«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше»

30 сентября Церковь отмечает «Малую Пасху» – день памяти удивительной святой семьи: мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Эта семья жила во II веке в Риме, в царствование императора Адриана (117–138 гг.). Мать – святая София, что значит «Премудрость», была благочестивой вдовой-христианкой. Своим дочерям она дала имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. 
О христианских добродетелях, в честь которых наречены святые мученицы, Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам писал:
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор.13:13)

***

Святая София и её дочери не скрывали своей веры во Христа, открыто исповедуя её перед иноверцами. И вот слух об этом дошёл до самого императора Адриана. Он пожелал лично увидеть их.
Они понимали, на что шли и горячо молились Господу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. 
Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Святая семья предстала перед императором и безбоязненно исповедала ему свою веру во Христа.
Удивлённый такой смелостью, император отослал юных христианок к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и сестры-христианки не изменили своих убеждений.
Император Адриан вновь стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву языческим богам. Но те с негодованием отвергли его приказ.
«У нас есть Бог Небесный, – ответили они, – его детьми мы желаем остаться, а твоим богам поклоняться не будем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».
Разгневанный Адриан велел предать девочек различным пыткам. Палачи начали с Веры. На глазах у матери и сестёр они стали беспощадно бить её и терзать. Потом положили на раскалённую железную решетку. Но огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. 
Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котёл с кипящей смолой. Но по воле Господней котёл охладился и не причинил исповеднице никакого вреда.
«Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», – сказала святая Вера. 
Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу. 
Младшие сёстры Надежда и Любовь, воодушевлённые мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом головы. 
…Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, средней, Надежде, – 10, а младшей, Любови – 9 лет.

                  

***

Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Мать подвергли иной, тяжелейшей, пытке: она была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но святая София проявила необыкновенное мужество и всё время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Спасителя.
Страдалица погребла своих дочерей, и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал святой Софии тихую кончину и принял её многострадальную душу в Небесные обители. 
Верующие погребли тело её на том же месте.

                  

***

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София издавна почитаются во Франции, в Эшо (Eschau буквально переводится как «ясеневый остров») близ Страсбурга, куда частицы их святых мощей были перенесены более 1000 лет назад.
10 мая 777 года Святые мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полученные епископом Страсбургским Ремигием от папы Адриана I, были доставлены из Рима в Эшо, в храм святого Трофима – центр католического аббатства. Этот женский монастырь был основан владыкой около 770 года.
В Завещании Епископа Ремигия (15 марта 778 года) говорится:
«…торжественно принёс мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвящённой святому Трофиму».
С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в её честь назвали аббатством Святой Софии.
В монастыре собирались свидетельства о чудесах, которые происходили у мощей святых мучениц. Они привлекали к себе так много паломников, что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».

         
Храм в д. Эшо                                                                                                       В.А. Тропинин. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

***

Вплоть до Французской революции мощи святых хранились в аббатстве.
В 1792 году, спустя три года после революции, монастырские здания были проданы с аукциона. Святые мощи растоптаны и сожжены. В монастыре устроен трактир с винным погребом. В 1822 году он был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.
После того, как в 1898 году во Франции было создано Движение по восстановлению памятников (среди его активных членов был и писатель Проспер Мериме), остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.
3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привёз в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и её дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещённый в раку с другими святынями.
С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей святой Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.

                  

***

У нас в Отечестве издавна почитают мучениц Веру, Надежду, Любовь и их мать Софию. По Промыслу Божиему, в русской традиции имя София (по-гречески означает «Мудрость») так и осталось без перевода, а вот имена её дочерей Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапе (Любовь) широко распространились у нас уже в русском переводе.
«...О, святая и праведная София! – писал в житиях святых святитель Димитрий Ростовский (в миру – Даниил Саввич Туптало; 1651–1709), – Какая женщина спаслась чрез чадородие так, как ты, родившая таких детей, кои уневестились Спасителю и, пострадав за Него, ныне с Ним царствуют и прославляются? Поистине ты мать, достойная удивления и доброй памяти».
Святым мученицам в России посвящено множество храмов, где изо дня в день к ним обращаются с молитвой:
О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящеим Его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

…Почитание мучениц нашло отражение и в русской поэзии.
Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви <...>.
Это – строки из стихотворения «Молитва» (1839) русского поэта, переводчика XIX века Ивана Ивановича Козлова (1779–1840).

                  

***

Большинство православных святынь Европы ныне находится в храмах западных христиан. Эти храмы были построены в период до трагического разделения Церкви на Православную и Католическую. Так было и с монастырем Святого Мученика Трофима в Эшо.
Почитание святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии увеличивается. Сейчас в Эшо, куда стремятся попасть всё больше паломников и из России и других стран СНГ, с любовью принимают православных паломников со всего мира.
От храмов и монастырей России ежемесячно приезжают во французский город Эшо группы паломников, служат у святых мощей мучениц молебны с чтением акафиста.
А 30 сентября, в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, здесь празднуется как «Малая Пасха». Собираются паломники из несколько десятков приходов Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви из Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии, а также России и стран СНГ.
Верим, надеемся, любим... Совершаем ошибки. Живём дальше. Да, так нужна мудрость каждому из нас в любые мгновения нашего мимолётного земного бытия.
И, правда, день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, – «Малая Пасха», когда мы можем задуматься, как живём.

 

Фото из открытых источников.

5
1
Средняя оценка: 2.89855
Проголосовало: 69