Скандал как спасжилет самопровозглашенной российской интеллигенции
Скандал как спасжилет самопровозглашенной российской интеллигенции
Очередной скандал, связанный с именем писателя Бориса Акунина, начался с того, что это имя убрали с афиш на сайте РАМТ (Российского молодежного академического театра) из спектаклей, поставленных по акунинским пьесам. Писатель, он же драматург, стал возмущаться — и громко. Его возмущение стоило бы понять, кабы не одно обстоятельство: немногим ранее Акунин сам описал эту историю в СМИ и на Фейсбуке* совсем в другом ключе.
Член комитета Госдумы по культуре Сергей Соловьев заявил порталу «News.ru», что поддерживает решение российского Минкульта: «Кто-то едет на передовую поднимать моральный дух наших бойцов, а кто-то из Великобритании поддерживает неонацистский киевский режим. Борис Акунин свой негативный выбор сделал. Поэтому я считаю действия Минкульта в современных условиях оправданными», — сказал парламентарий.
По словам писателя, художественный руководитель РАМТ Алексей Бородин сам позвонил ему и сообщил, что от театра требуют убрать имя автора из афиш. «Очень волнуясь, сказал, что “Прачечная” (Алексей Владимирович это слово не употребил, он человек интеллигентный) требует убрать мое имя. Я, признаюсь, сначала расхохотался, потому что идея афиши без имени показалась мне очень смешной. “Слова народные”. Но Алексею Владимировичу было явно не до смеха, и я ответил: “Поступайте, как для вас лучше”», — горько произнес Борис Акунин. И немедленно выпил! То есть распространил частный разговор во всех деталях по все медиа в пределах досягаемости.
Так или иначе, автор сам согласился с тем, что имя его на афишах не появится. Чего уж теперь-то ломаться? А того самого, что уж больно инфоповод хорош. Не всё же драмы писать — пора бы и самому примерить роль королевы драмы. Припомнив и то, что бесценное для зрителя имя автора пьесы отсутствует и на афише спектакля «1881», каковой идет в Александринском театре.
Весьма кстати обнаружилось, что Министерство культуры считает логичным исчезновение с афиш культурных учреждений артистов, покинувших Россию: «Те деятели культуры, кто в это непростое время покинул страну, отказался от России, кто публично выступил против ее богатой культуры, абсолютно логично друг за другом покидают и наши учреждения, и их афиши. В Минкультуры России поступает большое количество обращений от граждан, которых возмущает присутствие подобных деятелей в информационно-рекламных материалах государственных учреждений. Этот запрос идет прежде всего от общества, и мы не можем и не должны его игнорировать».
Перефразируя Ахматову, «какую биографию делают нашему лысому!» — прямо изгнанник и мученик, исправно получавший гонорары и отчисления. До сего дня. (Полагаю, изменениями данного обстоятельства и был вызван бенефис Бориса Акунина в роли королевы драмы.)
Каковая королева драмы немедленно приняла пафосную позу и разразилась дурно составленной речью: «Я не осуждаю театры, которые вынуждены приноравливаться к густеющему государственному безумию. Заниматься культурой в сегодняшней России — дело трудное, вроде плавания в серной кислоте». Отчего же? Если вы вообще способны плавать в кислоте, то вы либо персонаж глупого детского анекдота, либо микроорганизм-экстремофил. Ну а реальные люди, подвергавшиеся реальным преследованиям, даже не пытались выставить претензии на славу и бабки — себя бы спасти. И в кислоте творческой (очень мелкой и густонаселенной) лужи не плавали. Их попросту туда не пускали.
Тем, прошлым изгнанникам, и правда сочувствуют по сей день — однако попытки современных «мэтров» влезть в их роль и судьбу смешны. Разница между Философским пароходом и Русофобским паровозом слишком заметна, господа обиженные Россией. Выбор свой действительно сделали вы, никто иной.
Как следует из сообщения самого Акунина, какое-то время назад определенное количество театров (!) связывалось с автором. И все театры получили согласие на то, чтобы сохранить спектакли Б. Акунина в репертуаре. Безусловно, на фоне отмены в региональных театрах это казалось неплохим компромиссом. Однако попробуйте представить, какой реакции должен был ожидать западный двойник Акунина, займи он пророссийскую позицию, переберись куда-нибудь в Сибирь и пиши свои пиесы оттуда! Протестуя против западных ценностей и высмеивая историю великих держав.
Тут бы его, разумеется, немедленно принялись издавать и представлять на театре в тех странах, которые он, мягко выражаясь, недолюбливал. А режиссеры и худруки звонили бы ему по-свойски и выражали сочувствие, не сердясь, если опальный творец трепал... извините, повествовал про их доброе отношение в СМИ. Запад ведь именно так поступает со своими критиками, а тем паче врагами, не так ли?
«Я сочувствую руководителям театров (разумеется, кроме тех, кто сам рвется в первые ученики), — вещает Борис Акунин. — Если человек решил: дело, которому ты служишь, важнее ущерба для твоей репутации — это тяжелый выбор, от которого страдаешь ты сам, но не твой коллектив и не твои зрители». Намекает, что Министерство в чем-то право: он свой тяжелый выбор сделал. А теперь норовит переделать, добившись, чтобы ему всё вернули, да с довеском.
Акунин любит подчеркнуть, что не считает продуктивным культурный бойкот России и ни за что не расстанется со своей российской аудиторией по собственной инициативе. «Пускай это делает путинский режим. Запреты — по его части. Впереди, видимо, книжки без имени автора на обложке», — вот не умеет человек писать, даром что массовый и кассовый. Кто на ком стоял и кто с кем расставался: путинский режим с аудиторией — и чьей, своей или Акунина?
В любом случае, очень мило со стороны господина Чхартишвили полагать, что его будут издавать и ставить в России всегда, какой бы грязью он ни поливал ее правительство, ее народ и ее историю. Вот уж поистине режим запретов и тирании.
Согласно с месье Чхартишвили профессионально страдает княгиня Марья Алексевна, то есть «Кровавая барыня» Ксения Анатольевна, описывая ужасную участь трудов авторов-иноагентов: «Одному из покупателей, интересовавшемуся книгой Зыгаря** “Вся кремлевская рать” было сказано следующее: “Если вам нравится такая литература, то есть еще Зыгарь с 20% скидкой, правда, он здесь не стоит, потому что пришло распоряжение побыстрее распродать ТАКИХ и вообще лучше убрать”. На вопрос “каких таких — иноагентов?” — сотрудник ответил: “Ну, да, нам прислали целый список, кого надо корешком в самый дальний угол запихать”».
Ну вы подумайте, клеветников России сняли с «топовых» полочек, но не с производства! Понизили в статусе! Конечно, за такое надо порицать и власть, и народ. Ишь, проявляли-проявляли интерес к одним и тем же (давно, признаться, исписавшимся) авторам десятилетиями — и вдруг почуяли ветер перемен, захотели нового, то ли цветов полевых, то ли зарезать кого-нибудь... Нельзя так с творческими людьми. Жажду нового у публики следует пресекать.
В забавное время живем: бунтари-оппозиционеры стремятся сохранить статус кво пуще официальных властей; делают всё, чтобы публика ела приготовленное ими и нос не воротила. И одним из наилучших методов оставления за собой топовых полок в книжных и постановок в театрах они считают хайп.
Итак, переполох в курятнике, говорят, устроил не хорек, а петух. Скандал раскрутил… сам Акунин: «Но, видимо, тот факт, что никто особо не отреагировал на эту историю, очень обидел автора Акунина. И вот — публичная огласка, скандал и очевидно дальнейший запрет играть спектакли даже в таком виде... наверное, честнее было бы изначально не давать согласия на этот вариант, иначе сильно как плохой пиар выглядит», — посмеиваются в Телеграм-канале.
Вот уж поистине, главное в этой новости то, что новостью она является разве что для господина Чхартишвили. Он не в силах поверить: ужель та самая Татьяна, то есть российская аудитория его покидает? «Безвременно, безвременно, мы здесь, а ты туда, ты туда, а мы здесь», как писал Михаил Михайлович Жванецкий.
Министерства, конечно, склонны к передергиванию фактов, но поведаю другую новость, которая не является новостью ни для кого, кроме писателя Бориса Акунина: россиянам он стал неприятен задолго до спецоперации, в те годы, когда вообразил себя историком и принялся переписывать русскую историю. Ненависть к стране, сделавшей его писателем (и совершенно, мне кажется, незаслуженно), излияся из господина Чхартишвили бурным потоком, что было замечено теми, кого он так и норовил высмеять и оскорбить. Публика все же не так глупа, как хотелось бы СРИ, самопровозглашенной российской интеллигенции.
* Соцсеть, принадлежащая запрещённой в России организации
** Министерством юстиции РФ признан иностранным агентом.