Дмитрий Огурцов: война длиною в жизнь
Дмитрий Огурцов: война длиною в жизнь
К «Молодой гвардии» Дмитрий присоединился уже с боевым опытом. За его плечами было несколько сражений и побег из плена. Когда начался массовый арест подпольщиков, Огурцова тоже задержали. Но он опять сбежал. Однако предательство не позволило Дмитрию спастись.
В ноябре 1922 года в семье Увара Ивановича и Ефимии Фёдоровны произошло пополнение – родился сын Дмитрий. Огурцовы жили на хуторе Юрасово, что в Орловской области. Однако уже в следующем году семейство перебралось в посёлок Сорокино. Увар Иванович сначала трудился сапожником, а затем сменил сферу деятельности. И стал забойщиком на шахте.
Жили скромно, как и все в то непростое для страны время. Однако никто не жаловался. Пока отец был на работе, Дима с сестрой Сашей старались помогать маме по хозяйству. А в 1931 году мальчишка пошёл в первый класс школы № 2. Учился Дима средне. И не потому, что был ленивым, у мальчишки была одна черта характера, которая не позволяла ему сосредоточиться на занятиях. Он был мечтателем. Дима много читал приключенческих книг и всегда представлял себя на месте главных героев. Ему скучно было в городе и в школе. Он мечтал об авантюрных приключениях. И поэтому много времени уделял спорту. Дима знал, что без хорошей физической подготовки в джунглях, а тем более в тайге, делать нечего.
Когда Дима немного подрос, мечта сменилась. Теперь он, как и все его сверстники, хотел стать лётчиком. И не просто пилотом гражданской авиации (это было слишком скучно), а именно полярным. Как лётчик-испытатель Валерий Чкалов. Мальчишку восхищали его рекорды, и он хотел их обязательно повторить и даже побить.
В 1937 году всё семейство Огурцовых решило резко изменить жизнь. И в поисках лучшей доли они отправились на Сахалин. Обосновались Огурцовы в посёлке Арково (сейчас – город Александровск). Дима был в восторге. Сбылась его мальчишеская мечта – настало время приключений! Вместе с отцом он ходил на рыбалку. Научился хорошо стрелять из ружья и стал охотиться. В такие моменты он представлял, что превратился в бесстрашного литературного персонажа.
Однако время приключений продлилось всего пару лет. И Огурцовы вернулись в Краснодон. Отец вновь устроился на шахту, только теперь компанию ему составил сын. Дмитрию приходилось тяжело, поскольку работу он совмещал с учёбой в вечерней школе. Вскоре он стал комсомольцем.
Постепенно жизнь вошла в колею. Дмитрий мечтал о будущем, в котором обязательно нашлось бы место для увлекательных приключений. Однако грянула Великая Отечественная война. И он быстро повзрослел, превратившись из весёлого беззаботного парня в серьёзного мужчину. А уже осенью 1941 года его призвали в армию. Службу Дмитрий проходил на Военно-Морском флоте, окончил курсы радистов. И после чего был направлен в Новороссийскую военно-морскую базу.
Война не прошла мимо Дмитрия. Он служил в 144-м отдельном батальоне 83-й морской пехоты. И ему довелось сражаться с немцами в Краснодарском крае и на Кубани. Один из его сослуживцев И. Е. Коник вспоминал: «Дмитрия я знал очень хорошо, вместе прослужили около года. Он был хороший товарищ, честный и храбрый воин, и не раз мне приходилось вместе с ним выполнять боевые поручения командования. В самое трудное для нашей страны время мы никогда не теряли надежды на разгром озверелого врага и стойко дрались за каждый рубеж, выполняя приказ Родины – ни шагу назад!».
Середина лета 1942 года выдалась особенно жаркой. Немцы наступали на город Темрюк. И, несмотря на все усилия, командование понимало, что отстоять населённый пункт не получится. Но сдавать Темрюк никто не собирался. За него шли отчаянные, ожесточённые бои. И только когда силы у красноармейцев окончательно иссякли, они отступили и подорвали за собой мост. Однако бои продолжились. И в одном из сражений Дмитрий получил ранение и оказался в окружении. Прорваться с боем к своим у него не получилось. Немцы взяли его в плен. И вместе с другими пленниками он оказался в Новороссийске. Однако Дмитрий не собирался покорно ждать печальной участи и начал обдумывать план побега.
