Леонид Дадышев: молодогвардейцу было всего шестнадцать…
Леонид Дадышев: молодогвардейцу было всего шестнадцать…
Жизнь подпольщика Лени Дадышева оборвалась в шестнадцать лет. Гестаповцы не простили ему партизанскую деятельность. А еще больше их взбесили карикатурные рисунки, на которых парень высмеивал оккупантов.
От героев былых времен не осталось порой имен, –
Те, кто приняли смертный бой, стали просто землей и травой.
Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним, мы в груди храним.
Песня из художественного фильма «Офицеры» всегда будет актуальна. Проходят годы, в человеческой памяти становится все больше и больше белых пятен. И многие герои прошлого просто исчезают. Исчезают бесследно. К сожалению, эта печальная участь не миновала и многих участников подпольной организации «Молода гвардия». Молодогвардейцы – это не пять и не десять человек. Это десятки и десятки парней и девушек, которые пожертвовали своей жизнью ради Победы. Однако сейчас многие из них забыты.
Читатель, вспомни себя в шестнадцать лет. Чего ты хотел, о чем мечтал? Наверняка тогда тебе казалось, что впереди вся жизнь и любую дверь можно будет открыть, если только захотеть… Схожие мысли посещали и Леню Дадышева – одного из молодогвардейцев, чье имя практически затерялось в истории. Впрочем, надо признать, что процесс «забывания» начался не так давно, после развала СССР. В советские же годы о нем помнили. Ни одна школьная экспозиция, посвященная «Молодой гвардии», не обходилась без его портрета. В честь молодогвардейца назывались пионерские отряды. А в Баку каждый год проходил турнир по биатлону, посвященный памяти Леонида.
А потом настало время новых героев. И старые герои, скажем так, «второго эшелона» были отодвинуты на задний план. Однако Дадышев один из тех, кого нельзя просто так взять и «забыть». Несмотря на юный возраст, мальчишка мог дать фору многим взрослым. Особенно по части мужества и отваги. Леонид героем не родился, он им стал. Этого требовали обстоятельства.
Леонид Александрович родился 26 октября 1926 года в городе Шахты, что в Ростовской области. Его мать была русской, а отец – азербайджанцем. Вплоть до 1903 года жил в Персии, после чего перебрался в Российскую империю. Он обосновался в городе Шахты, обзавелся семьей. Бурлящие и кипящие революционные годы семья Дадышевых смогла пережить. А потом, уже при советской власти, жизнь постепенно начала налаживаться.
В 1934 году Дадышевы перебрались в Дагестанскую АССР, поселились в городе Кизляр. Но всего лишь через пару лет они вновь сменили место жительства. Теперь Дадышевы обживались в городе Иловайске, что в Донецкой области. К тому времени Леня был уже школьником. Несмотря на переезд, он хорошо учился. Вообще, по воспоминаниям его друзей и родственников, Дадышев не по годам был серьезен и ответственен. Особенно хорошо давалась Лене математика, он легко расправлялся даже с самыми трудными задачками. Как и большинство ребят того времени, Дадышев любил читать книги. Особенно его увлекали исторические и приключенческие романы. И Лени была специальная тетрадь, в нее он записывал понравившиеся фразы и сюжетные повороты. И мальчишка верил, что когда-нибудь и он сам сможет написать увлекательную книгу.
Благодаря занятиям в музыкальном кружке, Дадышев научился играть на мандолине. И иногда устраивал «концерт», выступая перед друзьями. Однако больше всего ему нравилось рисовать. Он мог изобразить на листе бумаги все что угодно. Педагоги пророчили ему будущее художника, известного на весь Союз.
***
Зимой 1940 года семейство Дадышевых переехало в город Краснодон, что в Ворошиловградской области. Леня сначала учился в школе № 1 имени Горького, но затем его перевели в школу №4 имени Ворошилова. Мальчишка быстро сдружился с одноклассниками. А его лучшими друзьями стали Сергей Тюленин, Виктор Лукьянченко и Семен Остапенко.
Надежда, сестра Леонида, вспоминала, что друзья были не похожи друг на друга по характеру. Если Тюленин был веселым, шкодливым и энергичным, то Дадышев, наоборот, уравновешивал его своим спокойствием и невозмутимостью. Леонид и Сергей вместе занимались в кружке авиамоделирования. И, конечно, мечтали, что однажды смогут покорить небо. Однако…
Началась Великая Отечественная война. Леня, который летом 1941 года окончил седьмой класс, решил, что ему необходимо поступить в летную школу. Тюленин придерживался того же мнения. И они отправились сдавать экзамены в Ворошиловград. Однако мальчишек не взяли из-за возраста. Пришлось вернуться в Краснодон.
