
Сам Растопчин до конца жизни сомневался, стоит ли гордиться авторством знаменитого московского пожара. На основе его противоречивых заявлений часть историков считает соответствующий приказ чиновника доказанным фактом, другие же склонны говорить о невыясненных причинах массовых возгораний. В любом случае, Москва после вступления туда наполеоновской армии сгорела не полностью, а приблизительно на две трети. 

Первое разочарование Бонапарта – напрасное  ожидание «делегации московских бояр с ключами от Кремля». Вместо этого завоеватель получил почти полностью покинутый жителями город – не более 6 тысяч из 270-тысячного населения осталось на месте. Массовый исход москвичей начался задолго до Бородинской битвы – с того времени, когда стали доходить вести об оставлении Смоленска. 
В городе оставалось много ценного имущества, которое тут же начали грабить оккупанты. Отдавать захваченные города на разграбление было обычной практикой того времени. Но в большинстве случаев командование ограничивало срок грабежей тремя сутками. Французы получили в своё распоряжение богатый город на целый месяц. В октябре, после ухода наполеоновских войск из Москвы, на улицах было обнаружено свыше 11 тысяч неубранных трупов, многие из которых принадлежали французам – жертвам пьяных драк, отравлений, прочих эксцессов, сопровождавших армию с катастрофически упавшей дисциплиной. Очень точно было замечено в те дни: «Наполеон привёл в Москву армию, а увёл банду». 
Именно страх полного распада армии подвиг императора к уходу из Москвы. Сыграл свою роль и фактор отсутствия в городе достаточного количества продовольствия. 

Наполеон, заняв древнюю столицу, конечно, добавил горечи в сердца русских патриотов, но этим лишь усилил их желание поскорее разделаться с ненавистными оккупантами. Захват Москвы французами стал для них пирровой победой и явился важнейшей причиной последующего поражения с гибелью большей части наполеоновской армии в ходе её бесславного отступления.

 

Художник: А. Кившенко.

5
1
Средняя оценка: 3
Проголосовало: 313