На протяжении двух недель Огурцов следил за надсмотрщиками. Смотрел, анализировал. И понял, что часовые не только менялись по расписанию, но и отходили на перекур. Этим парень и решил воспользоваться. Дмитрий осторожно подполз к колючей проволоке. Перекусить её ему было нечем, поэтому он перелез через неё. Да, сильно поранился, но главное – оказался на свободе. Часовые услышали, как он приземлился. Подбежали к проволоке и открыли огонь. Однако Огурцову повезло, темнота помогла ему скрыться.
Дмитрий бежал не останавливаясь. Несколько деревень, которые попались ему на пути, он обошёл стороной. Не стал рисковать, понимая, что если немцы отправятся в погоню, то будут искать его здесь. И, наконец, преодолев расстояние в пару десятков километров, Дмитрий остановился. Он нашёл пристанище в одной деревне и провёл там несколько дней. И после этого направился в Краснодон.
***
Город к тому времени был оккупирован. И Дмитрию пришлось на протяжении долгого времени прятаться у сестры Александры. Всё это время он не покидал её дома, весь день находясь либо в шкафу, либо в погребе. Однако наблюдательные соседи всё-таки узнали, что Александра прячем у себя брата-беглеца и сообщили полицейским. В дом явился патруль. Пособники фашистов не стали арестовывать парня. Они приказали ему устроиться на работу, пообещав, что за непослушание последует расправа. Дмитрий выполнил приказ. И устроился вагонщиком на шахту.
Вскоре Дмитрий узнал, что в Краснодоне и районе действует подпольная организация «Молодая гвардия». И он примкнул к ней. На шахте Огурцов практически не работал. Благодаря сотрудникам больницы, которые помогали молодогвардейцам, он брал справки о болезни. И всё время посвящал подпольной деятельности. И для молодогвардейцев Дмитрий оказался очень полезным. Во-первых, у него за плечами был настоящий боевой опыт. Во-вторых, он являлся радистом и постоянно чинил радиоприёмники. В остальном деятельность Огурцова не отличалась от деятельности других подпольщиков. Он участвовал в диверсионных операциях, собирал оружие, распространял агитационные листовки.
В начале января 1943 года в Краснодоне начались массовые аресты молодогвардейцев. Однако практически никто не покинул город. Подпольщики остались, поскольку верили в то, что приближающаяся Красная армия успеет вовремя. Но надежды подпольщиков не оправдались. На подступах к Краснодонскому району завязались упорные, тяжёлые бои. Продвижение замедлилось. Полицейские, понимая, что за предательство их непременно ждёт расплата, решили отыграться на молодогвардейцах.
Первая волна арестов прошла мимо Дмитрия. И ему казалось, что самое страшное уже позади. Город ждал прихода Красной армии. Однако 28 января Огурцова арестовали. Несколько дней он находился в тюрьме. А затем его перевели в окружную жандармерию, расположенную в городе Ровеньки. Дмитрий понимал, что если он смирится с судьбой, то его ждёт верная смерть. И парень решил действовать.
В начале февраля шёл сильный снегопад. Фашисты отправили группу арестантов на расчистку аэродрома. Внезапно послышался гул. Немцы засуетились. И арестанты поняли, что к аэродрому приближались советские бомбардировщики. Это был шанс спастись.
Началась бомбардировка. Полицейским было уже не до арестантов, они думали только о спасении своих жизней. И Дмитрий быстро пополз в сторону. Ему повезло. Немцы не заметили его побега. Однако возвращаться в город было нельзя. И Дмитрий решил, что какое-то время проведёт в одном из близлежащих сёл.
Огурцов добрался до незнакомого ему хутора. Сначала разведал обстановку. И заметил возле колодца пожилую женщину. Он подошёл к ней и обо всём рассказал. И она согласилась спрятать его у себя. Впервые за долгое время Дмитрий оказался в тёплом помещении. Женщина накормила его ужином, а потом куда-то ушла. Огурцов расслабился и не ожидал подлого удара в спину. Спустя несколько минут в комнату ворвались полицейские, а за ними стояла хозяйка дома…
Дмитрий доставили в тюрьму. Долго допрашивали, избивали, пытали. А девятого февраля 1943 года вывезли в Гремучий лес, что рядом с Ровеньками. И там расстреляли. Парню было всего двадцать лет…
После освобождения города, Огурцов был похоронен в братской могиле в сквере имени «Молодой гвардии» в Ровеньках. Посмертно Дмитрий Уварович был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.