Первый год войны прошел относительно спокойно. Но постепенно фронт начал приближаться к Ворошиловградской области. И местная молодежь ездила в соседние села для возведения оборонительных сооружений. Они рыли окопы, устанавливали противотанковые ежи. В июле 1942 года Краснодон был оккупирован. Часть населения покинул город и район, но большинство людей осталось. Не стали эвакуироваться и Дадышевы.
Краснодонские парни и девушки решили, что не станут бежать от врага, а окажут ему сопротивление. Конечно, воевать лоб в лоб с оккупантами и их пособниками-предателями они не собирались, перевес сил был на стороне первых. И краснодонская молодежь ушла в подполье. Вскоре разрозненные ячейки сопротивления объединились в одну подпольную организацию – «Молодую гвардию».
Конечно, стал молодогвардейцем и Леня Дадышев. Несмотря на юный возраст, мальчишка ни в чем не уступал остальным подпольщикам. Вместе с другими он добывал оружие, боеприпасы и медикаменты, распространял листовки, а также участвовал в диверсионных операциях. Например, в освобождении советских военнопленных, уничтожении запасов зерна. Вместе с Сергеем Тюлениным, Радием Юркиным и Степаном Сафоновым, Леня вывесил красный флаг на школе № 4 в канун годовщины Октябрьской революции.
Родители не знали, что Леня стал партизаном. Но, конечно, догадывались, поскольку часто он отсутствовал дома именно по ночам. Они спрашивали его об этом, но мальчишка молчал. Он знал, что об этой тайне родителям лучше не знать.
В самом начале января 1943 года в Краснодоне начались массовые аресты подпольщиков. Ситуация на фронте изменилась, чаша весов склонилась в сторону Красной армии. И оккупанты хотели отомстить. Самой легкой добычей для них стали как раз молодогвардейцы. Предатели, перешедшие на сторону немцев, понимали, что вскоре город будет освобожден. А главными союзниками красноармейцев стали бы как раз подпольщики. И полицейские решили расправиться с ними.
5 января пособники фашистов пришли в дом Дадышевых с обыском. Каратели были уверены, что Леня где-то хранит оружие и боеприпасы. И поэтому в первую очередь пытались найти именно их. Но обыск результатов не дал. Тогда они решили забрать еду и одежду. После чего заявили, что Леня должен идти с ними. Дадышев не стал спорить. Он надел свой пиджак, однако полицейские увидели, что к подкладке был прикреплен значок «Ворошиловский стрелок». Один из карателей подошел к мальчишке и оторвал значок. Обыск продолжился. Вскоре полицейские обнаружили две повестки с приказом явиться на биржу труда. Каратель спросил, почему он не пришел? Сестра Лени вспоминала, что ее брат посмотрел врагу в глаза и заявил: «Да потому что я не хотел ехать в Германию!»
Затем в дымоходе печи полицейские нашли небольшую железную коробку. Открыли ее, а внутри – карикатуры на Гитлера, немецких военачальников и краснодонских предателей. Когда каратели узнали, что эти рисунки сделал Леня, они избили его и увели с собой.
На протяжении нескольких дней молодогвардейцы допрашивали, избивали и пытали. Но полицейским так и не удалось добиться от него ответов. Родители же до последнего не верили в произошедшее и пытались выяснить у карателей, почему их сына забрали. Надежда Дадышева вспоминала, что после нескольких неудачных попыток ее отцу все-таки удалось попасть на прием к следователю. И тот на него закричал: «Вы слышите, он не знает, чем занимался его сын! Партизан твой сын! И скоро получит по заслугам!»
Спустя годы Надежда рассказывала: «Я никогда не видела, чтобы мой отец плакал. А в тот печальный день, возвратившись из полиции, он сел за стол, обхватил руками голову и зарыдал…»
Лени они больше не видели…
15 января мальчишку, как и многих других арестованных молодогвардейцев, каратели вывезли к шахте № 5. Затем расстреляли и сбросили в шурф. Спустя месяц Краснодон был освобожден. Вскрылась страшная правда о судьбе подпольщиков «Молодой гвардии». Изувеченные тела парней и девушек достали из шахты и перезахоронили в братской могиле на центральной площади города.
Посмертно шестнадцатилетний Леня Дадышев был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.
Сохранилась фотография Леонида. Он, как всегда, серьезный, сосредоточенный, с пронзительным взглядом. Взглядом совсем не детским, по-настоящему взрослым. Как будто Леня в тот момент уже знал, какая непростая судьба его ждет.
Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно Высший Суд для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть.